«Греф с трудом балансирует между хорошим управлением и преданностью Путину»
«Совмещая в себе черты футуриста и советского бюрократа, он хотел изменить всю страну, обновив ее главный банк». The Financial Times — о Сбербанке, Германе Грефе, Кремле и санкциях.
Макс Сэддон опубликовал в The Financial Times материал о Сбербанке и его главе Германе Грефе. Во время подготовки материала он поговорил с самим Грефом, топ-менеджерами банка, бывшими и настоящими, a также с представителями банков-конкурентов, отмечает The Bell.
Главные выводы, сделанные в материале, таковы: Греф пытается быть современным руководителем, но совмещать это с преданностью Кремлю порой бывает очень сложно, Сбербанк хотели сделать флагманом развития России, но страна пошла совсем иным путем. Не обошлось и без упоминания санкций.
The Bell выбрал самое интересное из материала.
Чего хочет Герман Греф
Сэддон в своем материале делает вывод, что основная цель Германа Грефа — реформирование России: «Он пытается использовать технологии и западные техники управления для того, чтобы втащить компанию, а с ней и всю страну, в современный мир».
Во время беседы с журналистом Греф, в частности, заявил, что модель Сбербанка могла бы стать моделью для всей России, тогда в стране зависимость от нефтегазовых доходов стала бы заметно ниже.
Если бы были проведены структурные реформы, экономический рост был бы выше, а наши результаты были бы еще более впечатляющими, — заявил он. — Представьте, при росте ВВП на 4% вместо 2% наш розничный бизнес рос бы на 22%, а корпоративный блок — на 12-13% в год».
Также сотрудники рассказали журналисту, что переход Грефа из правительства в банк был попыткой доказать Кремлю, что реформы возможны.
У нас был этот девиз внутри банка: когда мы изменим Сбербанк, мы изменим страну, — говорит Лев Хасис, первый вице-президент Сбербанка.
В FT отмечается, что Россия, однако, не пошла по пути своего крупнейшего банка. Один из бывших сотрудников даже охарактеризовал ситуацию как «параллельные вселенные». «Мы провели кучу сессий по управлению на ежемесячных встречах с олигархами, но от нас просто отмахивались как от каких-то странных ребят».
Читайте также: Герман Греф: «Россия — донор специалистов для развитых стран»
В материале упоминается также возможность того, что Герман Греф станет руководителем новой стратегии правительства «цифровая экономика», однако шансы на это, по мнению автора, невелики из-за того, что глава Сбербанка испортил отношения со слишком большим числом людей в Кремле.
Как он этого добивается
Сейчас сотрудники Сбербанка регулярно приезжают в корпоративный университет компании для прохождения программ Insead и собственных курсов, в которых используются даже технологии виртуальной реальности. Например, каждый может почувствовать себя пожилым человеком с глаукомой, который пытается оплатить счет в отделении банка. Но не все в банке так современно и радужно, пишет Сэддон. По мнению журналиста, Греф имеет черты и футуриста, и советского бюрократа.
Коллеги Грефа и вовсе рассказали, что у главы Сбербанка «комплекс фюрера, он привык к низкопоклонству и знает об этом». Есть и те, кто назвал Грефа «диктатором с хорошими намерениями». При этом, отметили собеседники журналиста, «в банке он может делать все, что захочет, потому что знает, что назначает его не глава совета директоров».
Это самая медленная, самая бюрократизированная и неэффективная организация, какую вы только можете себе представить, — описал Сбербанк топ-менеджер одного из западных банков. — Его (Грефа) день начинается в полдень, первую половину дня он в Кремле, и ребята (менеджеры) вынуждены ждать его до полуночи.
FT отмечает, что стиль руководства Грефа во многом остается «ортодоксальным», несмотря на его регулярные поездки в Кремниевую долину. Например, однажды он привязал бонусы топ-менеджеров к их планам по потере лишних килограммов.
Мы договорились о персональных KPI по весу и я справился с ними, — рассказал бывший глава финансового департамента Сбербанка Николай Цехомский. — Герман Оскарович был доволен моим прогрессом.
Упоминается в материале и история с громким увольнением аналитика Алекса Фэка, который в своем отчете раскритиковал «Газпром», одного из крупнейших клиентов банка. Тогда решение Грефа инвесторы не приняли и заявили, что глава Сбербанка с трудом сохраняет баланс между хорошим управлением и преданностью Путину.
Читайте также: Главный аналитик Sberbank CIB уволен вслед за автором скандального отчета о «Газпроме»
«Аналитики просто сделали свою работу. Греф не захотел или не смог их защитить», — прокомментировал скандал один из собеседников FT.
Санкции разрушили планы?
В материале отмечается, что санкции Запада не позволили Герману Грефу осуществить планы по международной экспансии. Геополитические риски банка остаются очень высоки: около 20% акционеров Сбербанка из США. После введения апрельских санкций акции банка рухнули почти на 20%, а в августе россияне, опасаясь новых санкций, забрали из банка больше $1 млрд.