«Гринвич» выкупил свое имя через суд
Владельцы ТРЦ «Гринвич» купили одноименую компанию, чтобы получить право на использование собственого товарного знака. До сделки фирма «Гринвич» намеревалась отсудить у ТРЦ 50 тыс. руб.
Судебный спор между ТРЦ и торговой фирмой «Гринвич», правообладателем одноименной марки, начался в марте. Владелец фирмы Станислав Гринкевич потребовал запретить компании «Инвестторгстрой» (совладельцем является Игорь Заводовский, соучредитель ТРЦ «Гринвич») использовать торговую марку и взыскать компенсацию – 500 тыс. руб.
Г-н Гринкевич пояснил в иске, что в 2000 г. запатентовал товарный знак «Гринвич начало отсчета», а в 2009 г. – торговую марку «Гринвич». Он зарегистрировал их по нескольким классам международной классификации товаров и услуг (МКТУ): реклама и аренда площадей для ее размещения, парковка и прокат автомобилей, сбыт товаров через посредников и др. «В МКТУ все товары, работы и услуги разделены на 45 классов, которые охватывают все сферы деятельности. Правообладатель при обращении за регистрацией товарного знака указывает, по каким классам он хочет получить охрану обозначения, - объясняет Роман Речкин, старший партнер группы правовых компаний «Интеллект-С». - Обычно достаточно трех-четырех».
Так вышло и в этом случае: «Инвестторгстрой» тоже закрепил за собой товарный знак «Гринвич», но в 2010 г. и по другим классам МКТУ. Соучредитель девелоперской группы «Общество Малышева, 73» Игорь Заводовский поясняет: запатентовать товарный знак планировали сразу – в 2006 г., когда для ТРЦ «Гринвич» были разработаны логотип и наименование. Но мешало наличие другого правообладателя. «Единственный актив фирмы «Гринвич» – ее торговая марка. Мы уже судились с владельцем этой компании – с переменным успехом, - комментирует он. – В итоге решили, что проще будет купить фирму. Сумма сделки – несколько меньше, чем заявленная в иске компенсация». По словам г-на Заводовского, Станислав Гринкевич и раньше пытался продать фирму владельцам ТРЦ, причем дороже, чем запросил в суде. Роман Речкин считает, что истец получил максимальную выгоду – обычно суды взыскивают за нарушения прав на товарный знак по 100-200 тыс. руб.
Станислав Гринкевич уточняет: первыми с предложением о продаже компании на него вышли сами представители ТРЦ. «Предложили ничтожную сумму. Я не согласился. Но и не планировал делать деньги на продаже фирмы», - рассказывает он. По словам г-на Гринкевича, компанию он создал в 1998 г. «для себя» – и название «Гринвич» созвучно с его фамилией. В течение пяти лет она была задействована в торговых сделках, но когда открылся ТРЦ «Гринвич», началась путаница. «В итоге хозяйственную деятельность пришлось свернуть. А представители ТРЦ пообещали аннулировать товарный знак «Гринвич начало отсчета» через Роспатент», - говорит г-н Гринкевич.
Как поясняют юристы, если компания не работает дольше трех лет, можно обратиться в палату по патентным спорам и аннулировать торговую марку. Правда, нужно доказать, что фирма фактически не действует. Обычно это занимает полгода. «Чтобы обезопасить себя, я зарегистрировал еще одну торговую марку – «Гринвич» и обратился в арбитраж, - пояснил Станислав Гринкевич. – Но в итоге нам с владельцами ТРЦ удалось найти компромисс».
Директор БЦ «Антей» Андрей Гавриловский считает, что владельцы ТРЦ «Гринвич» попали в ловушку. «Им нужно было заранее позаботиться о защите интеллектуальной собственности. Такие случаи – не редкость», - считает он. В начале года сам г-н Гавриловский зарегистрировал ТМ «Высоцкий», чтобы получить эксклюзивное право на использование фамилии музыканта во всех сферах предпринимательской деятельности.