«Громкое рождение — быстрая смерть». Почему бизнесу нужен медленный рост
«Клиентам не интересен ваш рост. Им интересен качественный продукт по адекватной цене. Забывая об этом, бизнесмены проваливают даже гениальные проекты».
Пользователь Aytekin Tank, создатель www.JotForm.com, пишет на Medium.com о том, почему умирает бизнес с гиперростом и почему медленный рост — это как раз то, что нужно.
— Легенда о бизнесе гласит, что самое главное — это интенсивный рост. Однако далеко не все стартапы показывают те темпы, которых ждут от них. Из-за этого ближайшей перспективой становится провал: инвестиции иссякают, a должного уровня для получения новых еще нет.
Именно поэтому я, создавая свою компанию, сосредоточился на получении регулярной прибыли, a не на гиперросте. Создавая бизнес, я не стал увольняться с работы. Да, я не следовал за своей мечтой на полной скорости, как советуют многие бизнес-тренеры. Собственное эго ничего не значило для меня.
Конечно, это не значит, что рост для бизнеса не принципиален. Наряду с прибылью, он важен для каждого дела. Но сосредотачиваться надо все же не на скорейшем росте, a на совершенствовании того продукта, который вы предлагаете. Если он будет хорош, рост начнется сам собой. Гиперрост же не только нереалистичен во многих случаях, но и часто вреден для дела.
Хорошая новость: безопасно расти все же можно
Это путь для храбрых. Для тех бизнесменов, которых хотят продолжать проводить время со своими семьями и друзьями, при этом создавая хороший продукт и гарантируя сотрудникам здоровую культуру в офисе. Такой рост возможен, но он происходит медленно и органично. Это простой, но не легкий путь.
Конечно, меня шокировало, насколько быстро растут многие компании, которые были созданы одновременно со мной. Порой хотелось набрать такую же скорость, но желание создавать качественный продукт в итоге оказывалось сильнее. Я понимал, что никакая рекламная стратегия, никакие блестящие продажники не смогут сделать для моей компании то, что сделает высокое качество продукта.
Итак, мы сосредоточились на клиенте, a не на конкуренции, и сегодня я считаю, что это было лучшее решение. Мы самостоятельная компания, которая сама себя создает. У нас нет времени обращать внимание на происки конкурентов или на вопросы возможного взлома нашей базы данных. Мы знаем, что наши клиенты не уйдут от нас, потому что мы предлагаем им именно то, что они хотят.
Постепенный рост дал моему бизнесу:
— Не только ресурсы, но и знания. Я понимаю, кого мне нужно нанимать и как эти люди должны работать. Я сам прошел через все этапы и сегодня вопрос несоответствия персонала для меня просто не стоит.
-— Сильную корпоративную культуру. Ценности в нашей компании складывались годами, я не внедрял их насильно. Поэтому каждый человек ценит свой труд и труд коллег и относится к продукту с максимальным вниманием.
— Время. Мы успели разработать эффективную программу обучения сотрудников, понять, куда и как нужно двигаться, чтобы оставаться весомыми игроками рынка. Мы не зависим от инвесторов, мы самодостаточны.
Если вы думаете, что не сможете понять, на правильном вы пути или нет — это не так. Создавая медленно растущую, но крепко стоящую на ногах компанию вы заметите, что клиенты сами идут к вам. Без рекламы, без агрессивного переманивания сотрудников из компаний-конкурентов. Они идут к вам, потому что ваш продукт отвечает всем их запросам.
Да, достижение такого уровня требует времени. Конечно, развитие за счет денег инвесторов куда более простое и быстрое, но только в первые месяцы. Далее риск прогореть и остаться ни с чем растет в геометрической прогрессии.
Помните, что, сосредоточившись на росте, вы делаете его своей главной целью. Но клиентам не интересен ваш рост. Им интересен качественный продукт по адекватной цене. Гиперрост не дает компании будущего. Вы ярко возникнете на рынке, но вскоре просто пропадете с него, и этого уже никто не заметит.
Самое разумное, что вы можете сделать — это деление времени между развитием продукта и стимулированием роста в пропорции 50 на 50. Это органичный и разумный путь. Прибыльный стартап может расти на собственные доходы, подумайте об этом.
Рост — это не плохо. Это замечательно, если он органично вписан в условиях развития продукта и компании. Нереалистичный и нездоровый гиперрост же приносит только огромные убытки.