«Хочется быть хорошим лидером? Черпайте знания из будущего». Как это работает
«Лучший пример плохого лидера — Марк Цукерберг. Facebook растет благодаря злобе, ненависти и страху. Компания порождает несчастных и страдающих депрессией людей. Во главе всего этого Цукерберг».
На прошедшей неделе в Москве выступил Отто Шармер, старший преподаватель Массачусетского института технологий (MIT), консультант Alibaba Group и Mercedes-Benz, основатель курсов по лидерству MITx u.lab и автор книг «Теория U. Лидерство из будущего» и «Преображение. Потенциал человека и горизонты будущего». После лекции он дал интервью Forbes, в котором рассказал, зачем компаниям менять имидж раз в несколько лет, как получить «знания из будущего» и почему Марк Цукерберг — плохой лидер. DK.RU выбрал главное из материала.
— Я заинтересовался лидерством еще в студенчестве, когда учился в школе менеджмента MIT. Я понял, что инструменты, которые применяют управленцы, иногда работают успешно, а иногда — проваливаются, и задался вопросом: «Почему?» Один очень успешный лидер как-то сказал мне, что успех вмешательства зависит от внутреннего состояния вмешивающегося. Это открыло мне глаза.
Постепенно я пришел к теории U. Она предполагает, что результаты, которые мы получаем, зависят от качества вовлеченности всех участников процесса. Эта вовлеченность базируется на чувственном присутствии — рефлексии между нашим прошлым опытом и представлениями о будущем.
Проще говоря, если вы хотите быть успешным лидером и эффективно реагировать на проблемы и изменения, вам нужно выйти за рамки знакомого мира и отправиться в путешествие по новым сферам бизнеса и знаний.
Первый вектор этого путешествия внешний: вам нужно открыться критике, научиться слушать окружающих, особенно тех, кто находится вне вашей отрасли. Второй вектор внутренний: постарайтесь отпустить все старые убеждения и штампы и открыться новому.
Не менее важно для лидера умение оглядываться назад — в прошлое. Все, что происходит сейчас и, вероятно, произойдет в будущем, — результат того, что уже случилось в прошлом. Но просто анализировать уже произошедшие события недостаточно. Важно получить доступ ко второму уровню данных — не тем, что мы можем увидеть, а тем, что мы можем почувствовать. Именно это я называю знаниями из будущего. Чтобы их получить, нужно научиться доверять своему чутью.
Лидерство состоит в том, чтобы формировать и направлять коллективное внимание к тем задачам, которые помогут осуществить цель. Вот где кроется настоящий челлендж.
Хороший лидер должен обладать еще и такими качествами, как любопытство, сочувствие и кураж. Любопытство отвечает за способность находить и воспринимать новое, сочувствие — за умение слушать, понимать и анализировать фидбек, а кураж — за желание быстро внедрять изменения и реагировать на критику. Движущая сила первого качества — открытый разум, второго — открытое сердце, а третьего — открытая воля.
Чтобы развить в себе все эти способности, нужна, прежде всего, правильная среда. Если вы будете смотреть в свой смартфон, ничего не выйдет — создайте для себя среду, в которой вы будете максимально настроены на результат, в которой ваше внимание будет качественным.
Все перечисленные качества не получится развить без практики. Недостаточно просто хотеть быть более смелым и любопытным — для этого нужно каждый день ловить себя на мысли, что вы все это действительно делаете. Но и практики недостаточно, если у вас нет обратной связи, честного мнения окружающих людей.
Не быть Цукербергом
Вдохновляющим лидером, который идет в будущее, я считаю, например, Пола Полмана, экс-гендиректора Unilever. Он вывел старомодную компанию на новый уровень устойчивого развития. Это потребовало изменений культуры управления. Полман их внедрил и сделал бизнес более успешным.
Его история — хороший пример того, что просто соревноваться с другими компаниями в финансовых результатах уже недостаточно. Сегодня компаниям нужна миссия. Это новая категория, которая автоматически переводит проект из статуса старомодного в статус прогрессивного.
Чем более высокое положение в организации вы занимаете, тем сложнее получать честную обратную связь
Еще один хороший пример — Эйлин Фишер, основательница одноименного американского бренда одежды. Ее компания была второй в стране по количеству выбрасываемых отходов. Но Фишер стала принимать у покупателей за вознаграждение старую одежду и делать целые коллекции из переработанных материалов. При этом компания до сих пор приносит прибыль и является одним из лидеров текстильной промышленности США. Все это стало возможным потому, что цель и миссия, провозглашенные Фишер, связаны с влиянием на общество.
Лучший пример плохого лидера — это, наверное, Марк Цукерберг. Бизнес-модель Facebook построена на вовлечении пользователей. Но вовлеченность увеличивается вместе с ростом злобы, ненависти и страха у аудитории. Людей снабжают информацией, которая с большой долей вероятности вызовет эти эмоции. Что мы получаем в итоге? Facebook очень успешна, это одна из самых дорогостоящих компаний. При этом она порождает очень много несчастных и страдающих депрессией людей.
Во главе всего этого Цукерберг. Он определяет стиль коммуникаций и использует социальную силу во вред, ухудшая всеобщее благополучие. Его никто не контролирует, у него нет того самого фидбека, о котором я говорил. И сейчас мы видим, что его модель сильно критикуется.
Главная проблема любой компании — огромной корпорации и маленького стартапа — в том, что лидеры сталкиваются с новыми трудностями, для решения которых используют старые инструменты управления. Это не работает. Изменения и тренды нужно замечать еще до того, как они произойдут, чтобы ничего не упустить, как произошло с Facebook.
Главное — перейти от образа мышления, где вы просто обвиняете некую «систему» вокруг, к созданию среды, которая позволяет наблюдать собственное поведение в этой системе.