Подписаться
Курс ЦБ на 26.12
77,88
91,89

Идеальный офис в Екатеринбурге возможно найти уже сегодня

В рамках конференции «Офисная недвижимость для растущего бизнеса» «ДК» провел деловую игру. Ее суть состояла в разборе реальных проблемных ситуаций, с которыми сталкиваются екатеринбургские бизнесм

В рамках конференции «Офисная недвижимость для растущего бизнеса» «ДК» провел деловую игру. Ее суть состояла в разборе реальных проблемных ситуаций, с которыми сталкиваются екатеринбургские бизнесмены, подбирающие для своих компаний новый офис. Итогом деловой игры стал неожиданный вывод: вопреки нехватке площадей предприниматели могут выбирать — и не только конкретные объекты, но и сами стратегии решения своих офисных проблем.

Ситуация № 1

Компания: NAUMEN.

Директор: Александр Давыдов.

Отрасль, вид деятельности:
ИТ-услуги.

Количество сотрудников:
140 человек.

Имеющийся офис: 650 кв. м.

Задача: необходим периферийный непредставительский бизнес-центр на 1000 кв. м с парковкой на 50 автомобилей, с кафе (бизнес-ланч до 100 руб.). Цена — до $200/кв. м в год. Желательно иметь возможность ежегодного расширения площади на 30%. Идеальным был бы технопарк на 30 тыс. кв. м. Текущий вариант решения — снимать офис площадью 900 кв. м.

 Николай Савин - президент РС «Центр недвижимости «МАН»

— У меня несколько решений задачи. Сразу отмечу, что все варианты сводятся к покупке площадей. Вариант первый предполагает, что вы не против выехать за пределы Екатеринбурга. В ближайших пригородах — Большом Истоке, Патрушах, Березовском, Верхней Пышме — сейчас продаются земли сельхозугодий по $200-300 за сотку или гектар в зависимости от того, какое место вы выбираете. Необходимо изменить статус земельного участка, и на нем можно будет строить офисный центр очередями. Второй вариант — долгий и мучительный, но результативный — отселение жилого дома. Выбираете 5-этажную хрущевку в том месте, где вам нравится: на Химмаше, Сортировке, допустим, там относительно дешевые квадратные метры, и начиная с первого этажа постепенно отселяете жильцов. Такие примеры есть на рынке: «Мир ткани» на 8 Марта — Щорса (отселены все пять этажей). Вариант третий — вступить в долевку. Строятся целые микрорайоны, и вы можете покупать, скажем, в них помещения на первых этажах зданий постепенно: сначала в одном здании, потом во втором. По мере застройки района будет увеличиваться ваш офис. И наконец, последний вариант — переезжать каждые три года. Арендовать офисы, подходящие по формату, с запасом площадей. А через три года появится новое предложение, которое вас устроит.

Алексей Одегов - начальник отдела маркетинга и продаж УК RED:

— Я бы порекомендовал подождать, когда девелоперы уйдут из центра и начнут строить в пригородах. В Москве эта тенденция уже активно проявляется.

Андрей Бриль - председатель совета директоров «Корин холдинга»

— Задача не имеет решения. Технопарки — не для NAUMEN по определению, поскольку они не должны вмещать компании с сотнями работающих. Во-первых, технопарки появятся у нас только через десять лет, а во-вторых, будут ориентированы на бизнесы, которые только-только набирают обороты. Ваше основное условие — большая площадка для строительства офиса за городом. Но сегодня все девелоперы ищут такие места и, безусловно, вас опередят. Кроме того, в пригородах очень мало земли с хорошими сетями и транспортной инфраструктурой. Мне кажется, что вы выбрали неверные условия поиска. Их необходимо пересмотреть. Например, допустить возможность, что офис будет распределенным. Я предлагаю вам взять в партнеры надежного девелопера. Но не уверен, сможете ли вы ему гарантировать, что его инвестиции отобьются, внятно пояснить, как вы будете дальше развиваться, ведь он будет строить объект под вашу компанию. И непременно возникнут взаимные обязательства.

Дмитрий Попов - начальник управления по работе с клиентами малого и среднего бизнеса ВУЗ-банка

— Если принять во внимание, что компания хочет платить $200/кв. м в год за аренду, то с учетом 5% роста ставок в год за пять лет вы отдадите $1100/кв. м. И я считаю, что если взять кредит в банке, то платежи по кредиту должны быть сопоставимыми с этой цифрой. В случае нашего кредитного учреждения вам придется уложиться в бюджет из расчета $760 за кв. м. Согласитесь, что это узкая экономика. И такое предложение сложно найти даже на периферии. Но тем не менее вы привлекательный клиент для нашего банка. Приобретаемая недвижимость будет залогом по кредиту. 

Павел Рахманов - директор по развитию и маркетингу ТПК «Уралобувь»:

— Вы ищете офис по объявлениям, а это не самый лучший путь. Вообще, самостоятельно вашу проблему не решить. В вашем случае это означает только убытки. Мой вариант — покупать площади в строящемся микрорайоне, например в нашем жилом комплексе «Университетский». Он будет возводиться до 2012 г., думаю, введение в эксплуатацию домов совпадает с динамикой вашего развития. Еще одна возможность — выкупить в строящемся офисном здании площадь больше, чем требуется компании на ближайшие три года. Излишки будете сдавать в аренду. А когда появится потребность в расширении, вы ею воспользуетесь. Тем самым вы заработаете деньги на площадях, которые не занимаете, и будете обладать резервом для расширения собственного бизнеса.

Алексей Чижов - директор департамента офисной недвижимости «Бекар-консалтинг» (Санкт-Петербург):

— На мой взгляд, жизнеспособных вариантов для компании два — это покупка или аренда площадей с запасом, которые будут сдаваться в субаренду, или расселение жилого дома. Но заниматься этим опять-таки должны профессионалы. Это неправильно, если IT-фирма направляет деньги на покупку недвижимости. Я бы на месте директора вкладывал деньги в свою основную деятельность. Любой собственник заинтересован в крупном арендаторе, как вы, с долговременным договором. По опыту Москвы и Питера могу заметить, что на окраинах города, в «невкусных» местах, есть здания, оставшиеся в наследство от какого-нибудь НИИ. Площади там сдаются по низким ставкам, и у собственника, как правило, нет денег на развитие объекта. Такого собственника можно заинтересовать различными схемами, например сделать ремонт в здании в счет погашения арендных платежей.

Результат 

Александр Давыдов - директор компании NAUMEN:

— Пока мы остановились на варианте аренды помещения. Но одновременно мы начнем работу по другим схемам, в том числе нас заинтересовала возможность долевого участия в микрорайонной застройке.

Ситуация № 2

Компания: «Витамин-ПРО».

Директор: Алексей Ямщиков.

Отрасль: ИТ-услуги (1С-франчайзинг, автоматизация учета, поставки компьютерной техники и ПО, внедрение ПО, системная интеграция).

Число работающих: 20 человек.

Задача: необходим офис в собственность около 100 кв. м, в том числе склад 15-20 кв. м, тип неважен (от квартиры на первом этаже до офиса в деловом центре), количество рабочих мест 20-25 (программисты, менеджеры), местоположение — не окраины, хорошая транспортная доступность. Текущий рассматриваемый вариант: получение ипотечного кредита под покупку квартиры на первом этаже с последующим переводом в нежилое. Возможность приобрести в кредит — первоначальный взнос составляет 300-400 тыс. руб. Возможный ежемесячный платеж — 100-150 тыс. руб.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ КЛИЕНТОВ

Николай Савин - президент РС «Центр недвижимости «МАН»:

— У вас типичные для Екатеринбурга условия задачи. С подобными параметрами приходит каждый второй клиент. Сегодня приобрести в собственность такие площади в зависимости от места, этажа и вида недвижимости стоит от 50 тыс. руб. до $5 тыс. за кв. м. Предлагаю три варианта действий. Первый — долевое участие в строительстве (банки сейчас предлагают такие программы). Второй вариант — купить квартиру на первом этаже и отселить или купить уже готовый офис. Третий вариант — приобретение площадки в бизнес-центре. На них большой спрос, и они дорого стоят, но такие предложения есть во всех районах города.

 Андрей Бриль - председатель совета директоров «Корин холдинга»:

— Я не понимаю, зачем вам покупать офис? IT-компания развивается динамично, неясно, сколько квадратных метров вам потребуется через года два-три. Вам следует быть мобильными и гибкими, но, приобретая объект недвижимости, вы сразу же теряете эти качества, засев в собственных 100 кв. м. Если вы возьмете кредит, придется долго расплачиваться, а инвестиции отобьются в лучшем случае через десять лет. А если вы купите площадку в здании с мелкой нарезкой, а оно будет снижаться в цене в ближайшее время, то вовсе останетесь в убытке. Мой вариант — ищите нормальных арендодателей, они уже появились в городе.

 Алексей Одегов - начальник отдела маркетинга и продаж УК RED:

— Я рекомендовал бы взять офис в аренду на первом этаже жилого здания. Там вы будете сами себе хозяином. Никто не будет вас ограничивать в доступе. Замечу, что рост стоимости недвижимости выше, чем рост арендных ставок. И вы тем самым теряете деньги. Аренда рано или поздно остановится в росте, и вы, арендуя помещение, можете вкладывать деньги еще и в собственный бизнес. Покупая объект недвижимости, вы все равно переплачиваете.

 Дмитрий Попов - начальник управления по работе с клиентами малого и среднего бизнеса ВУЗ-банка:

— Не так давно стоимость недвижимости была сопоставима с арендными платежами за полтора-два года. Ключевой момент — соотношение между стоимостью покупки и арендной ставкой. Покупать сегодня, безусловно, выгоднее, чем завтра. И с кредитными платежами можно вписаться в затраты по месячной аренде. Я считаю, что вам необязательно размещаться в центре, поскольку, судя по профилю вашей работы, вы занимаетесь активными продажами и местоположение не должно иметь большого значения. Предлагаю рассматривать объекты во втором-третьем ценовых поясах.

 Результат

Алексей Ямщиков - директор компании «Витамин-ПРО»:

— Пока в нашем городе нет высокой культуры найма помещений, я выбираю вариант покупки офиса в собственность. Это дает нам безопасность в ведении бизнеса и свободу в действиях, например, по перепланировке офиса. Согласен, что необходимо присматриваться к площадкам не в центре. Мы остановились на покупке офиса в кредит.

СТАТИСТИКА

Шансы NAUMEN найти объект на окраине города малы

Структура предложения на вторичном рынке офисов в зависимости от расположения

Центр [34,53%]

1-й пояс [41,73%]

2-й пояс [12,95%]

3-й пояс [8,63%]

4-й пояс [0,72%]

Источник: аналитический отдел РИЦ УПН.

ПОДПИСИ

Артур Сафаров: «Большинство офисных зданий распродаются по частям. Разница в интересах собственников делает невозможным продвижение центра и затрудняет управление им».

Анатолий Лебедев: «Востребованные площадки от 50 до 200 кв. м не доходят до публичной продажи: сотрудники АН предлагают их своим корпо

Дмитрий Золин: «Собственники зданий предпочитают создавать свою УК на объекте из-за отсутствия качественного предложения на рынке и опасения потерять контроль над имуществом».

Самое читаемое
  • Лучшие новогодние фильмы и мультфильмы: топ подборок по жанрамЛучшие новогодние фильмы и мультфильмы: топ подборок по жанрам
  • Группа россиян подала иск к РКН и Минцифры из-за ограничений функций мессенджеровГруппа россиян подала иск к РКН и Минцифры из-за ограничений функций мессенджеров
  • Зеленский раскрыл 20 пунктов мирного плана по разрешению конфликта с РоссиейЗеленский раскрыл 20 пунктов мирного плана по разрешению конфликта с Россией
  • План Минфина по сбору дополнительного налога на прибыль почти исполнен — 1,7 трлн руб.План Минфина по сбору дополнительного налога на прибыль почти исполнен — 1,7 трлн руб.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.