Идея на диагностике
Николай Сходняк присмотрел в Германии бизнес-идею — сеть медицинских лабораторий. Гендиректор «Любо-Дорого & Ко» перебирает варианты, как воплотить ее на родине, чтобы хорошо заработать.досье «Любо
досье
«Любо-Дорого & Ко» — компания численностью 100 человек на стадии бурного роста. Недавно открыла свое производство, сбыт включает оптовый отдел и розницу (два собственных магазина). У предприятия есть сервисный центр, обслуживающий основной продукт — ТОВУС.
ТОВУС — универсальный продукт (название образовано от сокращения «товар-услуга»), спозиционированный как на частного, так и на корпоративного клиента.
действующие лица
Николай Сходняк
генеральный директор
Алексей Носырев
коммерческий директор
Степан Залесов
директор по производству
Странная фраза «Сотовый телефон для покойников!» донеслась до ушей Николая Сходняка и окончательно прогнала дремоту. Он тряхнул головой, глянул в иллюминатор на серебряное крыло, вынул из ушей наушники и попытался вникнуть в суть разговора Алексея Носырева и Степана Залесова, сидевших рядом. Те глушили апельсиновый сок.
— Представляешь, парень додумался, — ржал Носырев. — Вмонтировать в трубу долговечную батарейку, громкоговоритель, запаять трубу в пакет и хоронить вместе с покойничком. Вдруг родственникам захочется позвонить на тот свет и разузнать — как там поживает душенька? Или, допустим, твой дядя умер в России, а ты живешь в Австралии. Так не надо ехать навещать могилку, можно просто позвонить дяде, справиться о здоровье. Этот адский гаджет стоит полторы штуки евро и называется «телефонный ангел»!
— Ты это о чем? — Сходняк подождал, пока Носырев с Залесовым просмеются.
— Да вот, западный изобретатель придумал, как заработать. Так ведь он еще умудрился несколько телефонов продать!
— Они там собакам и попугаям в наследство оставляют свои миллионы, так что это еще вполне здоровая шизофрения, — Сходняк тоже позарился на оранжевый напиток.
— Самое пугающее, Николай Евгеньевич, что это придумал немец. Вот в какой стране мы будем через час, — подытожил Носырев.
Сходняк воткнул наушники обратно. Они летели в Германию к своим партнерам по выпуску ТОВУС-премиум, чтобы детально изучить производственный процесс, подписать последние документы и посидеть на специальном семинаре.
Делегация «Любо-Дорого & Ко» планировала пробыть во Франкфурте неделю, программа была насыщенной и местами культурной. Они разрывались между посещением дома-музея Гете, супертехнологичного производства ТОВУС-премиум, Штеделевской галереи, семинара и десятка бюргерских пивных баров. В барах Носырев экстренно изучал основы немецкого языка при помощи молодых фройляйн, Залесов экспериментировал с закусками, а Николай мучил вопросами переводчика (эмигранта из России), который был ангажирован немецкими партнерами на почти круглосуточное обслуживание гостей из Екатеринбурга.
На пятый день ближе к вечеру компания натолкнулась в центре города на небольшой пикет — с десяток немцев стояли кучкой, помахивали аккуратными плакатами и дружелюбно переговаривались между собой и с прохожими. Переводчик объяснил Сходняку, что инициативная группа призывает сограждан сдавать кровь для медицинских целей.
— Кстати, вы не против, если я на минуту зайду в лабораторию? Тут по пути. Нужно забрать результаты анализов сына, — стеснительно спросил Михаил (так звали толмача).
В холл лаборатории уральцы ввалились вместе с переводчиком из любопытства. Это было небольшое очень чистое помещение со стойкой ресепшн и парой-тройкой кабинетов. Вывеска показалась Сходняку знакомой. Уже поздно вечером на соседнем с отелем здании он заметил такую же.
Следующим утром Михаил пояснил, что это сеть специальных мини-лабораторий, разбросанных по всем районам города, где можно сделать любой медицинский анализ.
— Очень удобно, все рядом с домом. Я давно не был в России, но помню, что там нужно было приходить ни свет ни заря и выстаивать очередь, еще помню талоны, — улыбнулся эмигрант.
Сходняк непатриотично рассказал случай, когда заплатил одному пенсионеру тысячу рублей, чтобы тот пропустил его в очереди на рентген. Однако на другой день Николай зашел в мини-лабораторию рядом с отелем и сдал анализ на определение группы крови. На самом же деле он знал свою группу, его цель была в другом. Уже несколько месяцев Сходняк размышлял над тем, куда бы вложить деньги. Количество литературы, дающей предпринимателю совет экспериментировать с идеями и тем самым освежать основной бизнес, перевалило критическую отметку. Николаю стало скучновато, он искал новое применение своим мозгам и управленческим компетенциям. Хотелось заняться чем-то волнующим и неожиданным. Такие варианты, как производство дизайнерских костылей, телефона для покойников, фирма по уборке мест преступления и пансионат для нудистов, он не рассматривал: вместе с новым бизнесом хотелось красивой и большой маржи.
Сеть диагностических лабораторий зацепила Сходняка. Некоторые среди его приятелей уже опробовали импорт западных бизнес-идей на себе. Один еще давно привез из отпуска кофейный автомат и успешно занимался вендингом, второй недавно открыл мастерскую по созданию макетов и удачно лепил ландшафты и торговые центры, уменьшенные в тысячи раз, третий попытался прорваться на рынок с производством садовых гномиков, но почему-то через полгода погорел.
Сеть лабораторий заинтересовала Сходняка по тем же самым причинам, которые помнил переводчик, уехавший из России десять лет назад. Как удобно, когда не нужно тащиться к 6 утра через весь город в поликлинику с чекушкой мочи, стыдливо упакованной в бутылочку от питьевого йогурта, и выстаивать минимум получасовую очередь к медсестре, тоскливо любопытствуя, во что наливают другие А просто по пути на работу заскочить, сдать какую-нибудь из своих биожидкостей и вечером по дороге домой уже забрать результаты! А то и вообще результаты уже переправлены в ту клинику, в которой человек проходит лечение. Целевая аудитория — деловые люди, молодежь. «Сдай г...о по-быстрому!» — Сходняк бессознательно уже фантазировал о рекламной кампании своей сети.
Исходя из немецкого опыта на каждый диагностический пункт требовалось помещение по 40-50 кв. м, два-три медика, лабораторно-диагностическое оборудование для разных видов анализов. Каким должен быть набор анализов, Сходняк пока не знал, но подумал, что самые популярные можно легко определить, пообщавшись с врачами. В Интернете Николай усмотрел, что один биохимический анализатор стоит $3-6 тыс. Самым проблемным местом идеи на первый взгляд казался подбор помещений и получение медицинских лицензий. Но с другой стороны, размышлял Сходняк, вопрос можно решить за счет мощной социальной составляющей проекта! И на этой волне привлечь городскую администрацию, Минздрав
В голову ему приходили все новые возможности проекта: совместные программы с медицинскими учреждениями, создание выездной службы по взятию анализов на дому, продвижение модной сегодня темы генететических исследований...
Другой вопрос состоял в том, насколько мягко приземлится бизнес-идея из Европы на российскую почву. Наверняка существовал какой-то подвох. Например, привычка сограждан делать все медицинские дела в одном месте (будь то муниципальная поликлиника или частный медицинский центр) ну или что-то похожее на «заговор врачей».
В воскресенье, получив на руки результаты анализа крови и нагрузившись рекламными материалами германской сети, Сходняк с коллегами вылетел в Екатеринбург. Алексей Носырев на этот раз не хохмил, а вместе с Залесовым нахваливал немецкую кухню — свиную ножку, розбрат, шморбратен, шнельклопс и кассельское жаркое...
решение предыдущей серии
Николай Сходняк решает начать переговоры о слиянии с фирмой, принадлежащей Дмитрию Шлепковцу. Предварительно нужно разработать варианты схем, которые можно предложить потенциальному партнеру.
Сергей Мишкин
владелец компании «АвтоАудиоЦентр»
Последняя идея, которая мне показалась реальной и полезной, — хранение ненужных товаров. Известно, у многих людей есть привычка собирать хлам. Я сам не так давно от нее избавился, но у меня огромное количество знакомых, которые весь этот мусор перевозят из одного жилища в другое: старые вещи, коробки, картины, книги, журналы. Скажем, в США многие компании предоставляют услугу хранения подобного хлама, причем это вполне доступно по деньгам. Фирмы сами приезжают и забирают товар, оформляют документы, складируют. И клиент в любой момент может что-то довезти или забрать.
Но здесь важно определить готовность нашего рынка к такому виду услуг. Если вспомнить времена 10-15 лет назад, то никто и представить не мог, что мы будем покупать литр пресной воды за три доллара. Или что мы будем покупать за два доллара жидкость для розжига костра. Сознание людей должно быть готово к новому виду сервиса. Я думаю, в наших мегаполисах люди уже смогут отдать хранение хлама на аутсорсинг. В крупных городах востребовано огромное количество побочных услуг, а в мелких провинциальных городах уровень жизни пока не дотягивает. Ну и потом, должна возникнуть культура, привычка.
Чтобы спрогнозировать успех воплощения идеи, надо определить уровень благосостояния людей, развития экономики, первичных видов услуг. Бессмысленно открывать салон красоты, если людям нечего есть.
Еще я в Европе подсмотрел идею тюнинга авто, которую успешно применяю. И столкнулся с тем, что есть регионы, в которых люди не готовы к такому предложению. Они созреют, но для этого необходимы серьезные ресурсы. И возникает вопрос — а надо ли это мне? Скопировать тюнинг просто так не вышло — пришлось многое подстраивать под российский менталитет. В нашей стране потребитель готов платить большие деньги за эксклюзивность. Если в Европе тюнинг — это любая незаводская деталь, то у нас — более сложное понятие из серии «сделайте мне бар с электроприводом, и я заплачу за это 150 000 руб.».
Евгений Шароварин
владелец группы компаний «АСК»
Импорт бизнес-идей в Россию — огромный и на всех рынках, особенно это касается бизнес-услуг. Начиная от сервиса по печати и копированию документов. Фирме не нужно заботиться о принтерах и копирах. Документы поставит сервисное предприятие. Оплачивать нужно только каждую напечатанную бумажку. Это удобно и выгодно, если посчитать стоимость содержания техники.
Или, к примеру, у нас запретили почти везде игорный бизнес. А ведь есть автоматы по продаже лотерейных билетов, которые выдают выигрыши. Это уже не игровой автомат.
У меня накопилась куча бизнес-идей, в том числе оригинальных. В других странах подсмотрел идею — автоматический прокат велосипедов. Подходишь к стойке, вставляешь карточку, получаешь велосипед, доезжаешь до другой стойки, сдаешь велосипед. Но по Екатеринбургу на велосипедах опасно ездить, к тому же летний сезон короткий.
Или, например, мне понравилась идея автоматических гостиниц ночлежного типа (номера заказывают в анонимном режиме). В Японии они выполняют функцию этаких домов свиданий. Думаю, у нас идея пошла бы.
Еще есть круглосуточные детские сады — работают по принципу гостиницы (родители сдают ребенка, отправляясь на вечеринку). Для занятых людей — актуальная тема.
Возьмем пример попроще — сеть по продаже экологически чистых продуктов, сейчас она работает в Великобритании. То есть, в частности, молоко там свежайшее, полученное недавно от коровы. Продукты в два-три раза дороже, но люди берут. Нам такое тоже не чуждо.
Интересная ниша — сервисы для женщин (женское такси, например). На Западе таких много, а у нас они практически не работают (в Красноярске видел что-то подобное).
Чтобы понять, пригодна ли идея для России, нужно посмотреть, есть ли такие же потребители и у нас, сколько их и сколько они готовы заплатить за ваш продукт. Не все идеи импортируемы, существуют культурные традиции, религия. Контора по организации буддийских похорон в России вряд ли продержится. Хотя продажа кошерной еды в нашей многонациональной стране вполне может быть успешной.
Евгений Новосёлов
владелец группы компаний «Агентство недвижимости «Новосёл»
Идея Сходняка мне понравилась и с позиции бизнес-привлекательности, и с точки зрения социальной направленности. Другое дело, что площадь каждой лаборатории — 40-50 кв. м, а это для нашего города не самые маленькие инвестиции. Поэтому запускать проект имеет смысл только при сетевом охвате по типу «магазин у дома». Ну и надо помнить, что в нашей российской действительности это будет работать не так идеально: придется заключать договоры с медицинскими учреждениями, аккредитоваться, получать лицензию, у нас нет единых баз, чтобы данные по анализам были востребованы во всех лечебных учреждениях и принимались во внимание. Я сам, как многодетный отец, предпочитаю обследовать, лечить детишек у одного доктора. Да и взрослые люди чаще ходят в одну клинику. Основная сложность возникнет на этапе заключения договоров.
За границей я присматривал много идей, в том числе немало из них потом кто-то в городе воплотил. Давным-давно меня посетила мысль: неплохо было бы скрестить пульт от телевизора с телефонной трубкой. Сейчас компания Bang & Olufsen успешно завершила подобный проект. Далее: подсмотрели не так давно платные стенды для зарядки сотовых телефонов в супермаркетах. При сетевом охвате это сработало бы отлично.
У нас в городе крупные операторы фаст-фуда почему-то до сих пор не воплотили идею «фаст-фуд-авто». Ведь здорово сделать и быстро получить заказ, не выходя из машины. Но, видимо, климатические условия не позволяют или время еще не пришло. Масса идей уже реализована, а если ты не первый, то потом бороться за лидерство уже сложно.
Для себя рассматриваю разные бизнес-идеи. Но важный вопрос — человеческий фактор: харизматичный лидер, кто будет все это реализовывать. К примеру, под брендом «Новосёл» я мог бы открыть мувинговую и клининговую компанию, тем более что рынки во многом смежные. А меня на все, увы, не хватает. Пока полностью не закончу формировать сеть офисов агентства по городу, к другим проектам приступать не буду. Хотя все же присматриваюсь к расхожим идеям, ищу помещение под автомойку, например.
Борис Дьяконов
председатель совета директоров Банка24.ру
Когда бываю за границей, всегда смотрю на банковские офисы — как они там функционируют. Перенять можно какой угодно опыт, специфично российского бизнеса в природе нет. Думаю, и у нас найдутся три-четыре гламурных инвалида, которые захотят купить дизайнерские костыли.
Пример с сетью диагностических лабораторий меня позабавил. Я тоже рассматривал такую идею и чуть было этой темой не занялся. В Москве подобная сеть лабораторий уже есть и активно рекламируется. Я там был в командировке — не поленился, зашел на сайт, посмотрел прейскуранты, стоимость оборудования. Ведь все сделано для удобства: сдаешь анализ, тебе дают код, и можно с сайта потом распечатать результаты. То есть никуда не надо заезжать за этой желтой, закапанной мочой бумажкой. Тема конструктивная, поскольку меданализы у нас в стране — геморрой.
Вендинговую идею с массажными креслами я тоже «своровал» после того, как увидел кресла в зарубежных аэропортах. Эта услуга, не требующая крупных инвестиций и временных затрат, меня зацепила.
Единственный способ протестировать иностранную бизнес-идею на пригодность в России — попробовать. И нужно быть готовым к тому, что многое будет корректироваться. Скажем, купюроприемники у кресел пришлось заменять, они не подошли к нашим деньгам. Главное — любую идею дожать, довести до запуска. Кому-то просто не хватает оборотных средств. Где-то есть административные особенности.
Не могу сказать, что мой проект с креслами и банковский влияют друг на друга. Вендинг — это хобби, мелкий бизнес. Но голову освежает. Интересно было посмотреть на бизнес, на финансовые потоки со стороны клиента банка. Когда я начал вендинговый проект, как раз оказался по эту сторону. В результате удалось расширить свой кругозор и пространство для управленческих маневров.