Подписаться
Курс ЦБ на 23.11
102,57
107,42

Игорь Черноголов грузит гидроизоляцию бочками — и в Германию, и в Китай

Игорь Черноголов, президент ГК «Пенетрон-Россия», хочет продавать гидроизоляцию и в Европе, и в Азии. Наступление на ЕС он начал из Германии. Дорога в Китай проходит через СЭЗ в Казахстане.

Свои заводы Игорь Черноголов размещает за границей на готовых производственных площадках, чтобы не тратить денег на строительство цехов. Материалы с завода под Дюссельдорфом «Пенетрон-Россия» продает в Европе и СНГ, а в Германию отправляет гидроизоляцию, изготовленную в Екатеринбурге. 30 мая президент ГК «Пенетрон-Россия» намерен запустить производство в Казахстане, хотя российских мощностей компании вполне достаточно, чтобы ничего нового пока не строить. Для постороннего стратегия не­очевидна, но подход себя оправдывает, говорит г-н Черноголов.

В Европу его привел американский партнер, владелец ноу-хау «Пенетрон», предложив продвигать строительные смеси в Евросоюзе. Выпускать их решили в Германии, рассудив, что надпись Made in Germany будет говорить сама за себя.

«Поначалу я относился к немцам с предубеждением, полагая, что призраки Второй Мировой помешают нормальным деловым отношениям, — вспоминает Игорь Черноголов. — Но оказалось, немцы вполне доброжелательны. А главное, они — трудяги. С утра до вечера пашут-пашут-пашут… К поручениям относятся серьезно, при необходимости готовы работать без выходных. Все это выгодно отличает их от наших соотечественников».

Техпроцессы в Нюрнберге и Дюссельдорфе

Три года назад ГК «Пенетрон-Россия» вскладчину с американцами купила в 100 км от Нюрнберга промплощадку, а в самом Нюрнберге арендовала склад и офис. Из-за кризиса производственные мощности обошлись почти даром — в 200 тыс. евро, оставалось смонтировать оборудование и приступать к работе. Но прогнозы оказались завышенными — строительный рынок Германии восстанавливался небыстро. В ожидании роста изолирующие материалы начали возить из России — при высокой цене продукта стоимость доставки принципиального значения не имела. Игорь Черноголов считает, что ничего не потерял:

«В то время решение купить предприятие в Германии было оправданным. Мы выбрали лучшее из того, что предлагал рынок, но запустить не успели. И это хорошо, потому что сейчас планы изменились: будем покупать другой завод — уже в самом Нюрнберге».

Требования к технике безопасности в России обычно строже европейских, но встречаются исключения. По этой причине одни производства выгоднее размещать в России, другие — за границей.

«Сейчас лоббистские организации Германии развернули кампанию против эпоксидов — вместо них потребителю предлагают полиэфирные материалы, а в России полиэфиры считаются более вредными. Поэтому у нас проще выпускать одни продукты, а в Германии — другие. Это и определяет специализацию», — поясняет г-н Черноголов.

Площадку для завода, производящего полиуретаны, представитель «Пенетрон-Россия» выбирал полгода. Изучал газетные объявления о компаниях, вылетевших в трубу. Подходящий вариант нашелся в промзоне под Дюссельдорфом, где было много производств, связанных с химией и строительными материалами. Речь шла о предприятии, выпускавшем прежде химические вещества. По словам Игоря Черноголова, для изолирующих и строительных смесей, которые предлагает «Пенетрон-Россия», специальных агрегатов не требуется — можно использовать обычные реакторы и мешалки. Производственный процесс — стандартный, секрет — в рецептуре смесей. Кстати, в связи с крымскими событиями и возможным эмбарго властей США на поставки ингредиентов в Россию руководители головной компании в Штатах предложили «Пенетрон-Россия» отгрузить запас сырья на несколько лет вперед. Г-н Черноголов отказался, посчитав, что худшие прогнозы не сбудутся, а в крайнем случае работать можно через посредников в третьих странах. Так делают американские компании, обходящие запрет на торговлю с Кубой.

В отличие от Нюрнберга, производство под Дюссельдорфом сразу ориентировалось на рынки России и СНГ, где объем потребления был понятен. Чтобы установить доверительные отношения с собственником завода, Игорь Черноголов пригласил его в Россию. Договорились, что «Пенетрон-Россия» берет предприятие в аренду, а часть площадей собственник оставляет за собой. При полностью автоматизированном производстве требовалось около пятнадцати работников: трое — в лаборатории, трое — на складе, четверо — в цехе, остальные — технологи и администраторы. Приняли в основном русских эмигрантов и этнических немцев, вернувшихся в Германию из Казахстана.

«Приезжие стремятся доказать, что могут работать не хуже коренных немцев. На производстве они зарекомендовали себя очень хорошо и согласны на меньшую зарплату, — говорит г-н Черноголов. — В среднем мы платим около 3 тыс. евро в месяц: ИТР — чуть больше, рабочим — чуть меньше. Но столкнулись с тем, что для продвижения наших продуктов в строительной сфере эмигранты не подходят. Немцы не склонны доверять человеку, говорящему с акцентом. Думаю, российские предприниматели тоже отнеслись бы с подозрением к выходцу из Средней Азии, вздумай тот рассказать о высоких технологиях. Поэтому для работы с потенциальными потребителями мы нанимаем коренных немцев, даже если они хуже разбираются в технических вопросах».

Чтобы зарегистрировать новое предприятие, встречаться с немецкими чиновниками не пришлось. По словам г-на Черноголова, представитель «Пенетрон-Россия» направил запрос в местную администрацию и в течение месяца получил разрешение — тоже по почте. При этом, по немецким законам, завод мог открыть счет и работать еще до официальной регистрации — с того момента, как собственник предоставил власти необходимый пакет документов. Санкции против России несколько усложнили процедуру.

«Теперь мне необходимо прийти лично, чтобы ответить на вопрос — не являюсь ли я одним из госслужащих, попавших в черные списки, — поясняет Игорь Черноголов. — Проверять не станут, достаточно моего слова. Но в случае обмана скажут: «Забирай свои деньги и проваливай!».

Льготный проезд в Китай

Пока производство в Германии встает на ноги, г-н Черноголов отправил эмиссара в Англию — открывать представительство и готовить почву для будущих продаж. Одновременно, ровно год назад, ГК «Пенетрон-Россия» заложила завод в Казахстане. Для компании, производящей гидроизоляцию, там непочатый край работы.

«Астана построена на болотах, — говорит Игорь Черноголов, — и, несмотря на масштабное строительство, ливневой канализации в городе нет — по весне подвалы и первые этажи домов заливает талой водой. Наш опыт будет востребован».

Второе направление — госпрограмма «Ак Булак», которая предусматривает строительство объектов водоснабжения, в частности водопроводов, требующих материалов со специальными свойствами.

Предложение сотрудничать президенту ГК «Пенетрон-Россия» сделали казахские чиновники на форуме AstanaInvest 2013. Сперва на вопрос, почему бы не построить завод возле Астаны, он ответил, что в этом нет необходимости: мощностей российских подразделений хватает, чтобы увеличить производство смесей в несколько раз. Изменить точку зрения помогли три обстоятельства. Первое — масштабные стройки, которые ожидаются при подготовке страны к международной выставке EXPO-2017. Подрядчики смогут заработать, а компании, прописанные в Казахстане, получат преференции. Одна из них — фора по цене при участии в тендерах: продукция местных компаний может быть дороже на 40%. По некоторым данным, около 800 российских предприятий, просчитав выгоду, уже переехали в Казахстан.

«Чтобы не строить завод с нуля, мы подбирали готовое предприятие, которое можно приспособить к технологиям «Пенетрон-Россия», — говорит г-н Черноголов. — И нам повезло — за полгода до нашего появления казахи сдали новый промышленный объект, который по всем параметрам нас устроил. Мы взяли его в аренду, смонтировали оборудование. Сейчас идет предварительный запуск, а на официальном открытии, которое состоится в конце мая, ожидаем высоких гостей».

Дополнительные налоговые льготы Игорю Черноголову обещали кураторы специальной экономической зоны близ Астаны, привлекающие иностранных инвесторов. Ситуация примерно такая же, как в «Титановой долине» — при больших планах на будущее в особой зоне пока всего два резидента, и российское предприятие, расположенное поблизости, может улучшить показатели. Переговоры, впрочем, еще не завершились.

По замыслу г-на Черноголова, завод в Казахстане позволит компании продавать свои материалы в бывшие советские республики Узбекистан и Таджикистан, но целью номер один он считает Китай, где строительный бум продолжается.

Самое читаемое
  • «Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»«Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»
  • «Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?«Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?
  • «Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»«Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»
  • Какая там по счету пятилетка? Мы возвращаемся к плановой экономикеКакая там по счету пятилетка? Мы возвращаемся к плановой экономике
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.