Игорь Ташкинов: Всех денег не заработать, но они нужна для духовного развития
12 лет назад открыл первое заведение – «Каменный цветок» (сейчас на его месте будет кафе «Хитровка»). Через три года появился «Эдельвейс», еще через три – ресторан «Медвежья падь», получивший в 200
12 лет назад открыл первое заведение – «Каменный цветок» (сейчас на его месте будет кафе «Хитровка»). Через три года появился «Эдельвейс», еще через три – ресторан «Медвежья падь», получивший в 2001 году национальную премию «Золотой журавль» как лучший тематический ресторан России. Последним Игорь Ташкинов открыл кафе «Жюль Верн». В 2005-м бизнесмен получил национальную премию гостеприимства. Окончил Уральский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности «инженер-строитель».
Игорь Ташкинов
владелец ресторана «Медвежья падь»
и кафе «Жюль Верн», «Эдельвейс», «Каменный цветок»
Я никогда не скрывал, что хочу и пытаюсь сделать мир красивее и добрее, и это цель моего бизнеса. Красота должна быть и в работе, и в семье, и в отношениях с друзьями. Поэтому и предприятия свои тоже стараюсь сделать красивыми, чтобы люди шли не перекусить в «столовку», а поужинать в интересном интерьере, с хорошим обслуживанием. Вообще бизнес ресторанный был порывом внутренним: попробуй, это интересно, ты сможешь улучшить и украсить жизнь!
По специальности я строитель. Окончил наш железнодорожный институт, работал на стройке века – на БАМе. Три года отпахал на железной дороге. Был в Оренбурге, в Орске, под Златоустом. Условия безумно тяжелые: бригада моя наполовину состояла из людей, которые вышли из мест лишения свободы: и карты были, и поножовщина. Но меня уважали. Именно за то, что молодой специалист, такой правильный, честный пришел и всем говорит: не материтесь, не ругайтесь, не деритесь. Еще на них произвело впечатление, что я очень много читал, самообразованием занимался, природу любил. Стремился к лучшему, красивому. Работа с экс-заключенными только закалила мой стержень внутренний, который еще родители воспитали. Душа не зачерствела. И местные воротилы каким-то образом внушили всем: этот парень нормальный, с ним – работать.
Тот, кто хочет быть успешным, не сидит на месте. Он ищет и находит в себе силы, чтобы начинать свое дело. Есть люди, сильные по духу, и есть – сильные в бизнесе – они могут иногда и не совпадать. Я в своей жизни встречал много людей – он здоровый мужчина, он крепкий, он охотник, рыбак, он может постоять за себя. Смотришь: сильный духом, но когда вопрос касается бизнеса, человек начинает в тупик заходить, начинаются затруднения какие-то. Поэтому в жизни часто бывает так, что человек надежный, крепкий, уверенный, а вот бизнес у него не получается, он может работать только на вторых ролях – в подчинении. Должен быть определенный нюх какой-то к бизнесу. У каждого он проявляется по-своему. У кого-то – уже врожденный, у кого-то вырабатывается с годами. К примеру, у меня некоторые менеджеры растут из официантов. Бизнесменами, руководителями все-таки не рождаются, а становятся – развивать в себе этот дар надо. Так что все зависит от человека и от окружающих его факторов. Люди разные, у одного есть желание научиться заниматься бизнесом, а у другого – нет. Его задача – от звонка до звонка: получил деньги, пошел смотреть «Дом-2» по телевизору и ничего больше в жизни не надо. Мне же всегда хотелось большего. Да и время требовало от меня решительных действий.
В поисках «своего» дела перепробовал многое. Сначала решил, что мое место в оптовой торговле, потом занялся риэлторством. А в итоге захотел попробовать себя в общепите. Когда решился на прорыв в ресторанный бизнес, по стране уже года три шагали кооперативы. Я все присматривался. Потом понял, что будущее – за коммерческими организациями, в которых люди – сами себе хозяева и руководители. Может, предрасположенность была на генетическом уровне: мать работала директором столовой. Начинал я практически с нуля. Друг помогал и жена. Самое первое мое заведение – «Каменный цветок» – появилось в переходном 94-м. Тогда закрывались практически все рестораны, кафе совдеповской формации и появлялись первые коммерческие кафешки. Взяли в аренду помещение. Какие-то вещи из дома тащили: холодильник, микроволновки. Потихоньку появились первые клиенты, которые как раз ценили уровень обслуживания: то, что одинаково хорошо ко всем относились. Востребованных, хороших кафе было мало, и народ кинулся.
Мы несли определенную культуру. Когда рестораны только начали появляться, было очень тяжело. Считалось – «кабак», где можно морду набить, столы переворачивать, девчонок известного поведения с собой приводить. Мы же старались всем объяснить, что не кабак это, а уютное домашнее кафе. И если, к примеру, менеджер или официант не понимал этого, считал, что улыбаться пьяному просто бесполезно, нести ему сдачу – тем более, мы прощались. Я работаю в основном с теми людьми, которые внутренне красивы, внутренне добры. Бывают ситуации, когда нужно показывать клыки и зубы, но стараюсь этого по возможности избегать. Метод силы, метод войны не стоит использовать. У нас и так всю жизнь войны были, всю жизнь какие-то катаклизмы, сталинские репрессии всевозможные, постоянно сажали в тюрьмы ни за что… Люди и так уже озлоблены за многие десятилетия, столетия, поэтому сейчас нужна красота в отношениях, красота в работе.
Я через рестораны самовыражаюсь. Интерьеры разрабатывал в основном сам: проектировал, технологии придумывал. Поначалу это была статья экономии, а потом уже занимался творчества ради – чтобы идеи свои воплотить. «Медвежья падь» – любовь к охоте, «Эдельвейс» – пристрастие к горным лыжам, «Каменный цветок» – это первенец, уральские сказы, Бажов. «Жюль Верн» – понятно, любимый писатель моего поколения. Мы все тогда зачитывались этими книжками, мы все хотели убежать из дома, куда-то уплыть на кораблях, о путешествиях мечтали: 20 тысяч лье под водой или за 80 дней вокруг света. Надеюсь на то, что интерьеры у нас все-таки будут привлекать людей, которые видят красоту. Я лично, к примеру, не представляю, чтобы клиент совершенно одинаково воспринимал четыре стены побеленные плюс стол с обыкновенной скатертью и «Медвежью падь», где зелень, ручеек журчит, картины… Все равно наш человек – привыкший к красоте, а не так, как в США: там богатый бизнесмен в галстуке может сидеть на лестнице и жевать гамбургер.
Мне хотелось бы остановиться. Я не собираюсь быть японским трудоголиком, у которого времени только и остается, что на сон, и то шесть-семь часов. Количественные показатели тоже не слишком интересуют: два у меня ресторана, четыре или двадцать два. Хочется больше времени уделять семье, трофи-рейдам, сплавам, горным лыжам, больше путешествовать в стране и за рубежом. Собственно, деньги для этого и зарабатываю. Я сам готов всегда сказать: стоп! Но экономика не позволяет. Мое дело меня не отпускает. Держит мертвой хваткой. Чтобы существовать, должно быть хоть какое-то развитие, поэтому хочу я этого или не хочу, но мне надо постоянно расти либо вширь – за счет какого-то предприятия, – либо количественно. Остановишься – все рухнет. Всех денег не заработать, но они нужны, чтобы человек читал интересные книги, посещал выставки, кино, путешествовал. Чтобы мог пригласить друзей или супругу в красивый ресторан или кафе. В тайге я встречал романтика одного, у которого денег вообще нет. Он беден, потому что просто идет по тайге и нигде не работает, питается неизвестно чем. Денег нет, не на что содержать ребенка, покупать вещи, одежду. Но он счастлив, потому что может сколько угодно играть на гитаре и петь красивые песни. Хотя в это время у него ребенок и семья чего-то недополучают. Должна существовать золотая середина. Не просто зарабатывать деньги – обязательно к тому же развиваться духовно. Точнее, зарабатывать деньги, чтобы духовно развиваться. Это очень важно, потому что, к сожалению, особенно в начале нашей предпринимательской деятельности, во главе стола были люди, не совсем духовно развитые, и это навевало тоску. Cейчас времена меняются, приходит мода на интеллект, и это не может не радовать