«Игры кончились». Как спасти детей от тяжелой участи «золотой молодежи»?
«На нас многие обижены, родители возмущаются». Ректор ведущего экономического вуза о том, как спасать поколение, у которого все есть. Это будет трудное решение.
Яков Силин, ректор Уральского государственного экономического университета:
— По роду службы я отвечаю за обучение и воспитание молодежного коллектива численностью с небольшой город — почти 20 тысяч человек. И поэтому меня просто не может не волновать очень часто в последнее время обсуждаемая тема: почему молодые люди нынешнего поколения, особенно дети успешных и состоятельных родителей, якобы работают хуже, учатся менее старательно, и в целом нас, мол, ожидает этакое потерянное с точки зрения экономики поколение.
Вам не кажется, что главное, что отличает современное поколение — это ощущение, что все вокруг игра, в которой нельзя по-настоящему проиграть.
Мне часто говорили, что мы и деньги потеряем, и людей не вернем. Но практика показала, что чем больше порядка и дисциплины, тем больше желающих к нам поступить.
Возвращаясь к главной мысли: молодежь должна с самого начала своей взрослой жизни видеть, что обучение — это не какая-то очередная компьютерная игра, в которую ты погружаешься на несколько часов, зарабатываешь баллы, а потом выходишь, и все заканчивается.
Поощрения и наказания должны стать реальностью, дисциплина — не пустым словом (мол, пожурили и все). Это важно, потому что именно в студенчестве закладываются очень многие из профессиональных привычек, само отношение к труду. Если человек попадает в среду, в которой у него появляется настоящая цель, он будет рваться вперед. Но это предполагает жесткость и прямоту. Настоящим лентяям надо говорить, что они именно лентяи, а не просто этакие «творческие личности». Тем, кто не может что-то сдать в первого раза, не «натягивать» оценки, а указать на недоработки и предложить попробовать еще раз, поставив нынешнюю, пускай суровую цифру. Двойка, так двойка! Ложь самим себе еще никого до добра не доводила.
Трудолюбие, ответственность, умение честно и без прикрас оценивать свои способности — это навыки, за которые оценки ставит не преподаватель, а сама жизнь.
Но так сложилось, что именно вуз стоит у истоков формирования этих навыков. И если мы, вузы, перестанем давать поблажки направо и налево, перестанем прощать студентам все и вся, лишь бы они числились в учебном заведении, эти качества скорее начнут формироваться у многих и многих вполне толковых ребят. И тогда у нас будет меньше так называемой «золотой молодежи», у которой все вокруг — игра за счет их родителей. Прошедшие честное обучение люди, даже если потом они выберут другую профессию, запомнят, что такое труд, награда и наказание. Просто игры кончились, и кто-то должен сказать об этом молодым людям.