Их зависимость сильно преувеличена: пять мифов о том, как молодежь потребляет информацию
«У этого поколения сильнейший экзистенциальный голод. Они — жертвы отсутствия образования». Утверждение о том, что молодые люди не читают, оказалось сомнительным, как и другие распространенные мифы.
Зависимость 15-20 летней молодежи от цифровых технологий оказалась сильно преувеличенной, выяснили исследователи Высшей школы экономики. На основе опроса 700 человек в Москве и Красноярске они показали: к популярным мифам о молодых людях стоит относиться критически.
Во-первых, часто утверждают, что молодые люди не читают текстов, а потребляют информацию визуально. По данным опроса, 90% молодежи считают текст удобным или очень удобным. При этом для 89% комфортно потреблять информацию в виде фотографий, а для 86% молодых людей — в виде картинок с текстом. Текст не всегда укладывается в формат story, наиболее интересный и удерживающий внимание. Но если содержит ее, то текст востребован.
Во-вторых, сомнительно утверждение, что подростки обросли гаджетами: в среднем у них всего 2,7 активных устройств против семи у более взрослых. Хотя своей жизни без гаджетов молодые люди действительно не представляют.
В-третьих, тинейджеры не мыслят своей жизни без общения в офлайне, лицом к лицу. Они встречаются с друзьями не реже раза в неделю, а в онлайне общаются, потому что это быстрее и дает возможность переписываться с теми, с кем не могут увидеться вживую.
В-четвертых, молодежь, вопреки распространенному мифу, читает художественную литературу. Но художественные книги для них должны быть привычными и простыми для восприятия, а также затрагивать серьезные проблемы существования. Среди любимых писателей молодые люди в опросе чаще всего называли Эриха Марию Ремарка.
У этого поколения сильнейший экзистенциальный голод. Они — жертвы отсутствия образования, которое помогает сформировать образ мира и себя в этом мире. Современное образование образа мира не передаёт — оно готовит к тестам по ЕГЭ. В итоге, молодые обращаются со своими смутными вопросами к Ремарку, — говорит соавтор исследования, профессор НИУ ВШЭ Юлия Грязнова.
В-пятых, подростки все-таки предпочитают бумажные книги, а не электронные. Почти 100% опрошенных отметили, что читать на бумаге приятнее, а бумажная книга имеет достаточно высокую ценность.
Поколение 15-20 летних готово принимать только ту информацию, которая отвечает на заданный ими вопрос — иначе она воспринимается как шум. Поэтому для такой аудитории необходимо сначала создать ситуацию, в которой у них возникнет вопрос, а затем давать на него ответ», отмечает г-жа Грязнова. Кроме того, их повестка дня зависит от персональных интересов и проблем. И от информационного контента они в первую очередь ждут ответов на вопросы, личной пользы и легкой формы, резюмируют исследователи.