IKEA собирает кадры
На кануне в городе появились желто-синие билборды с надписями вроде «Ищем главного по тарелочкам» — IKEA доступно формулировала должностные обязанности потенциальных работников. В моей памяти эта ф
На кануне в городе появились желто-синие билборды с надписями вроде «Ищем главного по тарелочкам» — IKEA доступно формулировала должностные обязанности потенциальных работников. В моей памяти эта фраза вызвала детские ассоциации с загадочным космосом. Неплохо! Когда романтический ореол профессии подкрепили данные www.sostav.ru о том, что начальники продуктовых направлений в IKEA зарабатывают 100 тыс. руб. в месяц, я определился с должностью.
Утром у Дворца молодежи (там проходила ярмарка вакансий), увидев змеящуюся по всей прилегающей площади очередь, я понял: космос как предчувствие новой жизни близок всем. Безработные люди разных возрастных групп мрачно поглядывали на танцующих аниматоров в костюмах канцтоваров с фирменной символикой IKEA и ждали, когда запустят очередную группу соискателей.
Воспользовавшись служебным удостоверением и поводом (в это время проводилась пресс-конференция), я проник в здание и присоединился к коллегам, слушавшим отчет местного директората IKEA и «МЕГА»1. Тезисно записав его (см. «Детали»), я подошел к Марии Тихоновой, руководителю проекта «IKEA-Екатеринбург». Удивившись, что ТЦ пообещали построить за 15 месяцев, причем, как заявляли в прошлом году, с помощью местного подрядчика, я поинтересовался, кто же эти молодцы.
«Турецкая фирма «Корэй», но мы не приводили ее за собой, она не строила объектов для IKEA, — ответили мне. — Мы нашли ее здесь. Был тендер, в котором участвовали стройкомпании Екатеринбурга, но по комплексу показателей победил «Корэй».
Я позволил себе усомниться в честности конкурса, сказав, что за несколько лет работы в деловом журнале, не слышал ни о «Корэе», ни о его объектах.
«Вообще-то все написано на билборде, прикрепленном к забору стройки. Екатеринбургская «МЕГА» уникальна. Обычно сперва мы возводим IKEA, потом к ней «пристраивается» «МЕГА». Здесь все делается сразу, и работа подрядчика позволяет рассчитывать на соблюдение планов».
Удостоверившись, что рабочему месту быть, я решил перейти к конкретике, спросив у Анжелики Харченко, директора по кадрам «IKEA-Екатеринбург», каковы требования к начальнику посудного направления. Сочувствующим тоном HR сообщила, что весь менеджерский состав вплоть до замов руководителей отделов уже набран. 400 заявленных вакансий — рядовые должности: продавцы, кассиры, оформители, сервис и т. д. Также выяснилось, что уровень зарплат (в том числе и управленцев) никак не международный. Основа — среднерыночные ставки по Екатеринбургу. К примеру, заработок кассира составит 7,5 тыс. руб.
— Средний менеджмент будет пополняться за счет рядового состава, — начала успокаивать г-жа Харченко. — Опыт IKEA в России показал: на одном месте люди не задерживаются дольше 3-5 лет — растут как по вертикали, так и по горизонтали. Я пришла в московскую IKEA ассистентом специалиста кадрового отдела в 1999 г. — сейчас я здесь в таком вот качестве.
— А как набирали менеджмент? Перекупали у местных компаний?
— Мы не занимаемся хедхантингом: размещали вакансии в газетах и на своем сайте — дефицита в желающих не было. Основное требование — это должен быть простой, честный, искренний человек, соответствующий корпоративной культуре IKEA. Специального опыта не требуется — только образование. Есть люди, которые приходили просто «нулевыми», и мы их брали, поскольку видели потенциал руководителя. В течение полугода они проходят on job training. Например, специалисты по сбыту работают продавцами в зале, потом могут заняться логистикой и т. д., чтобы понять, как работает вся система. Попутно им дают точечные тренинги…
Мое внимание отвлек неожиданный вопрос, который одна моя коллега задала Алле Забровской, PR-менеджеру розничной сети IKEA в России. Зацепившись за фразу в буклете: «IKEA — без покупки не уйти», радиожурналист вспомнила, как общалась на интернет-форуме с анонимным менеджером «IKEA-Москва». Он сообщил, что в торговом зале распыляют газ, побуждающий людей делать необдуманные покупки. А запутанная схема движения людского потока только способствует этому. Г-жа Забровская ничуть не смутилась: «Никакого газа мы не распыляем — мы же там тоже работаем. И поскольку IKEA — магазин самообслуживания, поток покупателей направлен так, чтобы они смогли приобрести все необходимое, ничего не забыв. Маршрут — как напоминание». Мне тут же захотелось вот так запросто отвечать на фантастические вопросы, но выяснилось, что отделов маркетинга, рекламы и PR в Екатеринбурге не будет. То же самое и с закупочным офисом — пока поставками будет заниматься «IKEA-Новосибирск». Местное снабжение появится, когда IKEA обзаведется пулом уральских поставщиков. Пока их только пять, названия держат в секрете.
Испытав ряд разочарований, я решил предпринять последнюю попытку войти в менеджерский состав: по старой российской традиции, поговорить напрямую с шефом. Дэвид Армитт, директор «IKEA-Екатеринбург», 35-летний ирландец, ранее возглавлявший магазин IKEA в Лондоне, но оставивший пост, жену и двоих детей в столице Великобритании ради работы в столице Урала, сидел на диване и улыбался. Начали «за жизнь»: г-н Армитт сообщил, что задержится в Екатеринбурге на два-три года, пока не воспитает преемника из местных или российских менеджеров сети. Сейчас собирается из гостиницы перебраться на съемную квартиру, в которой должно быть не менее двух спален, чтобы было где разместить приехавшую погостить семью.
— Как вы принимали на работу топ-менеджеров?
— Я не проводил собеседований: приехал, когда менеджмент уже набрали. Провел командообразующий тренинг и понял, что сделал бы такой же выбор. Сейчас в моем подчинении десять топ-менеджеров. Кадровая технология IKEA универсальна, как и сборка мебели. Она проверена годами и типична для любой части света.
Я попытался объяснить г-ну Армитту негативное отношение многих представителей бизнес-сообщества к менеджерам прозападного типа. Мол, наши хозяйственники мрачны, они осознают серьезность окружающего мира, беспричинные улыбки и прочие «о’кеи» здесь воспринимаются не очень адекватно.
— Как у ваших сотрудников с российской мрачностью?
— Совсем не так, как у вас, — Дэвид кивнул на мое сложное лицо, я тут же улыбнулся. — Мы занимаемся серьезными вещами, но при этом получаем от жизни удовольствие. Когда я первый раз пришел в офис, все радостно крикнули: «Хай, Дэвид!» — и мне это понравилось, я ощутил себя в родной среде.
Когда разговор коснулся концепции ТЦ, к нам присоединился Микаэль Нильсон, директор «МЕГА-Екатеринбург», сообщивший, что проект «МЕГА» нигде, кроме России, так широко не представлен: «Мы заметили: как только открываются «синие коробки» (так мы называем магазины IKEA) — тут же вокруг строятся другие ритейлеры. Мы просто воспользовались тенденцией, заключив их под крышу нашего ТЦ. Попробовали в Москве и Западной Европе — получилось. Сейчас транслируем этот опыт». Однако г-н Нильсон оказался не очень-то щедр для местного ритейла, отведя ему не более 15% площадей.
Вскоре уверившись, что менеджером в «МЕГА» мне тоже не стать: управляющая компания уже укомплектована 17 спецами, а сам Микаэль собрался осесть в Екатеринбурге еще крепче, чем Дэвид, я решил пойти на рядовую должность.
Просмотрев установочный ролик (обязательно для всех!!!), какая IKEA транснациональная, модная, доступная, дружелюбная и передовая, я тут же написал в анкете: «Хочу работать в динамичной команде прогрессивных людей, ориентированных на результат». Добавив данные о высшем экономическом образовании, аспирантуре и опыте работы, я заявился на должность сотрудника кухни по приемке продуктов (время уже было обеденное). Девушка-рекрутер пояснила: это не «что-то вроде товароведа-дегустатора», как я полагал, а грузчик, работающий с 8 до 22 без выходных. Повисла улыбчивая пауза: она пыталась понять, зачем мне нужна такая работа, я же изображал любителя западной экзотики за 9 тыс. руб. в месяц. Она положила анкету в папку — я вернулся в редакцию. Вчера она позвонила и пригласила на собеседование. Думаю, перезвоню, извинюсь и не пойду.
1 «МЕГА» — девелоперский проект IKEA. Компания строит региональные ТЦ, в которых примерно четверть площадей занимает IKEA. Остальное — магазины-арендаторы, общепит и развлекательный комплекс.
детали
«МЕГА-Екатеринбург»
в цифрах
Сдача: 7 октября 2006 г.
Площадь: 120 тыс. кв. м
(26 тыс. кв. м займет IKEA).
Якорные арендаторы: Auchan, OBI, «M.видео», 150 мелких магазинов,
15-20% из которых — местные.
Инфраструктура: 7 тыс. парковочных мест, ледовый каток, кинотеатр, игровые площадки, собственный общепит IKEA.
Стоимость проекта: $150 млн.
Текст: Богдан Кульчицкий. dk@apress.ru
ПОДПИСИ:
Микаэль Нильсон и Дэвид Армитт — директора «МегА» и IKEA — осядут в Екатеринбурге на два-три года.
IKEA собирается пропустить через ярмарку вакансий 7000 соискателей.