Илья Борзенков: «Давайте будем честны: гуманитарное образование — путь к бедности»
Как добиться правильной профориентации своих детей без насилия над ними, но так, чтобы спустя несколько лет ребенок не пожалел о потраченных впустую годах в вузе. Опыт бизнесмена и родителя.
Илья Борзенков, собственник торговых сетей «Норд» и «Магнум»:
— Приемная кампания в вузы окончена, и приходится констатировать, что и в этом году тысячи молодых людей вновь выбрали для себя в качестве будущей профессии различные гуманитарные специальности. Те специальности, которые с очень и очень высокой долей вероятности приведут их к большим проблемам в жизни. И давно уже пора задать вопрос — почему молодые люди все еще с таким неистовым упорством продолжают массово получать гуманитарные профессии, если понятно, что среднестатистический человек с техническим образованием сейчас на порядок более востребован и зарабатывает больше, чем условный гуманитарий.
Хочу подчеркнуть: речь идет не про глобальные вопросы типа роли и миссии гуманитариев в современном обществе, эти разговоры можно вести часами, и они ни к чему не приведут. Речь об ответе на простой и жизненно важный вопрос: какую профессию рекомендовать ребенку при поступлении в вуз, чтобы по итогам обучения он был востребован и мог себя обеспечить?
Как выбирают наши дети? Давайте говорить честно: в большинстве случаев у подростков нет никаких ярко выраженных наклонностей гуманитарного или технического плана.
В подавляющем большинстве случаев молодой человек, который говорит, что он «гуманитарий», просто объявляет себя гуманитарием без особых на то оснований. И делает это потому, что ему лень учить точные науки.
Ведь точные науки невозможно заболтать, цифры и формулы неумолимы. Нерешенный пример по алгебре всегда останется нерешенным, как ты ни пытайся понравиться учителю. Химическая реакция не изменит своих свойств под влиянием твоей харизмы и ей плевать на длину твоей юбки.
В школе многие умные, но ленивые люди выбирают принцип наименьшего сопротивления, дети вообще часто выбирают этот принцип. Те, у кого «хорошо подвешен язык», влюбляют в себя учителей истории, литературы, обществознания, и таким школьникам учиться сразу становится легко. А кто же откажется от того, что дается легко? И к выпуску у них в голове уже складывается непоколебимая уверенность: они — именно гуманитарии.
Дальше больше: на рынке высшего образования перед ними двери распахивает множество небольших вузов, которые активно заманивают молодых людей, но предлагают им почти исключительно гуманитарные специальности. Потому что, простите, материально-техническая база позволяет этим вузам делать только такое предложение рынку, хотя бы потому, что чтобы учить людей на машиностроительном факультете, нужно недешевое оборудование купить, а юриста готовить можно с помощью ручки и бумаги. И вот молодой человек еще 4-5 лет тешит себя иллюзиями. Когда-нибудь потом жизнь, конечно, поставит таким пседогуманитариям оценку — и суровую, но это будет потом, а теперь-то все довольны.
Именно из-за такого расклада мы с вами стали свидетелями появления на рынке массы никому не нужных философов, историков, культурологов, менеджеров по туризму, кадровиков, политологов, социологов и т.п.
Нет, конечно, я могу отчасти понять молодежь! Дмитрия Витальевича Бугрова (с 1994 по 2007 гг. — декан исторического факультета Уральского государственного университета в Екатеринбурге) приятно слушать, после общения с ним кто же историю не полюбит? Но это все сказка про крысолова с дудочкой. За этой красивой мелодией, которая звучит несколько лет обучения, не стоит твердой опоры будущего благосостояния. А родители должны защищать будущее своих детей.
Теперь, собственно, главный вопрос — что же делать родителям?
Есть известная фраза: «можешь не писать — не пиши». Можешь не быть гуманитарием по профессии — не будь им. Я предлагаю считать априори, что в 90% случаев любой ребенок — «технарь».
Чтобы получить право на гуманитарное образование, ребенку нужно доказать своей семье, что он действительно имеет склонность и талант. Если ребенок может «не писать», значит, родителю нужно убедить его получить нормальное техническое образование.
И это не чья-то злая воля, это просто вопрос спроса и предложения: гуманитариев избыток, и в среднем они обречены на скромную в плане достатка жизнь, а технарей постоянный дефицит. И у них огромные перспективы. Государство же не просто так заказывает вузам именно технарей, они востребованы. В этой связи следование определенным нормам госполитики неплохо — при всех ее перекосах она отражает важный тренд.
Конечно, не стоит опускаться до шантажа: мол, если не идешь на нужную специальность, я за тебя платить не буду. Надо убеждать, показывать примеры.
Я когда дочери приводил пример, говорил: «Самый успешный журналист в России — например, Владимир Познер, а самый успешный банкир — Михаил Фридман. И кто из них достиг большего?».
Простая практика: у меня ребенок начал подрабатывать с третьего курса, работая с программами 1С. Почти сразу после вуза он уже мог зарабатывать свои 50 тыс. руб. в месяц и более. А, например, для историка, который пошел учителем в школу работать, это в принципе недостижимая зарплата.
Ребенок отвечает, что для него это — фан, удовольствие? Хорошо, но задайте вопрос, а что он делает не ради фана. Пусть он выберет, а вы показывайте конкретику и боритесь с мифами. Иначе в голове вашего ребенка так и останется представление о том, что профессия металлурга — это трубы, грязь и Нижний Тагил, а профессия историка — это чистый кабинет, красивые книги и стажировка в Гейдельбергском университете.
Задача родителя — обеспечить ребенку реальную профориентацию. Не по принципу «я был строителем/военным/бухгалтером, и ты будешь». Хочет быть актером? Сводите его за кулисы театра, и не один раз. Хочет быть дизайнером? Покажите примеры его работ независимым и опытным людям.
Чтобы картина была полной, важно уточнить, что гуманитарий или технарь — это, конечно, не штамп на всю жизнь. Традиционная для многих из нас «предметность» — вещь весьма и весьма условная. Физика, химия, биология, математика, экономика и т.д. — это просто ярлыки. Современные знания межпредметны, одна сфера дополняет другую и усиливает ее. Так что учиться и развиваться после вуза можно на базе разных знаний. Но профессию надо получить востребованную. К примеру, я считаю себя по складу ума гуманитарием, но получил техническое образование, и это крайне помогло мне в жизни.
Ваш ребенок творческая личность? Да, творчество — это прекрасно, но спросите успешного творческого человека о характере его труда, и он вам скажем, что творчеством занят 10% времени, а 90% — рутина и конвейер. Мечтая о творческой работе, ваш ребенок этого не понимает.
Если он наделен истинным «гуманитарным» талантом, это очевидно сразу, его ничто не остановит и, конечно, ему не надо мешать. Но такое — большая редкость. В противном случае подумайте о его будущем, техническое или естественно-научное образование с многократно большей вероятностью его прокормит и сделает счастливым.