Илья Борзенков. Из 2002-го в 2016-й: игрок с седыми висками
Накануне двух гендерных праздников, которые в России отчего-то считаются очень важными, DK.RU подготовил спецпроект, в котором мы покажем этапы становления и трансформации уральских бизнесменов.
Рубрика: Особое мнение
Начнем с мужчин. Галерею «Генералов уральского бизнеса» открывает Илья Борзенков, владелец ТС «Норд».
Илью Борзенкова часто приводят в пример, когда хотят доказать: опыт, осторожность и начитанность — не такие уж необходимые атрибуты для успешного бизнесмена. В тридцать с небольшим у Ильи Борзенкова уже был уникальный и масштабируемый бизнес, и во многом он строил его на интуиции, везении и оптимизме. Плюс опыт политической карьеры — правда, недолгий.
Мы подняли архивы «Делового квартала» и убедились — мысли и мироощущение г-на Борзенкова менялись весьма значительно.
2002: Купить яблоко, продать яблоко
Автор фото: Влад Булатов
— Честно говоря, ни одного учебника до конца не прочитал. А зачем? Чтобы понять, что наш бизнес принципиально не отличается от западного, не нужно читать книги. Достаточно съездить и посмотреть. Я поехал в Венгрию. Там все происходит так же, только гораздо быстрее за счет политической составляющей бизнеса. Они раньше нас поняли, что надо, образно говоря, «ложиться» под западную экономику. Там мне сразу стало понятно, как работает цивилизованная схема распределения бытовой и аудио¬видеотехники. Тогда же я понял, что российские менеджеры склонны преувеличивать специфику и национальных условий, и своего предприятия. Нет никакой специфики. В российской бизнес-ментальности сильна опора на личные связи. До сих пор привычнее пойти к директору завода и попытаться договориться, вместо того, чтобы предложить заводу маркетинговый план, увеличивающий продажи в регионе в целом.
Мы всегда опираемся лишь на собственные силы. Кредитуемся только чтобы закрыть кассовые разрывы либо финансируем заемными деньгами разовые проекты.
Это позволяет бизнесу и профессионализму менеджмента развиваться соразмерно. То есть и то и другое растет достаточно быстро, но планомерно. Ситуация «кредитного допинга», когда вчера менеджер распоряжался миллионом долларов, а сегодня — ста миллионами, не представляя, что с ними делать, для нас исключена. Многие проблемы 1998 г. были связаны с тем, что менеджеры просто не знали, как управиться с внезапно свалившимися на них ресурсами. То есть наша бизнес-тема — купить яблоко, вымыть, продать. Купить два, вымыть, продать. И так далее.
2006: Царем горы быть одиноко
Автор фото: Даниэла Верцбергер
— В бизнесе ведь, как в детской игре «Царь горы». Только ты наверх залез, а тебя уже со всех сторон вниз тянут. На горе, конечно, комфортнее, чем внизу – потому что результат есть. Но на вершине одиноко, кругом «супостаты и завистники». Постоянно кто-то хочет тебя подвинуть или хоть в спину плюнуть от бессилья. Дискомфортное такое ощущение: чувствуешь себя прижизненным памятником себе любимому, постоянно в броне, физической и эмоциональной.
Правда, временами пытаешься выйти «из образа» и что-то исправить. Но дружба – это, прежде всего, равноправие. Поэтому с подчиненными дружить неправильно, да и почти невозможно. Поставишь их в один ряд с собой – придет в компанию страшная эпидемия «звездной болезни». В политике же у меня есть возможность выстроить какие-то параллельные отношения. И у меня там появились действительно близкие люди и командные отношения, которые сближают.
Я только сейчас начинаю отдавать себе отчет, что я член команды в политике и вожак в бизнесе. Может, это и есть внутренняя гармония, единство и борьба противоположностей, так сказать.
Не скажу, что испытываю комфорт от необходимости подчиняться, но неоднократно доказал, что могу это делать ради достижения общего результата. Ведь человек все делает либо ради удовольствия, либо ради достижения результата. Удовольствия подчинение мне не доставляет. Но достигать результата таким способом я способен.
2013: Ежедневная пахота в прошлом
Автор фото: Игорь Черепанов
— Особый путь российского бизнеса — это постоянная адаптация, приспособление под почти хаотично меняющиеся условия внешней среды. Да, это невероятный стресс, но лично для меня это — и дополнительный драйв, мотив заниматься бизнесом. Российские предприниматели — все немножко игроки.
Как можно сейчас в России строить бизнес-стратегию на пятнадцать лет и бизнес-план на семь?
Три-четыре года (пока есть ясность хотя бы в том, кто главный в стране) — это, по нашим меркам, уже приличный горизонт планирования.
Отсутствие понятной и приемлемой стратегии развития страны напрягает. К каким целям мы идем — это для меня загадка. Политическая трескотня на тему модернизаций и инноваций закончилась, а на смену ей не пришло ничего. Кроме подковерной грызни элит и любимого Таможенного союза я пока ничего не вижу. Как говорил в свое время известный уральский политик, в нашей стране главное — не попасть под вертикаль. А она в России бьет весьма хаотично. Может быть, когда проведем Олимпиаду, будем всерьез думать, как дальше жить? О’к, я дождусь, лишь бы подумали.
Когда ты у себя в компании вырастил смену и чувствуешь, что начинаешь думать что-то вроде «были когда-то и мы рысаками», — это верный звоночек, что пора оставлять оперативное управление.
Не бросать, конечно, а просто постепенно отойти в сторону. Я оставил «Норд» в этом году. Усталости нет, и я с удовольствием бы занимался бизнесом и дальше. Но, во-первых, управленческая команда «Норда» вполне способна обходиться без меня, а значит, нечего ей навязывать свои представления о том, как надо жить и работать. Во-вторых, не зря военные идут на пенсию в 45 лет. А бизнес — не менее энергозатратен. Когда у тебя все виски седые, начинаешь думать о том, чтобы остаток жизни прожить в менее стрессовой и более здоровой обстановке. Сейчас я всегда где-то рядом, но не внутри. И ежедневная пахота от рассвета до заката, к счастью, уже в прошлом.
2015: В рабах у лампы
Автор фото: Игорь Черепанов
— Особенность российского бизнеса состоит в том, что несколько кризисов очистили его от игроков, которые не успели укрепиться, стать большими, пустить корни. Практически во всех сегментах существуют несколько лидеров, а те, кто были догоняющими, практически вымерли. У нас в техноритейле рынок, как мы говорим, — сто человек, все друг друга знают, и войти в него практически невозможно.
Впрочем, и выйти из нашего бизнеса едва ли получится – становишься «рабом лампы». Раньше был выход через IPO, но успешные размещения можно пересчитать по пальцам одной руки.
«Раб лампы» может передать «лампу» только своим.
Я старшего сына в сфере интернета активно ращу. Сначала он пытался работать программистом, сейчас возглавляет отдел продвижения в интернет-магазине LOGO.RU. Если все получится, в какой-то перспективе сможет управлять этим магазином. В России, мне кажется, проще всего реализовать себя через бизнес. И вести его здесь легче, чем на Западе.