Илья Борзенков, «НОРД»: Что потерял Екатеринбург, лишившись ЭКСПО-2020
Что потерял Екатеринбург, лишившись права на проведение выставки EXPO 2020? Ответ на этот вопрос Илья Борзенков искал в Милане, который в этом году стал хозяином Всемирной универсальной выставки.
Рубрика: Особое мнение
Илья Борзенков, владелец торговой сети «НОРД», интернет-магазина LOGO RU:
— Я не очень люблю выставки. Если и посещаю, то только по производственной необходимости. Но ради всемирной выставки EXPO-2015 в Милане сделал исключение — в контексте EXPO-2020, на которую мы (Россия и Екатеринбург) так упорно претендовали, но которую, к сожалению, не получили. Меня в процессе этой немного сумбурной кампании интересовали две вещи: как можно использовать площадку после EXPO и возможно ли продвижение Екатеринбурга как всемирно значимого города. Что мы в итоге потеряли?
Год-два назад, когда нефть еще стоила $100 за баррель, а федеральные деньги раздавали под крупные имиджевые проекты, у меня было ощущение, что построить за счет «Москвы» городскую инфраструктуру, и даже новую ветку метро — вполне реально. И все это осталось бы потом в распоряжении екатеринбуржцев. Но я увидел, что в Милане все павильоны — временные. После выставки их демонтируют, останется только открытая площадка. Это общемировая практика. Вряд ли Екатеринбург стал бы исключением.
Что касается международного продвижения, это тоже вызвало сомнения. За исключением северной части Италии, EXPO-2015 мало интересна даже другим регионам страны. Многие страны интереса вообще не проявили: на некоторые павильоны можно смотреть только со слезами на глазах. Мне кажется, значение EXPO для мира, которое нам внушал оргкомитет, сильно преувеличено. Всемирная выставка – это, скорее, шоу для страны, которая EXPO проводит, чем место для внешнеэкономической презентации организатора.
В этом году EXPO посвящена продуктам питания. Я предполагал, что на выставке будут подниматься глобальные проблемы, связанные, например, с ГМО, голодом в Африке, с тем, что население планеты превышает способность планеты это население прокормить. Но 600 павильонов были сделаны в классической туристической манере: страны-участники привезли бельгийское пиво, французские булки и русскую водку. Больше это напоминало какую-то ярмарку. По сути, в павильонах стран-участниц были представлены отдельные производители продуктов — чтобы они там поторговали, отбив официальные и неофициальные взносы.
Еда — повсюду, но попробовать можно только за деньги. Причем, достаточно приличные: кружка пива, например, стоила шесть евро. В российском павильоне стоял парень, который торговал водкой «Белуга» на разлив: четыре евро за «дринк», семь евро за два, и так далее — по нарастающей. Но популярностью водка не пользовалась — было жарко. Я очень рад за «Белугу», но символом России она, к счастью, не является.
Впрочем, мне понравился японский павильон. В нем было много мультимедиа, интерактива — ткните сюда, нажмите тут, подержите здесь. С точки зрения дизайна, оформления павильона — очень круто! Но все было посвящено суши (!). Что пытались сказать японцы? Что в Японии есть суши? И их едят палочками?
Удивил павильон Польши. Его стены были сделаны, как будто, из ящиков для яблок. Фермеры представляли свою продукцию — в основном из яблок и меда. А посредине павильона стоял большой телевизор, на котором нон-стопом транслировался фильм об истории страны. Причем, рассказ был в основном посвящен страданиям Польши — как она, бедняжка, на протяжении столетий все время мучилась. И в конце, последним кадром, вдруг показали салют в небе, который сложился в звезды ЕС. Я рад за поляков, которые, наконец, обрели счастье. Но какое отношение это имеет к продуктам питания?
В моем понимании, суть всех серьезных тематических выставок — это демонстрация инноваций. А EXPO вообще должна ломать сложившееся в мировом сообществе представление о поднимаемой теме. В Милане я не заметил ни того, ни другого. У меня не осталось какого-то ощущения, которое требует дополнительного осмысления, рождает мысли, которые до EXPO не возникали. С точки зрения уикенда для итальянцев и гостей Милана — это забавно, да. Но не более того.
EXPO образца XX века и EXPO сегодня — две большие разницы. Тогда идея была актуальна. Информационная изоляция еще не была преодолена, а путешествия по миру растягивались на долгие месяцы и годы. В 1900 г. Российская империя выставляла Каслинский павильон. Наверное, для парижан того времени было интересно увидеть, какие шедевры рождаются на неведомом Урале. Сейчас, если тебя заинтересовала какая-то новинка, ты сначала ищешь информацию о ней в интернете, затем, если интерес сохраняется, летишь на профильную выставку, смотришь и общаешься.
Если олимпиада триумф спорта, то EXPO — триумф чего? Технологических новинок? Не заметил. EXPO, на мой взгляд, – должна быть про экономику в глобальном преломлении, а не про «веселые старты» стран из разряда «кто круче, моднее, продвинутее». Современную экономику двигают вовсе не страны, а корпорации. В реальности именно они отвечают в мире за прогресс, а грамотные государства создают им для этого условия. Поэтому профильные отраслевые выставки точно имеют больше смысла, если говорить серьезно о развитии и конкуренции. А EXPO – это, мне кажется, больше шоу-бизнес сегодня.
Так что мы в итоге потеряли? По большому счету, ничего. Если, конечно, не считать федеральных денег. Вместо покупки американских облигаций построили бы пару-тройку дорог для любимого города. Неплохо конечно, но точно не событие всемирного масштаба.