Подписаться
Курс ЦБ на 21.11
100,21
105,80

Илья Борзенков о продаже бизнеса: «Не хватило амбиций»

Илья Борзенков о продаже бизнеса: «Не хватило амбиций»
Иллюстрация: DK.RU

«Продать бизнес можно, но вложить вырученные деньги сейчас практически некуда. Пресловутая схема «домик-лодочка-телочка» так себе вариант». Интервью Ильи Борзенкова на DK.RU.

В Екатеринбурге на рынке алкогольной розницы завершилась крупная сделка. Илья Борзенков окончательно продал алкогольную сеть «Магнум». Доволен ли предприниматель сделкой и на чем теперь сосредоточится основатель сети по продаже бытовой техники и электроники «Норд» — в интервью DK.RU.

На прошлой неделе вы завершили сделку по продаже «Магнума». Почему приняли решение выйти из этого бизнеса?

— Я покупал этот бизнес пару лет назад, четко понимая, что стандарты и шаблоны, по которым «Магнум» развивался с момента основания, себя порядком исчерпали. «Магнуму» требовались современные, креативные, а кое-где и уникальные решения, тонкая настройка бизнес-процессов.  Важной задачей было увеличение бизнеса, так как управленческие издержки съедали приличную часть дохода. К сожалению, это не удалось.

Скорее всего, не хватило знания рынка. А еще не хватило амбиций. Нужно было с головой нырнуть в проект и настроиться на работу 24/7. А я, как оказалось, порядком подустал от неопределенностей российского бизнеса и у меня уже нет такого «аппетита», как у молодых предпринимателей. Не справился я с «Магнумом», в общем.

Удовлетворительно оцениваете выход из бизнеса?

— Да, я доволен. Во-первых, я самую малость, но все же заработал, во-вторых, получил отличный опыт, в-третьих, кое-что понял про себя лично. Оказалось, мой опыт, полученный в «Норде», далеко не всегда пригоден для «Магнума». Но изучить поведение покупателей смежного рынка было чрезвычайно интересно и полезно. 

Куда вы вложите деньги от продажи «Магнума»?

— Журналисты мне часто задают этот вопрос. А я в шутку отвечаю, что куплю в «Магнуме» много разного высококачественного алкоголя и пропью.

«Магнум» в хороших руках?

— У новой команды большой потенциал, «Магнум» вошел в «МАВТ» как часть недостающего пазла, очень органично. Я абсолютно уверен в успехе коллег и совершенно спокоен за дальнейшую судьбу «Магнума». Для покупателей «Магнум» станет еще лучше. 

На чем теперь сосредоточитесь?

— Сейчас в приоритете «Норд». Несколько последних лет я мало времени уделял этому бизнесу, занимался другими делами, и сегодня там присутствует легкая неблагоустроенность. И у меня есть ощущение, что, сосредоточившись на этом бизнесе, можно прилично его укрепить и создать задел для ускоренного развития. Команда в «Норде» очень профессиональная и амбициозная. И мне было очень приятно вернуться в «семью». Я же не владею «Нордом». Это не единая компания и даже не холдинг. В «Норд» входит несколько десятков совершенно независимых предприятий и даже физических лиц. Нас связывают общие бизнес-цели, достигнуть которые по-отдельности мы не в состоянии. А еще мы давно дружим. 

Новый бизнес не планируете начинать?

— В ближайшие год-два точно нет. Но то, что я без работы сидеть не могу и на пенсию не собираюсь — это точно.

Надо сказать, что в последнее время предприниматели все чаще говорят о выходе из бизнеса. 

— То, что в воздухе витают идеи о продаже бизнесов, связано, например, с тем, что просто идет смена поколений. Ведь многие сегодняшние предприятия начинались еще в 90-е — это по российским меркам старые бизнесы. Их владельцам, как правило, за пятьдесят и у них есть желание выйти из игры и получить в довольно нестабильной ситуации какой-то кэш. 

Одной из последних крупных историй по продаже бизнеса была история с «Магнитом», было много мнений на этот счет. Что вы думаете?

— Я думаю, что не было никакого давления на бизнес, не было, как писали некоторые, «государственного рейдерства». Сергей Галицкий ушел не потому, что устал или его вынудили уйти.  Его уход имеет экономическую, финансовую подоплеку. Цена ошибок в бизнесе сейчас очень высока. Если посмотреть на динамику стоимости акций «Магнита», то рост остановился с сентября 2017 г. Если бы акции росли или находились на уровне 6 тыс. руб., как раньше, то не думаю, что Галицкий вынужден был бы продать свою долю в «Магните». Но за годы управления «Магнитом» он точно стал многократно богаче, а значит, он успешный бизнесмен и вообще большой молодец. Один из тех людей, которыми я восхищаюсь.

Насколько вообще сейчас благоприятное время, чтобы выходить из бизнеса?

— В целом ситуация с деньгами очень странная, Россия «ломится» от денег. Много свободных денег у банков, у частных лиц. Даже у государства все вполне прилично. Но никто никому не дает в кредит без полного, зачастую двукратного, обеспечения. Думаю, что ситуация в ближайшее время изменится. Валютные скачки все ниже, рынок акций лихорадит, Трамп вот-вот развяжет торговую войну с Китаем. И банки начнут совершенствовать риск-менеджмент, чтобы получать хоть какие-то доходы на рынке кредитования. Потому что новым проектам, стартапам, негде взять обеспечение.

В общем, продать бизнес можно, но вложить вырученные деньги сейчас действительно практически некуда. Пресловутая схема «домик-лодочка-телочка» так себе вариант для закаленных тремя кризисами бизнесменов первого поколения.

А как же инвестиционные фонды?

— Тут такое дело… Когда Россия была почти интегрирована в мировую экономику, уважаемый Владимир Владимирович Путин принимал участие в G8, а ВВП страны был в районе $2,2 трлн, можно было попробовать использовать западную модель привлечения инвестиций или продажи бизнеса. В той ситуации складывалось впечатление, что оптимальным решением будет создание бизнеса, правильно упакованного под понимание портфельных инвесторов. Многие даже хотели разместить свои акции на бирже, провести IPO. Сегодня такая схема вызывает ряд вопросов.

Инвесторы стали пуганые, невпечатлительные. В основном на российском рынке остались только профессиональные, по-хорошему циничные инвесторы и обмануть их сложно. Более того, с точки зрения иностранных инвесторов, российский бизнес стал «токсичным», потому что может быть неформально связан с компаниями и людьми, к которым наши «западные партнеры» ввели санкции. Поэтому аппетит иностранных инвесторов к российским предприятиям, к сожалению, угас. 

Раньше инвесторов прежде всего интересовали сроки окупаемости бизнеса, насколько сегодня это важный показатель?

— Отношение к срокам окупаемости изменилось. 8 лет окупаемости сегодня выглядит как супер-удачная сделка. 10 лет — цифра, которая активно обсуждается, хотя несколько лет назад такие проекты просто выбрасывали. В то же время в Европе доходность 4% в евро считается великолепной. В России же даже по депозитам в банке больше платят. А заработать эти 4% при более-менее стабильном в последнее время валютном курсе — вообще не вопрос. Но у наших бизнесменов пока аппетиты другие, за сытые годы мы привыкли к  сверхдоходам. Но нефть по 100 и доллар по 30 больше не вернутся. 

Если решение все-таки принято, как подготовить бизнес к продаже, на что обращать внимание?

— Сегодня у бизнеса оценивают не потенциал развития, как раньше, а текущий «кэш флоу» т.е. денежный поток, который он дает прямо сейчас. Так что прибыльный бизнес сегодня можно продать, а потенциально прибыльный — нет. Может быть, такой подход старомоден, но он честный. Кроме того, невозможно продать бизнес, которому приличные банки уже не дают кредиты. Все-таки какой-никакой опыт экспертизы банки наработали. И инвесторы на их мнение все чаще ориентируются. 

Я уверен, что правильный бизнес — это бизнес, созданный ради прибыли акционеров. Если кто-то создает его для прочих целей: для глупого инвестора, чтобы сделать мир лучше, для самореализации, чтоб жена не доставала, потому что друзья позвали, по приколу и т.п., он очень рискует пролететь. Такие цели могут быть у бизнесмена, и они вполне уважаемы. Но они не должны быть его главной целью. Главной целью может быть только цель «заработать деньги». Это надежная цель в любые времена.

Илья Борзенков о продаже бизнеса: «Не хватило амбиций»  1

Самое читаемое
  • Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.
  • Уральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженогоУральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженого
  • В одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директорВ одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директор
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.