Илья Симкин: «Предпринимательство не для тех, кто ищет легких денег»
Как купить готовый бизнес, стоит ли это делать, рассказал руководитель Уральской палаты готового бизнеса.
Пока одни предприниматели отказываются от собственных компаний в пользу работы по найму, некоторые бывшие наемные работники ищут возможности занять освобождающиеся ниши на рынках. Руководитель НП «Уральская Палата Готового Бизнеса» Илья Симкин рассказал, какие ошибки может допустить будущий предприниматель, решивший приобрести свою компанию, и как их избежать.
Представим ситуацию: менеджер решил отказаться от работы по найму в пользу собственного дела, чтобы облегчить себе задачу, решил купить готовый бизнес. С чего ему нужно начать?
— Первый шаг, о котором все говорят, но некоторые все равно почему-то забывают, — отказаться от мысли, что предпринимательство, особенно на падающем рынке — это легко. Купив свое предприятие, ты больше не сможешь просто вставать из-за стола в шесть вечера и уходить с работы: придется заниматься делом и вечерами, и по выходным, думать о предприятии с утра до ночи. Уровень доходов при этом будут зависеть во многом от самого человека, и надеяться он в этой ситуации сможет только на себя. Кого-то эта мысль пугает, для них она должна стать отрезвляющей, в том смысле, что привычный жизненный уклад бросать не стоит. Бизнес все же для тех, кто видит в такой свободе плюсы.
Если же говорить конкретно о том, за какое дело браться, то в первую очередь человек должен понять, какая сфера больше ему подходит, в чем он разбирается. Например, вы можете выбрать сферу, в которой до этого работали как исполнитель. Приобретая предприятие, особенно из сферы услуг, вы должны встать на точку зрения потенциального клиента: посмотреть, все ли вас устраивает здесь, посетили ли бы вы это место повторно, порекомендовали ли друзьям и знакомым, что в нем можно улучшить. Нужно собрать как можно больше информации о деле у друзей, родственников, знакомых, которые в этой сфере вращались: как оно устроено, как оно работает, какие есть нюансы. Тот, кто продает бизнес, особенно если это не посредник, а его предыдущий владелец, частенько демонстрирует только вершину айсберга, и информации, которую он предоставит вам, едва ли будет достаточно. Нужно понимать, что собственник, принявший решение продать свое дело, всегда заинтересован сделать это как можно быстрее и получить как можно больше. В этой части ваши с ним интересы расходятся.
На что следует обратить внимание при покупке бизнеса «с рук»?
— Для начала нужно понять, насколько адекватна цена, запрашиваемая продавцом. Для этого нужно внимательно изучить все сайты бизнес-брокерских компаний, популярные «доски объявлений», на которых предлагаются аналогичные предприятия, и прицениться к компании. Цены могут очень сильно разниться, и такой анализ позволит выбрать оптимальное предложение. Нередко один и тот же объект могут выставлять с помощью разных посреднических компаний по разным ценам. После этого нужно пообщаться с самим собственником — наверняка он будет готов рассмотреть возможность продажи объекта за меньшую стоимость или добавить в эту же стоимость что-то сверх первоначального предложения (товарные остатки, торговое или производственное оборудование и т.д.). Вы также можете попросить его обосновать стоимость предприятия, если сомневаетесь в адекватности предложенной цены.
Однако простого сравнения по ценам недостаточно. После этого вы должны заняться поиском «подводных камней», и самое сложное – разобраться с причиной продажи дела. Собственники часто приводят различные причины продажи: что им нужно учиться, пора рожать, выходить замуж, что просто времени не хватает, возникла усталость от бизнеса. Но более чем в 50% случаев это связано с убыточностью или низкой рентабельностью бизнеса, а также с отсутствием видения перспектив для его развития и увеличения прибыли. Если причина вас не пугает, можно идти дальше.
Затем мы переходим к экономическому анализу: изучаем его постоянные и переменные издержки, оборот предприятия. Важно сразу выявить как можно больше «скрытых» и неочевидных расходов. Например, если помещение предприятия находится в аренде, уточнить, ограничиваются ли обязательства перед собственником только арендным платежом, или нужно будет также оплачивать коммунальные услуги? Сколько нужно платить сотрудникам? Как часто и в каких объемах нужно закупать расходные материалы? Все нужно проверять и сравнивать с информацией о конкурирующих предприятиях. Только тогда вы сможете примерно представить, какую прибыль будет приносить объект.
Если говорить о проверке оборота, то в России есть определенные проблемы с этим: если не все шло официально, то проверить слова собственника о доходности предприятия по официальным налоговым декларациям не представляется возможным. Но это не повод отказываться от покупки: можно изучить это, уточнив средний уровень зарплаты в данной сфере, как вариант, проанализировав документы поставщиков, если речь идет о торговой точке. Иногда можно пойти и на «военную хитрость»: в моей практике были случаи, когда покупатели сутками сидели в кафе, считая число посетителей в разные дни недели, чтобы проверить достоверность представленной им информации. При покупке предприятия все эти данные жизненно важны, и если есть возможность проверить информацию, этим пренебрегать не нужно. Главное – определить оборот, рентабельность предприятия и все расходы. Особенно тщательно к этому нужно подходить, если бизнесу меньше года или у него часто менялся собственник — это уже должно насторожить. К проверке актива можно привлечь и специалистов в данной сфере, которые зачастую смогут увидеть больше, чем начинающий предприниматель. Тем самым вы снизите риск приобретения изначально «проблемного» актива.
Нужна ли начинающему предпринимателю финансовая «подушка безопасности»?
— Конечно, подушка безопасности нужна, и здесь двух мнений быть не может. Бывает, люди продают последнее – квартиру, машину и вкладывают деньги в расчете на то, что бизнес начнет их сразу приносить. А если он будет убыточен? И если он будет нуждаться в дополнительных инвестициях? Отдельно нужно учесть и то, что сейчас есть сложности с заемным финансированием: банки не дают инвестиционные кредиты, и начинающий предприниматель может взять либо обычный потребительский кредит, либо заем в залог недвижимости. Но здесь мы опять возвращаемся к вопросу: что будет, если деньги закончатся раньше, чем бизнес начнет что то приносить? И в этом случае лучше рассчитывать на свои средства, и только когда уже будешь в этом бизнесе что-то понимать и видеть поле для расширения, можно думать о кредитных средствах. Худший вариант развития событий нужно учитывать всегда.
Другое дело, что если гоняться за двумя зайцами, настоящего прорыва в бизнесе получить нельзя. И если вы хотите достичь наивысшего уровня развития именно в этом деле, то все другое придется забыть и сконцентрироваться лишь на нем, по крайней мере, пока оно не вырастет и не начнет приносить вам стабильный доход. Однако для начинающего предпринимателя такой подход выглядит весьма рискованно. Мое мнение таково: если нет «подушки безопасности», которая выручит в случае фиаско, лучше сначала тихонько «прощупать почву» — заниматься бизнесом, не теряя параллельные источники дохода. И только изучив все досконально, следует принимать решение о том, сосредотачивать ли все усилия на собственном деле.
Для начинающего предпринимателя неплохим вариантом может стать франшиза: по крайней мере, франчайзер объяснит, как она работает, и у франшизы гораздо меньше шансов прогореть. Но порог входа в такой бизнес может быть существенно выше. Поэтому сейчас предпринимательство скорее не для тех, кто ищет быстрых денег, а для тех, кто уже крепко стоит на ногах, либо сумел найти свой подход к рынку. И если вам удалось придумать что-то новое, вы уверены в своих силах и желаниях, а также убедились, что покупаете именно то, что хотите получить, — дорога для вас открыта.