Как развить свой бизнес, не бросая работу по найму — Илья Васкецов
«Многие крутили пальцем у виска: как можно заработать на билетах в детский музей?» Лауреат премии «Человек года — 2017» — о том, как сделать социальный проект прибыльным.
В совместном проекте медиаагентства «Контент-король» и издания «Деловой квартал — Екатеринбург», посвященном итогам премии «Человек года — 2017», Илья Васкецов рассказал о том, что натолкнуло его на мысль создать Парк научных развлечений NEWTON, сколько это стоило и почему он до сих пор не отдает себя полностью своему бизнесу, а работает наемным сотрудником.
NEWTON PARK
Первая площадка NEWTON PARK, посвященная физическим явлениям, появилась в Ельцин Центре. В сентябре 2016 г. была открыта вторая площадка — парк NEWTON BIO на ул. Вайнера, она рассказывает об анатомии человека и биосфере.
В экспозиции NEWTON PARK — 100 уникальных экспонатов, в NEWTON BIO — около 60 экспонатов.
С Ильей Васкецовым поговорила руководитель youtube-проектов медиаагентства «Контент — король» Алена Вугельман. DK.RU приводит некоторые моменты этого интервью.
NEWTON PARK — это бизнес?
— Несмотря на то, что многие крутили пальцем у виска и говорили — как можно заработать на билетах в музей, тем более для детей, мы рассматриваем его как бизнес. Пусть, может быть, не настолько прибыльный, но он работает по законам бизнеса и существует без каких-либо вливаний со стороны бюджета или спонсоров.
Почему это социальный бизнес?
— Здесь есть совершенно четкая социальная составляющая. В обществе есть запрос на повышение ценности естественнонаучных дисциплин, точных наук. За последние 20 лет их важность была выдавлена из нашей жизни, особенно это касается молодежи, и этот дисбаланс надо устранять как на государственном, так и на общественном уровне. Мы видим в этом свою социальную миссию. Если в результате возникающих мотивационных процессов мы побудим ребенка к творчеству, к изобретениям, более глубокому изучению точных дисциплин, то наша миссия будет выполнена. В этом смысле проект социальный.
Сколько стоило открытие?
— Такого рода проект в 2014 г. стоил порядка 5 млн руб. Понятно, что сейчас, учитывая другой уровень качества и объем вложений в экспонаты и их обновление, добавленная стоимость выше. Это все были частные инвестиции.
Почему вы продолжаете оставаться наемным менеджером? Свой бизнес не приносит достаточно денег?
— Я в телекоммуникационной отрасли человек не случайный, более 17 лет в ней работаю, и просто так уйти, перестать быть экспертом и полезным сотрудником мне бы не хотелось. Работодатель в курсе моего увлечения. Главное, чтобы не было конфликта интересов — но поскольку эти бизнесы в разных плоскостях, то это никак не отражается на основной работе.
Вы переехали сюда из Перми в 2009 г. и говорили, что чувствуете себя гастарбайтером и опасаетесь, что Екатеринбург вас не примет.
— Наверное, после премии «Человек года» на этих опасениях можно поставить в этом вопросе точку, для себя, по крайней мере. Я уже считаю себя екатеринбуржцем, для меня это вторая родина.
Процитирую цитату из интервью 2013 г. Вы сказали тогда, что ваше кредо — наемный менеджер, и вы можете быть эффективным только в рамках системы. Что случилось такого, что вы занялись бизнесом, да еще и социальным?
— То утверждение не противоречит моим сегодняшним убеждениям. Я по-прежнему остаюсь человеком системы и могу быть очень эффективен в корпорациях. Но в то же время ничто не мешает мне выстраивать свою систему. Парки NEWTON — это уже большая система, у нас более 30 сотрудников, множество проектов и куча амбиций в части развития. Что касается дополнительных мотивов, то любой, даже хорошо зарекомендовавший себя наемный сотрудник, мечтает о некой независимости. Это такие мужские амбиции: ты можешь быть не просто наемным служащим, но и сам способен создавать системы.
В этом году вы создали свою франшизу. В каких городах может появиться NEWTON PARK?
— Действительно, мы в этом году «упаковались» и начинаем продавать франшизу на города России. Ведем переговоры с городами уровня Архангельск, Самара, Астана, Киев, порядка 20 городов. То, что они очень разные, это очень здорово. У нас нет задачи задавить существующих игроков, мы ищем для себя свободные ниши.
Полную версию интервью смотрите в видео «Контент — король»