Импортированный опыт
Под эгидой Президента «Программу подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации» в народе называют Президентской. Ее инициатором выступ
Под эгидой Президента
«Программу подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации» в народе называют Президентской. Ее инициатором выступил Борис Ельцин. В 1997 г. он обратился к лидерам «большой семерки» с просьбой помочь подготовить большую группу менеджеров. Лидеры не возражали, и в июле того же года был подписан соответствующий президентский указ. С тех пор тысячи руководителей и специалистов по всей стране ежегодно штурмуют учебные заведения в надежде на бесплатное дополнительное образование. Завершает обучение опять же бесплатная зарубежная стажировка.
Программу финансирует федеральный и областной бюджет (последний оплачивает около 40% расходов). Реализацией занимается комиссия по организации подготовки управленческих кадров и ее региональные отделения. У нас такое отделение работает при областном правительстве – именно сюда надо подавать документы. В программе активно участвует международный образовательный консорциум УГТУ. Кроме УГТУ в него входят УрГЭУ, УрГУ, Национальный политехнический институт Гренобля (Франция) и др. На базе консорциума проводятся консультации, конкурсный отбор, обучение специалистов. Квота для Свердловской области составляет 120 человек в год. Но в прошлом году участников было аж 240 – за счет тех регионов, которые «недобирают» квоту.
Кандидаты должны иметь высшее образование, владеть иностранным языком и работать на руководящей должности не менее 1 года (общий стаж – не менее 3-х лет). Рекомендуемый возраст – от 25 до 40 лет. Кроме того, они должны трудиться в реальном секторе экономики. К участию в программе не допускаются специалисты бюджетных организаций, образовательных, научных и медицинских учреждений, органов госуправления, банков, а также сотрудники компаний с большой долей иностранного капитала. Особое внимание уделяется привлечению работников машиностроительных и металлургических предприятий, значимых для экономики региона.
Конкурсный отбор начинается в декабре и заканчивается в апреле. Необходимо сдать языковой и психологический тесты и пройти профессиональное собеседование. По свидетельству Татьяны Майоровой, начальника отдела международного сотрудничества ИПК УГТУ, на языковом тесте отсеивается 40-50% кандидатов, на психологическом – 15-20%. У набравших по языку полупроходной балл есть еще один шанс – они могут в течение августа посещать за свой счет языковые курсы при УГТУ, а потом сдать экзамен повторно.
Счастливчики, прошедшие конкурс, с сентября по май изучают управленческие дисциплины и иностранный язык. Возможная специализация – «Менеджмент», «Маркетинг», «Финансы и кредит», «Предпринимательство». Нагрузка серьезна – приходится учиться три раза в неделю по 4-8 часов без отрыва от производства. Однако отсев невелик – около 13%. В мае участники программы сдают госэкзамен и получают диплом.
Следует заметить, что обучение в рамках президентской программы не дает 100-процентной гарантии стажировки. Из первого выпуска за рубеж поехало 80% специалистов, из второго – 70%. Поскольку пребывание стажера за границей оплачивает иностранная сторона, она должна быть заинтересована в данной кандидатуре. Выпускники могут сделать три попытки найти подходящую зарубежную программу, поэтому от завершения обучения до начала поездки может пройти полтора года. По статистике, в Германию ежегодно отправляется свыше 1000 российских участников программы, в Японию – около 1000, в Великобританию – более 500, во Францию – 200-300. Остальные страны-участники – Нидерланды, Швеция, Италия, США, Канада, Финляндия, Австрия – не столь радушны и принимают по 20-40 человек. Каждая страна заинтересована в определенных регионах России. Поэтому в Италию уральцы почти не ездят, зато Великобритания встречает их с распростертыми объятиями. Если вы хорошо знаете немецкий или французский, вероятность попасть на стажировку выше. Татьяна Майорова: У «англичан» гораздо больше спектр возможных стран. Но поскольку знающих английский очень много, шансы каждого из них понижаются. Большую роль играет мотивация. Западные партнеры дотошно выясняют, действительно ли пребывание стажера в их стране принесет пользу его бизнесу, может ли оно помочь реализации каких-то проектов. Формулировки «мне просто хочется лучше узнать вашу страну» в расчет не принимаются.
Формы стажировок разнообразны. Например, Германия предлагает три вида программ: месячная для руководителей (ориентирована на заключение контрактов, знание немецкого необязательно), а также трех- и шестимесячная для специалистов (теоретическая подготовка + практика на рабочем месте). Японские программы предусматривают обучение в бизнес-центрах и посещение различных предприятий. В Великобритании слушатели досконально изучают деятельность одной компании. Стажировки на рабочем месте – скорее исключение, чем правило.
Без языка
Не верится, что можно попасть на зарубежную стажировку без хорошего знания иностранного языка. Однако именно такие программы предлагает Центр Гражданских Инициатив Citizen Initiatives (CCI), головной офис которого находится в Сан-Франциско. Американская программа эффективного производства (ПЭП) предназначена для руководителей малого и среднего бизнеса – директоров и топ-менеджеров. Возраст – от 23 до 55 лет. Необходимый стаж работы в компании – не менее года. Направления могут быть самыми разными – от страхования и финансового менеджмента до деревообработки и гостиничного дела. Стажировка длится 25 дней. Предприниматели знакомятся с практикой ведения бизнеса в заявленной сфере. Программа очень насыщена – ежедневно россияне посещают 1-2 компании. Предусмотрены и другие мероприятия – например, члены одной делегации даже присутствовали на заседании Сената. Свыше 80% расходов берет на себя Госдепартамент США (российский участник платит $1500-1700). В группе работает переводчик, а то и не один. Но на бытовом уровне знание английского желательно, поскольку наших менеджеров расселяют в американских семьях.
Программа нашла активную поддержку со стороны американских Ротари-клубов. Ассоциация таких клубов Ротари Интернэшнл – старейшая и влиятельнейшая международная организация деловых людей и ведущих специалистов, насчитывающая 1,2 млн членов и свыше 28 тыс. клубов по всему миру. Девиз Ротари – «Служение обществу выше личных интересов». Поэтому нет ничего удивительного в том, что ротарианцы совершенно безвозмездно принимают в своих семьях русских коллег и тратят на них свое драгоценное рабочее время. Другой мотив иностранцев – безусловный интерес к России, желание почувствовать в нас не врагов, а партнеров.
Участие в программе не требует изнурительной подготовки – достаточно заполнить анкету. Анкеты пересылают в Сан-Франциско, где и происходит отбор. Самая популярная специализация – «Финансовый менеджмент» (конкурс достигает десяти человек на место). По другим направлениям конкуренция не столь сильна, так что есть реальный шанс через полгодика после заполнения анкеты поехать в Америку. В России работает
семь представительств CCI, и в группу попадают люди со всей страны. Ежегодно на стажировку выезжает 100-150 екатеринбуржцев.
Местное представительство CCI занимается и другими программами, не требующими знания языка. Это, например, британская программа краткосрочных деловых поездок – Business Mission, предназначенная для руководителей и менеджеров. В данном случае все расходы несет участник, которому придется выложить $1200-1800. Стажировка обычно длится 7-10 дней и включает посещение крупной международной выставки, встречу в профессиональной ассоциации и визиты в компании (как правило, две компании в день). К примеру, если за рубеж выезжают наши рестораторы, они побывают и в маленьких частных ресторанах, и в элитных, и в сетевых, и в ресторанах-гигантах, и в кафе быстрого обслуживания. Им покажут кухню, оборудование, расскажут о работе с клиентом, решении конфликтных ситуаций. Традиционные направления – реклама и маркетинг, дизайн, сфера услуг, фармацевтика, информационные технологии. Хотя
бывают и исключения. Так, в октябре этого года состоится поездка металлургов и машиностроителей – в Англии будет проходить крупнейшая всемирная выставка.
Третий путь
Можно поехать на зарубежную стажировку и без всяких программ – некоторые зарубежные компании принимают стажеров из России. Работа, как правило, самая элементарная – например, отвечать на звонки. Можно попробовать найти такую компанию в Интернете. Можно избрать другой способ – обратиться за помощью в Центр «Обучение за рубежом» или попытать счастья в турфирмах (например, «Блиц-контакте»). Основное условие – хорошее знание языка. Работодатели практикуют получасовое собеседование по телефону, и немногим соискателям удается поддержать разговор на должном уровне.
К тому же удовольствие погрузиться в иностранную жизнь влетит в копеечку. Ирина Кочергина, директор Центра «Обучение за рубежом»: Стажировка обычно длится полгода. Минимальный срок – 3-4 месяца, иначе фирме будет просто невыгодно с вами возиться. Взнос на организацию практики – $500. Неделя проживания в семье стоит $150 – это самый дешевый вариант. За работу мы возьмем $400-$500. Плюс дорога, виза, медстраховка. Вот и считайте. Если даже поехать на 10 недель, придется выложить минимум $3000. Надеяться покрыть эти расходы за счет жалованья в иностранной компании не стоит – стажерам обычно не платят. Считается, что вы участвуете в образовательной программе, то есть вас и так бесплатно учат. Но если вы будете хорошо работать и вас заметят, рекомендации компании могут повлиять на вашу дальнейшую карьеру...
Елена Картуз,
начальник финансово-экономического отдела
компании «Овимэкс»
(Программа эффективного предпринимательства, США):
– Я стажировалась в области финансового менеджмента. Нас принимал Ротари-клуб достаточно высокого уровня. Когда мы встречались с топ-менеджерами и партнерами – то есть сотрудниками, имеющими небольшие пакеты акций компании, – я спросила у такого человека: сколько стоит час вашей работы? Он отвечает: $500. Человек, час работы которого стоит $500, с удовольствием тратил на нас целый день. Эти люди действительно искренне желали нам помочь.
Я специалист по внутренним финансам, экономике, логистике. Нельзя сказать, что у нас все совсем по-другому. Но очень многое в этой сфере делается интуитивно. Мало компаний, которые системно занимаются менеджментом в области финансов.
А у них это норма.
В крупных компаниях, как правило, менеджмент прекрасно налажен по всем компонентам. Были мы и в небольших компаниях с хорошим менеджментом. Их хозяева обычно раньше занимали высокие управленческие должности. Выйдя на пенсию, они учредили маленькие компании, чтобы не было скучно. Это фирмы, где работают по 12-15 человек, обороты по американским меркам мизерные – $15-20 млн в год. Зато менеджмент организован превосходно.
Были мы и на предприятиях, созданных людьми, не имевшими управленческого опыта. Такие фирмы обычно работают в бизнес-инкубаторах – организациях, помогающих малому бизнесу. Стоимость аренды помещений в бизнес-инкубаторе на 20% ниже рыночной, стоимость консалтинговых и управленческих услуг – на 50%; оказывается помощь в кредитовании. Как правило, на таких предприятиях менеджмент присутствует лишь в виде отдельных компонентов – таких, как бухгалтерский учет, управление персоналом. Для этого привлекаются специализированные фирмы.
Американцы считают, что главный ресурс любой компании – люди. Фирмы стараются удержать специалистов и уделяют много внимания росту профессионализма. Я столкнулась с интересными элементами корпоративной культуры. Так, в компании ALLIANZ есть стена почета с фотографиями лучших сотрудников. Выбирает их коллектив, а утверждает руководство. Видела я и доску с результатами соревнования различных подразделений. В общем, совсем как у нас в советские времена. Оказывается, то, что мы когда-то отвергли, сегодня дает прекрасные плоды.
Мы посетили два учебных заведения – школу менеджмента Карлсона и институт Данвуди. Обучение максимально приближено к практике. Так, в школе менеджмента организован фонд, который финансируется государством, – студенты приобретают пакеты акций и управляют ими. В институте Данвуди есть типография, где студенты на современном оборудовании выполняют реальные заказы. Студенты строительных специальностей строят на территории института трехэтажный дом, студенты-электрики проводят там электричество...
Поездка позволила понять, насколько эффективно мы работаем – не в сравнении с соседней фирмой, а на мировом уровне. А еще она дала огромный творческий импульс. Увидев, как можно правильно и хорошо жить, захотелось это повторить. Мы и так уже сделали многое – поэтому я не вижу больших препятствий к тому, чтобы нормально эффективно работать.
Евгений Решетников,
руководитель московского представительства издательского дома «Абак-Пресс»
(Президентская программа):
– Я проходил стажировку в Великобритании, в крупном издательском доме Western Mail & Echo. Ежедневно встречался с менеджерами – начальниками подразделений, главными редакторами – и они отвечали на все мои вопросы. В крупных отделах каждый час беседовал с новым человеком. Он в это время больше ничем не занимался, даже телефоны отключал. У англичан огромный интерес к нашей стране. Если они хорошо представляют ситуацию на западном рынке, то Россия для них загадка. Было ощущение, что я приехал с другой планеты и им интересно побеседовать с инопланетянином. Хотя когда мы говорили о бизнесе, то общались на одной волне.
Там считается, что бизнес-успех компании определяется компетентным персоналом и знанием рынка. Все остальное вторично. Поэтому каждый сотрудник для организации – большая ценность. Мотивация проработана очень хорошо. Каждый знает, какую программу обучения ему предложат в ближайшие пять лет и какую должность он займет через определенное время. Огромное внимание уделяется командному духу – всех новых сотрудников проверяют на предмет вхождения в команду. Отсутствуют барьеры между руководителем и подчиненными. Они запросто называют друг друга по имени, хлопают по плечу, шутят. Существует традиция каждую пятницу вместе ходить в паб, пить пиво и разговаривать обо всем. Однако ни один англичанин, если только он не владелец компании, не будет сидеть на работе с раннего утра до позднего вечера. Руководство и не предлагает такой вариант – даже за дополнительные деньги. Каждый знает, что ровно в шесть часов вечера он освобождается и уходит. Если он не успевает что-то сделать, он говорит об этом начальству, и его отделу дают в помощь еще одного сотрудника.
Стажировка много дала и в личном, и в профессиональном плане. Это колоссальный опыт. Нельзя замыкаться в рамках одной страны. Очень важно вырваться из повседневной рутины и посмотреть на свою фирму со стороны. Мне как будто довелось увидеть, какой будет наша компания через 15-20 лет. Много дало и неформальное общение с англичанами. Когда приезжаешь просто отдыхать, тебе не удается почувствовать людей, понять, чем они живут. У англичан можно поучиться каким-то общечеловеческим ценностям. Ведь первичные проблемы там давно решены. У них нет трудностей с получением зарплаты, с покупкой квартиры, машины – тем, что занимает мысли большинства наших сограждан. Например, при устройстве на работу молодые люди получают кредит на квартиру – причем не от компании, а от государства. В этом смысле они более свободны, и у них есть время на решение каких-то более серьезных проблем – например, на личностное развитие.
Сергей Слива,
директор телекоммуникационной
компании «Эрланг»
(Программа эффективного
предпринимательства, США):
– Мы побывали в самых разных телефонных и Интернет-компаниях. Техника у нас и у них примерно одинакова, поскольку лучшие разработки в области телекоммуникаций попадают в Россию довольно быстро. Нас можно удивить очень мощным оборудованием, но технологии аналогичны.
Зато у них огромный опыт в области менеджмента. Некоторые подходы на российском рынке почти не встречаются. Есть фирмы, которые предлагают заказчикам обслуживание локальных сетей, АТС и т.д. Они полностью предоставляют все оборудование – например, компьютеры («Вам не надо думать об этих компьютерах, мы будем менять их через год») или АТС («Если завтра вам понадобится большее количество телефонных номеров – нет проблем»). Такие услуги достаточно развиты.
Вообще, в США мало фирм, которые занимались бы всем сразу. Они обычно берут очень узкий участок и достигают на нем выдающихся результатов. Если у нас в городе свыше 50 организаций предлагают Интернет-услуги, то у них все более специализировано. Например, мы были в компании, которая занимается только хостингом, то есть предоставляет свои ресурсы для размещения веб-страниц различных фирм. Она обеспечивает великолепное качество доступа к этим страницам. Оборот компании достигает сотен миллионов долларов, хотя она предоставляет пользователю всего одну услугу. Другая компания занимается исключительно предоставлением Интернет-каналов. Третья – безопасностью (защитой компьютеров от несанкционированного доступа и от вирусов). У нее даже есть лаборатории по созданию вирусов и тренировке защиты от них.
Большая сегментация рынка касается не только сферы телекоммуникаций. Несвойственные основному бизнесу функции обычно передаются на сторону. Если организация издает журнал, в штате будет только редактор и несколько ответственных сотрудников. Всех остальных нанимают со стороны – в помещении убирает одна фирма, сотрудников кормит другая, за безопасность отвечает третья, окна моет четвертая...
Часто работников привлекают на короткое время, под конкретный проект – причем ищут их по всей стране. Американцы охотно переезжают в другой город, если там больше платят. Они очень легко мигрируют, легко меняют свой образ жизни...
Михаил Симаков,
программный директор «Радио Пилот»
(Программа эффективного предпринимательства, США):
– Мы жили в небольшом городе Юджин с населением 300 тыс. На крупных радиостанциях и телеканалах никому нет дела до каких-то стажеров, там темп бешеный. А здесь все поспокойнее, люди могут потратить какое-то количество времени, поделиться опытом. Мы посетили в этом городе 8 телеканалов, штук 12 радиостанций, 2 газеты.
Для меня учиться у американцев каким-то технологиям смысла нет, потому что все они описаны в книжках. Можно записать эфир любой западной радиостанции – и никуда ездить не надо. По технологиям мы их давно догнали, а кое в чем даже и перегнали. По крайней мере, я видел устаревшее оборудование, которым мы никогда не пользовались. Но они ушли далеко вперед в области менеджмента, организации процесса. У них – по крайней мере там, где мы были – на радио и телевидении, атмосфера кажется сонной. В том смысле, что никто не бегает, не кричит, не мечется. Я ни разу не видел никакого аврала. Все нормально организовано, отлажено, каждый знает, чем заниматься. Поэтому все тихо и спокойно.
Радиостанции там работают по одним и тем же канонам. Если в России спросить любого программного директора: «сколько песен в вашей библиотеке?» или «как вы организуете свой вечерний час?», он скажет: «это ноу-хау». И у нас это действительно ноу-хау. А там – пожалуйста, смотри! Все совершенно открыто. Там этому учат – так же, как учат математике и литературе. Так что все зависит от персон в эфире – насколько они профессиональны и приятны аудитории.
Есть и другие отличия. У нас бизнес еще не устоялся, и все пытаются изобрести что-нибудь поинтереснее.
А там стандарты определены. Включаешь любую станцию в любом городе и слышишь примерно одно и то же. Такое ощущение, будто всю рекламу в стране озвучивают четыре актера – есть низкий бархатный мужской голос, есть повыше, есть какой-то хрипловатый, и, наконец, женский. Выступления ди-джеев в эфире обычно ограничиваются типовыми фразами: «Добрый день, только что был Рики Мартин с такой-то песней. На часах столько-то. Вы слушаете радиостанцию такую-то». Потом идет слоган радиостанции. Все рассуждения – прерогатива ток-шоу. У нас, по сравнению с ними, эфир напоминает лоскутное одеяло, но все-таки повеселее, разнообразнее.
Хотя поездка напоминала большую экскурсию, это была очень полезная штука. Я вернулся с ощущением, что все можно делать спокойно. И сейчас, когда случается аврал, думаешь – что же я не учел, где поленился... Да и просто посмотреть, как бывает не по-нашему, – дорогого стоит.
Нина Пискунова,
директор гостиницы
«Шарташ»
(Программа
эффективного
предпринимательства,
США):
– Гостиничный бизнес приносит Америке большие доходы, поэтому желание открыть отель всячески приветствуется. Например, можно взять кредит в банке под минимальный процент.
Мы побывали и в совсем маленьких гостиницах, и в отелях-гигантах. Есть громадные роскошные отели, где в холле тебя встречает не один, а несколько клерков. У всех горничных там имеются пейджеры, чтобы их было легко найти. Но в целом больших отличий от наших гостиниц нет. Хотя кое-что произвело впечатление – например, отели, где в каждом номере камин. Или где в каждой спальне стоит джакузи – огромная ванна прямо возле кровати. Очень популярны номера с кухнями – прямо в гостиной барная стойка, а за ней плита, холодильник, микроволновка, кофеварка. Поразила гостиница с так называемыми тематическими номерами. Один номер оформлен под джунгли, другой – ковбойский, третий – морской. Нам показывали номера-кондоминиумы, которыми можно пользоваться, скажем, 30 дней в году. Их разрешается сдавать другим людям – как целиком, так и по комнатам. В некоторых номерах установлены компьютеры, пользование ими бесплатно. Оплачивается лишь выход в Интернет, но это стоит копейки.
Обучению персонала уделяют огромное внимание. Обычно раз в две недели проводят занятия. Например, освежают в памяти все фразы, которые следует употреблять в беседе с клиентом. Причем считается, что просто сказать «спасибо» – это очень примитивно. Нужно каждый раз находить новые красивые слова благодарности – «Благодарю Вас», «Мне было приятно», «Вы доставили мне удовольствие». У нас этому вообще никто не учит, а там – целая наука.
Везде практикуется тестирование – при приеме на любую работу, любую должность. Уровень интеллекта или творческие возможности проверяются на элементарных тестах. Обычно все решают личностные качества. Считается, что если вы обаятельны, приветливы, доброжелательны, то вы подходите для работы в гостинице. Если нет – никакие корочки и дипломы не помогут. Женщина, имеющая пару часов свободного времени в день, может устроиться на работу на это время. Санитарных книжек не требуется. Оплата почасовая, минимальная ставка – $7 в час. Существует норма – допустим, она должна убрать за смену 12 номеров. Если же она убирает не 12, а 14, ее почасовая оплата увеличивается. Качество уборки проверяет старшая горничная или администратор. Даже в случае нареканий горничную не наказывают. Считается, нужно создать такие условия, чтобы обслуживающий персонал работал качественно и с желанием.
Польза от стажировки, конечно, была. Даже неважно, внедрим ли мы какие-то новинки или нет. Появилась уверенность в себе, более глубокое осмысление своей работы. А это очень важно.
Галина Фалько,
директор Областного центра экспертиз
(Программа эффективного
предпринимательства, США):
– Мы посетили множество инвестиционных компаний. Были, например, в такой, где всего 12 работников, но обороты составляют многие миллиарды долларов. Там просто сидят умные люди и решают – куда крупному капиталу вложить свои деньги...
Инвестирование развито колоссально. Это основа экономики. Инвестиционная деятельность страхуется государством. Очень интересная вещь – паевые инвестиционные фонды. Такой фонд аккумулирует деньги граждан и вкладывает в бизнес в соответствии с рекомендациями аналитиков. Причем берется не одна, не десять, а 150-200 компаний. Если даже некоторые из них будут терпеть убытки, прибыль остальных обеспечит рост инвестированных средств. Это такое взаимное страхование всей страны. Поэтому американцы говорят: «Наши деньги не упадут никогда». В семьях, где мы жили, ежевечернее занятие – отслеживание всевозможных финансовых индексов. Сейчас много говорят о кризисе американской экономики. Но наши хозяева были спокойны. Да, цены растут. Но деньги тоже растут.
Я оценщик, то есть тот самый аналитик, который определяет стоимость того или иного бизнеса. Оценка в Америке – это так просто! Рыночная стоимость акций определяется рейтинговыми таблицами, и прогнозы делаются на основании совершенно открытых данных. Когда я стала рассказывать, как мы, чтобы определить стоимость акций предприятия, используем 5-7 методов, назначаем им весовые доли, рассчитываем равновесную рыночную стоимость и т.д., на меня смотрели с удивлением, как на нечто доисторическое. И говорили: «Боже, как интересно! Вот бы с вами поработать! Вот так глубоко покопаться... У нас же это давно ушло. А при слияниях и поглощениях компаний методов, основанных на рейтингах, недостаточно – хочется более глубокой проработки вопроса». Хотя серьезные аналитики считают так же, как мы. Но к ним обращаются в исключительных случаях. Для меня это было откровением.
Однажды я общалась с оценщиком недвижимости. Спросила, пользуется ли он при расчете рыночной стоимости методом иерархий. Он говорит: да, я знаю этот метод – но что же может сравниться с моей интуицией? В Америке если оценщик сертифицирован – никто не усомнится в его заключении. У нас же, пока не представишь расчет, где все соображения подтверждаются цифрами, результат вызывает сомнения.
Александр Новиков,
зам. начальника отдела обучения персонала УОМЗ
(Президентская программа):
– Я проходил стажировку во Франции. Две недели мы
учились в бизнес-школе и две недели посещали предприятия – в основном крупные и
высокотехнологичные. По сравнению с ними наш завод – как небо и земля. Но к
этому идеалу можно стремиться.
Например, они зачастую работают вообще без
складов – заказанные детали поступают сразу в цех. Если наши заводы стремятся
быть универсальными, то там предприятие занимается, например, только штамповкой,
окраской и сборкой. Все остальные функции отданы на откуп более мелким
компаниям. Мы были на заводе, у которого нет даже своей транспортной службы.
Перевозки выполняет по договору другая фирма.
У нас в стране многие проблемы
возникают из-за беспорядка. Стали собирать – что-то забыли или поставили не то.
Потом в случае отказа начинают искать причину и не могут найти. А у них
производство компьютеризировано. Все детали промаркированы, на каждой –
магнитные полосы. И если на рабочем месте нет какой-то детали, в специальное
место кладется карточка с соответствующей меткой. Есть человек, который собирает
эти карточки и делает заказ. Когда же что-то сделано неправильно, легко понять,
на какой стадии это произошло.
Я занимаюсь управлением персоналом. В России
под этим обычно понимают управление поведением людей или людьми как
психологическими объектами. То есть, надо выяснить интересы работника,
протестировать его, оценить сильные и слабые стороны, выработать рекомендации,
адаптировать, обучить. Все это, конечно, хорошо. Но почему-то упускается
важнейший момент – экономический. А во Франции к персоналу подходят прежде всего
с экономической точки зрения. Например, когда Hewlett Packard переносил свой
завод в другое место, он поставил такое условие – отсутствие забастовок. Это
экономический параметр, поскольку ведет к сокращению
издержек.