Индустриальную живопись покажут в рамках биеннале
В рамках Паралельной програмы 1-й Уральской индустриальной биенале современого искуства открылась выставка «Индустриальная живопись Урала 1950-60 годов».
Она работает на третьем этаже ТЦ «Европа» (пр-т Ленина, 25), ежедневно с 10:00 до 22:00, вход свободный. Организаторы выставки – Екатеринбургский филиал Государственного центра современного искусства, «Белая галерея», «D.K.-киноклуб», коллекционеры Эльвира и Сергей Пудовы и ТЦ «Европа».
Церемонию открытия выставки посетили советник губернатора Свердловской области Сергей Половнёв и министр культуры и туризма Свердловской области Алексей Бадаев (областные власти выступают соучредителями Уральской биеннале). Им провели экскурсию сами коллекционеры. «В этом искусстве каждый находит своё, — делится впечатлениями Алексей Бадаев. — Изображения на полотнах рождают определенные эмоции. Мой дед был металлургом, поэтому у меня особый интерес к работам уральских художников эпохи соцреализма. Но возрождать сегодня это не надо: каждому времени – своё искусство».
В экспозиции представлена коллекция картин уральских художников, принадлежащая семье Пудовых. За 15 лет Сергей Пудов – уралмашевский инженер, металлург в третьем поколении — собрал 35 работ знаменитых уральских художников эпохи соцреализма: Александра Бурака (1921 — 1997), Бориса Глушкова (1918 — 1981), Виктора Зинова (1908 — 1991), Игоря Симонова (род. 1927 г.), Авроры Сосновской (род. 1925 г.). На полотнах изображены заводские проходные и цеха, прокатные станы, горнодобывающие карьеры и стройки, — объекты, привычные и повседневные для уральского пейзажа, эстетика которых укоренена в образе жизни живущих здесь людей.
Советское индустриальное искусство, рожденное в ареалах тяжелой промышленности, пережило пик популярности в 1950–60-х гг. Специалисты считают, что индустриальная живопись такого развития, такой мощи и завершенности, как на картинах уральских художников того времени, не встречалась в искусстве других регионов страны. Сегодня, когда происходит избавление от вульгарных социологических оценок искусства соцреализма, подвергнутого остракизму, стало возможным снова почувствовать особую красоту и значимость индустриальной эпохи и выразившего её творчества.
Выставка живописи сопровождается 20-минутным видеопоказом фрагментов из сотни киножурналов «Советский Урал» 1960-80-х гг. Эти чёрно-белые выпуски тогда предваряли все показы в уральских кинотеатрах, а сегодня являются уникальным архивом документов индустриального прошлого Урала. Посетители выставки станут свидетелями «запечатлённого времени», в котором оживут заводские проходные Уралмаша, ВИЗа, НТМК, цеха, машины, технологические процессы. Картинки с экрана перекликаются с полотнами на стенах.