ИННОПРОМ уехал, деньги остались. Кто и сколько заработал на международной выставке?
Про ИННОПРОМ много спорят: кто-то считает вставку «потемкинской деревней», кто-то видит в ней экономический потенциал. Региональный бизнес единодушен: городу нужно больше международных мероприятий.
С 8 по 11 июля 2019 г. в Екатеринбурге проходила 10-я международная выставка ИННОПРОМ. В Facebook среди активных жителей города разгорелся спор: есть ли толк от проведения выставки?
Люди разделились на два лагеря: кто-то говорил о том, что экономического эффекта от ИННОПРОМа нет, а траты на организацию бессмысленны. Среди аргументов приверженцев этой точки зрения: на мероприятии подписывают массу соглашений ради фото, ни одного серьезного инвестиционного контракта там не заключили. Их вывод — ИННОПРОМ стал никому не нужен, к тому же, организаторы закрыли парковку, а добираться до Экспоцентра пешком по трассе — не самое приятное занятие.
Вторая сторона утверждала, что нет особого значения, заключаются на выставке миллиардные контракты, или нет. Главное, что в Екатеринбург едут гости, иностранные делегации, которые тратят деньги на отели, рестораны, такси, салоны красоты, а значит, в город вливаются инвестиции.
Первый заместитель губернатора Свердловской области Алексей Орлов утверждает, что ИННОПРОМ действительно приносит деньги городу. По его словам, экономический эффект от проведения вставки значимый.
Екатеринбург становится центром крупных международных событий. Это несет определенный экономический эффект, есть определенные методики подсчета. От ИННОПРОМа в том формате, который мы сегодня имеем, экономический эффект за четыре дня проведения составляет около 1,5-2 млрд руб. Это вливание в экономику города, — цитируют Алексея Орлова РИА-Новости.
DK.RU поговорил с представителями малого и среднего бизнеса и узнал у них, есть ли для региональных предпринимателей экономический эффект от проведения выставки, и нужен ли ИННОПРОМ городу.
Олег Ананьев, ресторатор, генеральный директор компании «Ресторан»:
— Гостей во время ИННОПРОМа, конечно, стало больше. Мои рестораны как раз рассчитаны на туристический трафик, люди хотят приглашать своих друзей и гостей в хорошие заведения Екатеринбурга, так что для нас есть эффект от выставки. Загрузка наших ресторанов подросла примерно на 20% в эти дни.
Крупные международные мероприятия — это хорошо для города. Все вспоминают Чемпионат мира-2018. В те дни Le Bourg оказался в самом центре происходящего, эффект был потрясающий. ИННОПРОМ, конечно, мероприятие другого формата, люди приезжают не отдыхать, а работать: они приехали на три-четыре дня и сразу после этого покидают город.
Понятно, что вся выставка — событие довольно натянутое, не такое массовое, как хотелось бы, но это потому, что организаторы пока что раскручивают ИННОПРОМ.
Но всем должно быть очевидно: чем больше у нас проходит международных мероприятий в городе, тем лучше для регионального бизнеса.
Сергей Дерендяев, управляющий отелей «Эмеральд» и «Парус»:
— Тут в наших местечковых интернетах разгорелись нешуточные споры — нужен городу ИННОПРОМ или не нужен. Спорят журналисты, депутаты разных дум, власть имущие и мы, простые обыватели.
Я не спорю, но со своей колоколенки скажу, а вы сами решайте — нужен или нет.
В общем, приехало в Екатеринбург много гостей и получили мы дополнительный доход. Как и таксисты, рестораторы, торговцы сувенирами и много кто еще. Думаете, сложили деньги в кубышку? Нет. Хотя и такие, наверное, есть.
Мы, к примеру, обновили постельное белье в обоих отелях. Докупили посуду в Эмеральде. Подремонтировали кое-что. Оставили немалую сумму в наших же екатеринбургских фирмах и магазинах, то есть в экономике города. А еще, я думаю, по итогам месяца выплачу коллегам премию за хорошую работу, налоги с которой, кстати, пойдут в бюджет. Да и премия, наверное, тоже останется в городе — в магазинах, салонах красоты и пр.
Сможете посчитать, сколько денег город получит дополнительно? Я не возьмусь. Одно знаю — много. Короче говоря, я — за ИННОПРОМ. И за то, чтобы он каждый месяц был. Если можно, не по разу.
Представители кабаре Show Girls:
— Конечно, для регионального бизнеса очень здорово, когда в городе проходят какие-то крупные международные мероприятия типа ИННОПРОМа. Хорошо, что выставка есть, что в прошлом году был Чемпионат мира, что в 2023 г. будет Универсиада.
У нас по сравнению с прошлой неделей увеличение гостей в два-три раза, вырос средний чек, мы довольны. В дни ИННОПРОМа мы принимаем большое количество иностранных гостей, готовим специальную программу, в этом году сделали вечеринку «Наша Раша».
В нашем городе мы — единственное кабаре, которое устраивает такие шоу. Но вообще, на мой взгляд, на этой неделе все бары были полны людей. Наше заведение открывается в 21.00, но до этого гости где-то обедают, идут в рестораны или кафе. Многие гости живут в гостиницах, так что те тоже получили свои бонусы.
Эльмира Туканова, директор Центра развития туризма Свердловской области:
— Как минимум 20 предприятий сферы услуг зарабатывают на одном деловом туристе — участнике и посетителе выставки ИННОПРОМ.
Прилететь, доехать до отеля, заселиться, поесть, привести себя и костюм в порядок, взять ассистента на переговоры, заказать на месте буклеты и визитки, чтобы не везти их из своего города или дополнительным грузом для 50 тыс. посетителей выставки, принять участие в открытии, вечером погулять по городу или сходить в бар, купить сувениры.
Пребывание одного делового туриста в Екатеринбурге во время ИННОПРОМа составляет 2,5-3 дня. И каждый тратит в среднем 30-35 тыс. руб. за это время. А еще участникам нужно спроектировать стенд, заказать кейтеринг, монтаж-демонтаж конструкций, услуги переводчиков, флористов, звук, свет, музыку и др. Все это делают предприятия сферы услуг и гостеприимства.
Центр развития туризма Свердловской области перед каждым крупным событием проводит обучение для специалистов сферы гостеприимства по разным программам. За счет ИННОПРОМа каждый год мы повышаем уровень в сфере услуг в туризме
Андрей Калашников, собственник транспортной компании «Автобус 1»:
— Компания Автобус 1 занимается транспортным обслуживанием выставки. В этом году у нас работало порядка 25 транспортных средств. Мы обслуживаем делегации, у нас есть корпоративные заказчики. Но по большей части — это застройщики выставки (те, кто приезжает из других городов представить свою продукцию) и организованные группы гостей нашего города.
Аренда шаттла на сутки стоит 10-15 тыс. руб. в зависимости от условий. Такие мероприятия обслуживать, в принципе, выгодно, но для нас это относительно небольшое по масштабу событие. Как и для местных перевозчиков — автобусы летом и так активно арендуют.
Масштабные мероприятия — это в любом случае хорошо. Но, если транспортное обслуживание ИННОПРОМа обходится в несколько миллионов рублей, то вот транспортное обслуживание Чемпионата мира в стране оценивалось в несколько десятков миллиардов рублей. В дни ЧМ город был просто переполнен болельщиками. ИННОПРОМ в этом плане более «локальное» событие, но мы, конечно, радуемся любым международным событиям, которые проходят у нас.
На саммите GMIS-2019 я входил в состав комиссии по присуждению премии Business Priority. К нам прилетели 15 стартапов из Москвы и стран Ближнего Востока. Я показывал собственникам этих компаний Екатеринбург, рассказывал о перспективах ведения бизнеса в этом городе. Ребята понимали, что это, конечно, не Москва, но здесь есть бизнес, есть рынок.
В любом случае экономический эффект и ИННОПРОМа, и других международных мероприятий благоприятный: приезжает много людей, гостей, всех нужно поселить, накормить, отвезти, кроме того, проведение таких мероприятий — это отличная реклама города, демонстрация наших возможностей. Хотя, нам нужно, конечно, учиться над ошибками, организационные моменты порой нас подводят, нужно делать выводы.
Евгения Капитонихина, пресс-секретарь Ельцин Центра:
— Ельцин Центр является партнером ИННОПРОМа. В день открытия выставки 7 июля, а также 9 июля в день открытия саммита GMIS-2019, музейный комплекс был закрыт для посетителей, поскольку работал для приема делегаций и гостей форума. У нас было много людей, мы проводили экскурсии, но все это были гости мероприятия, а не просто гости города. Что касается количества, то мы отталкиваемся от цифры 1,6-2 тыс. человек, которые могут расположиться в атриуме. Именно столько людей Центр обслуживал 7 и 9 июля.
В эти дни у нас была максимальная посадка в ресторанном комплексе. Вместимость ресторана 300-400 человек, все вип-гости посетили его, эта была большая ответственность для нас.
Гостиница работала в обычном режиме, мы видели, что некоторые участники мероприятия проживали в отеле «Резиденция».
8, 10 и 11 июля Центр работал в обычном режиме, и несмотря на то что понедельник — выходной для музея, мы принимали гостей. За первые три дня ИННОПРОМа счетчики музея зафиксировали 21,3 тыс. человек.
Я должна отметить, что Ельцин Центр является принимающей площадкой ИННОПРОМа и GMIS-2019, безусловно, это коммерческие отношения, так что экономический эффект для Центра есть.