«Мы создавали этот рынок с нуля». Как делать деньги на мокрых зонтах?
«Вспомните, когда на рынке появилась бахиломашина, насколько быстро люди к ней привыкли. Если раньше мало кто думал об этом, то сегодня заходишь в помещение и сразу ищешь, где бахилы взять».
Виктор Иванов, владелец компании «Зонтэко», поставляет южнокорейские аппараты, которые упаковывают зонты. Их устанавливают, например, в торговых центрах и медицинских учреждениях. В колонке на DK.RU он рассказывает, почему на самом деле продает не модный гаджет, а лояльность клиентов, и как умные устройства воспитывают население.
Виктор Иванов, собственник компании «Зонтэко»:
— В 2009 г. я был в деловой поездке в Южной Корее. Нас пригласили партнеры на обед в ресторан. На улице был дождь, мы с переводчиком идем на переговоры, в руках у каждого по зонту.
Заходим в бизнес-центр, где расположен ресторан, на входе кореец берет мой зонт и упаковывает его с помощью специального аппарата. Сначала я удивился, а потом понял: это же проявление заботы. Когда мы поднялись в ресторан, мне не пришлось думать, куда же деть мокрый зонт, я в упаковке положил его на стул рядом с собой и мне было приятно, что меня избавили от неудобства. Именно тогда я понял, что в России тоже должны быть такие устройства.
Я размышлял три года, в итоге в 2012 г. мы подписали контракт с заводом-производителем в Южной Корее и повезли устройства на родину.
Как ни странно, первым нашим клиентом стал торговый центр во Владивостоке. В ТЦ на крючке висели пакеты для упаковки мокрых зонтов, и посетитель должен был взять пакет и положить в него зонт. Если вы попробуете подобное проделать, то поймете, что это неудобно, одежда и руки будут мокрыми. Тогда я предложил более современное решение этой проблемы. Они согласились и заказали упаковщик. Но рынок Владивостока узкий, поэтому мы пошли в Москву и Санкт-Петербург. Столица очень быстро откликнулась на новый девайс, там подхватили идею сервисной услуги для клиентов и мы достаточно быстро закрепились на рынке.
Ставка на сервис
Сегодня большое количество бизнесменов понимает, что порой одна только возможность ходить с сухим зонтом по торговому центру может помочь завоевать расположение покупателя или клиента.
Для предпринимателя 40 тыс. руб. расходов на установку аппарата — небольшие деньги, зато насколько счастлив клиент! Банальная история: заходит посетитель, например, в ресторан с мокрым зонтом и с порога начинает беспокоиться: «Куда деть зонтик? Класть мокрым на кресло, положить на пол?». И тут вы проявляете заботу, предлагаете ему простым движением упаковать зонт и быть в комфорте
Это работает безотказно. Я однажды пришел в Сбербанк, на улице шел дождь, в отделении, конечно, весь пол был в лужах от мокрых зонтов. Я попросил проводить меня к управляющему. Войдя в кабинет руководителя, я увидел, что на полу лежит мокрый зонт. Это было ужасное зрелище, с точки зрения человека, пришедшего с бизнес-предложением. Мне даже ничего объяснять не пришлось, они просто не знали, что есть девайс, который избавит их от неудобного хранения мокрых зонтов. После этого «Сбербанк» заказал у нас несколько аппаратов, установил их в отделениях в Москве и Санкт-Петербурге.
Как отреагировали посетители? Они были в восторге. Заходит один посетитель, обращает внимание на упаковщик, пока пользуется им, уже очередь выстраивается из желающих упаковать зонт. Люди очень быстро привыкают к удобным и простым устройствам.
И что самое интересное, они ведь думают: «Какой технологичный Сбербанк, какое они придумали классное устройство».То есть клиенты начинают проецировать свой удачный опыт взаимодействия с умным устройством на бренд компании. Тем более, если еще и пакет забрендирован, то эффект увеличивается. Цена пакета при этом 2,5 руб. За эти деньги вы покупаете лояльность клиента и в качестве бонуса получаете рекламное продвижение.
Вспомните, когда на рынке появилась бахиломашина, насколько быстро люди к ней привыкли. Если раньше мало кто думал о бахилах, то сегодня заходишь в медучреждение и сразу начинаешь искать, где бахилы надеть. Так появляются привычки. Я думаю, что с зонтами так же будет.
В Екатеринбурге наши аппараты тоже есть, они, например, стоят в «Микрохирургии глаза», такие же установлены, кстати, в Пентагоне в США и во многофункциональном центре на Манхэттене Time Warner Center, Нью-Йорк. В Сколково на форуме «Открытые инновации-2016» как раз были установлены наши упаковщики, и многие гости воспринимали их как инновационную разработку. Кстати, наши аппараты привлекли не меньше внимания, чем роботы, которых специально привозили на выставку.
Основными потребителями упаковщиков сегодня являются медицинские учреждения, торговые центры, кинотеатры, рестораны, кофейни, офисы. Сейчас стали присоединяться музеи, театры, особенно любят к нам обращаться музеи современного искусства, все-таки молодежь тонко чувствует технологически удобные вещи.
Холодный рынок
В 2012 г., когда мы только формировали рынок, то столкнулись с таким фактом: в России информация о технологичных устройствах распространяется по принципу сарафанного радио: кто-то с кем-то поделился опытом, кто-то подглядел у конкурентов, как с помощью гаджетов можно упростить взаимодействие с клиентом. Кроме того, многие просто не знали, что это за устройство, что оно вообще существует.
Сегодня мы видим, насколько активно технологии проникают в самые разные регионы, надо сказать, я был приятно удивлен тому, что региональные предприниматели стремятся внедрять новые технологии.
Конечно, российский рынок сложно воспринимает все новое. В мире проникновение умных девайсов в общественную жизнь идет быстрее. Все-таки в нашей стране готовность к инновациям остается на невысоком уровне: топ-менеджмент компаний достаточно консервативен и к технологическим новинкам относится осторожно. Они хотят посмотреть, как у других это работает.
Европа в этом плане гораздо быстрее приспосабливается к технологиям, там бизнес стремится внедрять новинки, пробует устанавливать автоматы по розливу молока, автоматы по сбору пластиковых бутылок, про Азию и говорить нечего. Потребителям интересно взаимодействовать с новыми устройствами, особенно если их интерфейс дружелюбен.