Иностранные интернет-магазины довели «Почту России» до ручки
«Почта России» объявила о почтовом коллапсе. Трафик международной корреспонденции значительно вырос за счет зарубежных интернет-магазинов. Для решения проблемы ФГУПу нужны государственные инвестиции.
«Почта России» бьет тревогу: увеличение трафика международных посылок привело к коллапсу. Таможня не справляется — не хватает рук (каждую посылку должен досмотреть сотрудник ФТС). В минувшие выходные ФГУП пошел на экстренные меры, частично перебросив объемы международной корреспонденции из Москвы в регионы. Как следует из официального сообщения, распространенного в субботу, всему виной — международная интернет-торговля. За день до этого Оскар Хартманн, генеральный директор KupiVIP.ru, в своем сообщении на Facebook говорил примерно о том же: «Местные ритейлеры, которые работают в России, вынуждены платить пошлины на импорт и добавлять к стоимости товаров НДС. Для примера, магазин обуви должен заплатить 20% за ввоз товара и 18% НДС с каждой покупки. Западные онлайн-магазины лишены таких нагрузок, из-за лазейки в налогообложении, которая позволяет ввозить товары стоимостью до 1000 евро без налогов. Как результат — те же самые ботинки, но купленные российским потребителем за границей, будут дешевле минимум на 38%. Эта несправедливость представляет огромную долгосрочную угрозу для России». Правда, он подразумевал угрозу экономическую — потерю налогов и пошлин, невозможность развития местного ритейла. Но оказалось, что первой удар приняла на себя «Почта России». Во ФГУПе признают: собственными силами возникшую проблему не решить — нужна помощь государства. Наверное, для пущей убедительности текст заявления был набран заглавными буквами.
В Екатеринбурге «Почта России» с подобными проблемами не сталкивается — здесь международные почтовые отправления не обрабатываются. Автоматизированный сортировочный центр (АСЦ), который взял бы на себя эту функцию, планируют построить только к 2015 г. В результате, все международные посылки в город приходят из Москвы — так выстроена логистическая цепочка. Впрочем, объем международных посылок, которые поступают в Екатеринбург, с каждым годом растет. Как рассказала «ДК» Анна Первушина, руководитель группы по связям с общественностью свердловского управления Федеральной почтовой связи (филиал ФГУП «Почта России»), по итогам 2012 г. он увеличился в 1,5 раза по сравнению с 2011 г. «В основном за счет дистанционной торговли. И, думаю, динамика сохранится». По словам г-жи Первушиной, «Почта России» нуждается в комплексной модернизации: «В последние 20 лет развитие почтовой отрасли не инвестировалось в должной мере. Предприятию не хватает собственных средств для решения всех проблем. Так, к примеру, около 22% основных технических средств свердловского филиала «Почты России» находятся в эксплуатации более 15-20 лет. Из 319 единиц автопарка филиала 10% выработали свой ресурс и требуют замены. Чтобы закрывать все сегодняшние потребности, в России нужно создать 35 автоматизированных сортировочных центров, но пока их всего два — в Подмосковье и Петербурге. В ближайших планах «Почты России» — запустить сортировочные центры в Ростовской области, Новосибирске и Минеральных Водах. К 2015 г. планируем открыть шестой — в екатеринбургском аэропорту Кольцово. Модернизировать нужно всю инфраструктуру предприятия, а для этого нужны государственные инвестиции. Пока их нет. Надеемся, что этот прецедент станет отправной точкой для реформы всей почтовой отрасли. Кроме того, реформирование требуется и в работе таможенных органов, т.к. проблема комплексная».
Участники рынка интернет-ритейла, опрошенные «ДК», услугами «Почты России» пользуются неохотно. Всеволод Страх, генеральный директор интернет-магазина «Сотмаркет»:
— «Почту России» используем для отправки заказов в те населенные пункты, где нет наших пунктов выдачи, или туда, где покупателю сложно до них доехать. Таких городков становится все меньше и меньше, сейчас у нас уже более 700 розничных точек. Кроме того, у нас есть внутреннее ограничение на отправку дорогих товаров «Почтой России» — например, смартфоны или ноутбуки мы не отправляем. Боимся, что потеряется в пути. До пунктов выдачи предпочитаем доставлять транспортной компанией — это быстрее, надежнее. А если что-то теряется, выше шансы вернуть деньги. Насколько мне известно, сейчас аналогично ведут себя и другие крупные интернет-магазины.
Пока мы не чувствуем иностранную конкуренцию. 80% наших продаж — это регионы, а иностранные интернет-магазины там почти не работают.
Борис Лепинских, генеральный директор интернет-магазина бытовой техники и электроники Е96.RU, с коллегой согласен:
— «Почта России» действительно сейчас находится в очень загруженном состоянии, еще немного и ее стабильная загрузка будет равняться пиковой декабрьской. Причин тут две: «Почта России» объективно не самый эффективный перевозчик, хотя в последние годы старается ситуацию выровнять. Вторая: экспоненциальный рост количества покупок в зарубежных интерент-магазинах. Российские e-commerce проекты прибегают к услугам «Почты Россий» в случаях, когда нужно или получить минимальную стоимость перевозки, или для географического охвата (то есть только вынуждено). В основном используются услуги частных компаний: к счастью в последние годы у многих крупных перевозчиков появились специальные продукты для интернет-магазинов. Они дороже, но качество их услуг гораздо выше, к тому же они готовы меняться под нужды заказчиков.
E96.RU, разумеется, вынужден конкурировать с иностранными интернет-магазинами. В нашем ассортименте есть товары, которые традиционно заказывают в зарубежных магазинах, например, цифровая или фото-техника. Проблемы в законодательстве есть: убытки несут не только российские компании, но и государство. Несмотря на то, что потребитель никакого прямого ущерба от этого не несет, государство должно обеспечить равенство условий работы для местных и иностранных компаний. Речь идет не о заградительных мерах, а об обеспечении паритета условий.
На момент публикации новости — «Почта России» отрапортовала о том, что ситуация с почтовым затором «почти разрешена». «Жаль, что завалы, образованные из-за проблем внутри Федеральной таможенной службы, в результате пришлось ликвидировать «победными темпами» […], в круглосуточном режиме, делая «почтовые» крюки на полстраны и вновь оплачивая из своего кармана чужую недальновидность», — говорится в заявлении ФГУПа.