«Инструменты 90-х вновь становятся нормой». Тренды корпоративного бизнеса на Урале / ОБЗОР
Затянувшийся кризис перекроил многие рынки b2b: одним компаниям пришлось менять стратегию, другим — осваивать новые технологии и тренды. Какие изменения топ-менеджеры считают главными.
Читайте спецпроект «Итоги делового сезона» на DK.RU
Во втором квартале 2016 г. и начале третьего ВВП стал падать медленнее. По предварительным данным, в августе экономика перешла из рецессии в стагнацию, говорил РБК-ТВ министр экономразвития Алексей Улюкаев. В исследовании аналитиков HIS Markit говорится, что деловая активность в сфере услуг растет седьмой месяц подряд. Чтобы понять, как чувствуют себя различные сегменты b2b, DK.RU поговорил с руководителями нескольких компаний из разных сфер.
Налоговики взялись за бизнес
«Правовой лоск, приобретенный за последние годы в юридических процессах, сорван, а нормой в работе вновь становятся инструменты 90-х»— говорит партнер Veritas Law Office Роман Лукичев. В юридическую реальность вернулись такие приемы, как: захват объектов с помощью силовой поддержки ЧОПов, регистрация права собственности на несуществующие объекты недвижимости для захвата земельных участков; подделка документов и их представление в суд; признание исполненных договоров недействительными; привлечение правоохранительных органов в качестве инструментов давления. В ближайшее время ситуация, скорее всего, будет усугубляться. Объем рынка юридических услуг в Екатеринбурге, по его оценке, за последний год сократился примерно на 15%.
Одновременно с этим выросло число претензий к компаниям у налоговиков, причем качество работы ФНС выросло. В частности, налоговая активизировала выявление и взыскание недоимок, стала эффективно пользоваться инструментами законодательства о банкротстве: оспаривание сделок, возвращение имущества в конкурсную массу, привлечение бенефициаров к субсидиарной ответственности. Кроме того, с 1 сентября 2016 г. вступили в силу поправки к Закону о банкротстве. Они вводят презумпцию вины руководителей организаций для привлечения их к субсидиарной ответственности по долгам компании, если задолженность по налогам превысит половину всего долга банкрота, рассказывает г-н Лукичев.
Рост числа банкротств — еще один важный тренд. Сейчас юристы компании половину всех судебных заседаний проводят по банкротным делам, тогда как год назад их было только 23%, уточняет юрист. Все чаще банкротства проводятся в интересах должника с целью уйти от возврата долгов. Суды, впрочем, постепенно отходят от формализма и стараются разобраться в существе спора.
Роман Лукичев полагает, что ситуация с банкротствами компаний еще не достигла пика и при дальнейшем сжатии экономики их количество еще возрастет. Кроме того, отмечено серьезное снижение количества сделок M&A, что также является неблагоприятным.
«На мой взгляд, это говорит о серьезном кризисе в экономике, о том, что мы не достигли дна. По общим правилам кризис — это хорошая возможность приобрести актив по низкой цене, однако количество таких сделок пока крайне мало, бизнес почти не инвестирует в новые активы».
Антикризисные кадры
По данным исследования Ассоциации рекрутинговых агентств Урала (АРАУ), количество кадровых агентств в Екатеринбурге, оказывающих услуги по подбору персонала, сократилось примерно на 10% (до 43) по сравнению с 2015 г. Для сравнения: в Челябинске и Перми кадровых агентств стало меньше в два раза. Шесть из 43 компаний занимаются подбором не квалифицированного, а временного персонала.
Постепенный рост количества вакансий наблюдается с конца 2015 г., и в этом году спрос работодателей на услуги рекрутинговых компаний вырос, говорит Елена Киселева, директор агентства рекрутинга «Люди Дела», вице-президент АРАУ по PR. Повышенным спросом сейчас пользуются специалисты по продажам, особенно в сфере b2b, если речь идет о реализации технически сложных продуктов.
«Несмотря на сложную ситуацию в экономике, потребность в подборе персонала растет. Рядовые вакансии закрываются быстрее, на ключевые или узкоспециализированные вакансии срок поиска увеличивается», — комментирует Елена Киселева.
«Многостаночники» и «дайверы» консалтинга
Серьезно выросла конкуренция и на рынке консалтинга, куда заходят другие организации. Например, ИТ-компании, выпускающие софт для бизнеса, запускают консалтинговые сервисы — это дает им дополнительную прибыль и увеличивает срок обслуживание клиента, говорит Алексей Зайцев, управляющий партнер компании «Менеджмент-Апгрейд». В связи с усилением конкуренции ожидать роста цен на консалтинговые услуги не приходится. У обычных консалтинговых компаний в таких условиях есть три стратегии: стать «многостаночниками», «дайверами» или т.н. «образовалтерами», говорит г-н Зайцев.
«Многостаночники» диверсифицируют свой продукт: всегда занимались управлением продажами, а теперь — стратегическим консалтингом, могут прописать и оптимизировать бизнес-процессы. Например, я всегда работал в сфере корпоративного финансового консалтинга, а теперь в том числе погружаюсь в тему управления проектами», — рассказывает эксперт.
Многие скептически относятся к подобным консультантам-универсалам, однако статистика работает в их пользу, отмечает Алексей Зайцев. Тот, кто способен быстро разобраться в незнакомой области, может быстро обучить других, а именно это порой клиенту и нужно. К тому же с узкоспециализированными задачами связана совсем небольшая доля консалтингового рынка.
«Дайверы» погружается в бизнес клиента глубоко и надолго. Они продолжительное время работают на результат, например, отлаживают процессы на заводе или работают над продажами квартир в жилом комплексе, и не имеют возможности много времени уделять другим проектам.
«Образовалтеры» занимаются обучением в процессе совместной работы с клиентом над его задачами. Учеба в процессе достижения результата запоминается лучше всего. Например, в моей работе сейчас больше всего таких проектов. У всех трех стратегий есть одно общее — близость к клиенту, а вознаграждение все чаще привязывается к конечному результату», — заключает Алексей Зайцев.
Уход в digital
Digital-индустрия в целом лучше переживает кризисы, и часть тенденций в отрасли не зависят от странового фактора, считает Алексей Кулаков, директор digital-агентства JetStyle. Компании меняют взаимодействие с клиентами в Сети. Из концепции, центральной точкой которой является сайт, бизнес приходит к множеству каналов digital-взаимодействия, и нужно уметь ими управлять как единой экологической системой.
«Мессенджеры становятся новой коммуникационной средой, нужно думать, как с ними взаимодействовать, и у нас появился спрос на написание ботов. Стало больше видеорекламы, особенно в Facebook — она стала более зрелым инструментом», — рассказывает директор JetStyle.
Алексей Кулаков отмечает также эволюцию подхода к рекламе: новые инструменты позволяют видеть, сколько конкретно приносит прибыли или убытка отдельный покупатель, считая все затраты на его привлечение и маржу. В Екатеринбурге это пока сравнительно редкий подход, но в ближайшие годы такая концепция станет магистральной.
Директор по развитию корпоративного бизнеса компании «МегаФон» на Урале Евгений Иванов говорит, что тренд прошедшему деловому сезону задавали и M2M-решения (machine-to-machine) — на 40% увеличилось количество предприятий, которые подключили этот сервис: «SIM-карты уже управляют паропроводами, домофонами и фонарями».
Передачей данных пользуется каждый второй бизнес-клиент оператора: в сети 4G объем интернет-трафика вырос в три раза, тогда как голосовой трафик увеличился всего на 5%. Корпоративные клиенты также стали реже путешествовать за рубеж — их стало на 20% меньше, а вот по стране абоненты стали ездить чаще — число выросло на треть. В целом решения для бизнеса более жестко направлены на оптимизацию процессов и снижение издержек: каждая вторая компания подключает дополнительные услуги, например, электронный документооборот, виртуальную АТС, онлайн-конференции, рассказывает г-н Иванов.
Наиболее перспективные направления в телекоммуникационной сфере — интернет вещей и анализ больших данных, считает топ-менеджер оператора:
«Мы прогнозируем двукратный рост спроса на услугу m2m-мониторинг, которая еще больше охватит транспорт, энергетику и ЖКХ. Каждая третья компания в перспективе может заинтересоваться сервисом машинного обучения — для сбора и анализа обобщенных данных о клиентах».