«Интересно, что будет после 8 марта»: как девальвация изменила уральский цветочный рынок
Несмотря на кризис, перед 8 марта в Екатеринбурге наблюдается цветочный ажиотаж. Впрочем, падение рынка составило до 40%, и результат не сравнится с прошлогодним, отмечают участники рынка.
Перед 8 марта в Екатеринбурге цветы пользуются традиционной популярностью даже несмотря на двукратный рост цен. Однако по сравнению с прошлыми годами их популярность падает — особенно сильно просела офлайн-розница, говорит генеральный директор сервиса-агрегатора цветочных магазинов FlowWow Андрей Макеев.
«Если говорить о продажах в офлайн-рознице, то она очень сильно просела. 80% закупок производится за рубежом, а народ обеднел в два раза, цены выросли, причем местные производители тоже не отстают. Люди, которые раньше могли купить букет за 1000 руб., отказываются от каких-то покупок, когда видят букет за 2000 руб. Сейчас заказов много, но по рынку серьезный спад — по предварительным оценкам, порядка 30-40% по сравнению с прошлым годом. Небольшие магазинчики массово закрываются, даже несмотря на то что арендодатели не повышают или даже снижают цены, экономика все равно не сходится. Ситуация в онлайне немного лучше, но это связано с тем, что там с 2010 г. был сильный рост, на 25-30 в год%, после девальвации он снизился, но тоже есть», — говорит г-н Макеев.
До девальвации люди зачастую предпочитали покупать какие-то необычные, дизайнерские букеты, которые приносят высокую маржу, но сейчас клиенты понимают, что более выгодно купить, к примеру, букет из 51 розы, отмечает он.
При этом российские производители физически не могут закрыть даже 50% продаж, а качество продукта невысоко. При этом цены также растут:
«В оптовом сегменте иностранные розы могут стоить 100-120 руб, чего в принципе никогда не было, а российские — до 50 руб., хотя качество в разы хуже, чем у эквадорских и голландских производителей. Что-то уникальное творится. Интересно, что будет после 8 марта. Есть гипотеза, что нужно делать ставку на сервис: не понижать средний чек, а наоборот – повышать и при этом давать очень хорошее качество и сервис, привлекая людей, которые могут купить букеты по 5-6 тыс. руб. Мы начали проводить такую политику и эффект есть — повторные продажи растут», — резюмирует участник рынка.
Руководитель службы по доставке цветов iris66shop.ru Анастасия Лаптева также отмечает: ситуация в экономике очень негативно повлияла на развитие цветочного рынка. Порядка 80% приходится на импорт и покупается за валюту. Поэтому цены выросли очень сильно, а спрос, как и средний чек, падает: цветы все-таки не являются товаром первой необходимости. Импортозамещение же пока не помогло российским производителям повысить качество, отмечает она:
«Импортозамещение нужно нарабатывать годами, и отечественных цветов не хватает. К тому же и российские производители на этой волне тоже сильно поднимают цены. В этом году, по моим прогнозам, 8 марта будет гораздо хуже, чем в прошлые годы. Ажиотаж есть, но многих отпугивает цена. Если раньше люди заказывали 1000 букетов по 3 тюльпана, то теперь многие берут по одному или вовсе отменяют поздравления с цветами. По продажам лидирует тюльпан — самый дешевый цветок. Впрочем, он лидирует всегда, но в этом году — особенно. К примеру, если раньше один цветок хризантемы стоил 90 руб., то теперь — 150 руб., а тюльпан подорожал не так сильно — до 70 руб. В основном заказывают постоянные клиенты, которые нас сильно выручают. Мы в свою очередь стараемся поставить им цветы вовремя и не заморозив».
При этом качество цветов ряда отечественных производителей ухудшилось: в погоне за прибылью они стали экономить на свете и удобрениях, из-за чего цветок получается слабый и мелкий, однако цена при этом почти такая же, как за импортный, сетует предприниматель:
«Поэтому мы в основном до сих пор стараемся работать с импортным производителем: цена будет немного выше, но такое качество наши производители пока не могут обеспечить. Конечно, есть хорошие производители, но их мало».
Фото: Jeff Pearson / Geograph.org.uk
Впрочем, радует тот факт, что, несмотря на все отрицательные моменты, цветы все-таки заказывают, и 8 марта за ними все равно пойдут многие мужчины, резюмирует Анастасия Лаптева.