Интернет монетизирует последнее
На фоне многих других отраслей интернет-компании выглядят выигрышно. Кризис их придавил, но не прихлопнул. Правда, аналитики до сих пор не сошлись во мнении — благо ли кризис для интернет-бизнес
На фоне многих других отраслей интернет-компании выглядят выигрышно. Кризис их придавил, но не прихлопнул. Правда, аналитики до сих пор не сошлись во мнении — благо ли кризис для интернет-бизнеса. Одни утверждают, что эта сфера не существует отдельно от всей экономики и будет испытывать ее проблемы. Другие говорят о том, что кризис для веб-отрасли — это шанс. Коммерческие директора компаний наконец всерьез взглянули на динамичных потребителей из онлайн-аудитории, оценили низкие издержки на интернет-продвижение и осознали преимущества перед своими офлайн-конкурентами. В итоге сбежать от общемировых проблем региональный веб-рынок в полной мере не смог, но справляется с ними намного быстрее и увереннее.
Последняя конференция «ДК», посвященная интернет-маркетингу, прошла при полном аншлаге. Даже рядовые доклады вызывали шквал вопросов. Путаясь в терминах, представители уральского бизнеса стремились выяснить, какую пользу интернет-маркетинг может принести их предприятиям. А в соседнем помещении уже сами руководители компаний, непосредственно занятых в сфере интернет-маркетинга, — веб-разработчиков и порталов — обсуждали, как кризис сказался на их работе.
«Кризис! Кризис! Кризис! Спасите нас!» — описывает настроение многих своих клиентов осенью прошлого года Евгений Островский, руководитель собственных проектов компании «Медиасайт», хотя ему самому в тот момент вполне можно было присоединиться к ним. Портал «Работа66», один из самых успешных проектов уральского Интернета, разом потерял три четверти оборота — резкое изменение ситуации на кадровом рынке вообще едва не убило бизнес, основанный на предоставлении сервисов работодателям для поиска соискателей в Сети. Остальным участникам дискуссии столь резкого падения удалось избежать. «Рынок изменился, — резюмирует Артем Орлов, директор компании «Вебмотор», — и, по нашим ощущениям, даже немного вырос. Клиентов стало больше, но средний чек — меньше». Отчасти с ним согласен и Денис Сергеев, директор по развитию компании «ТитанСофт»: «Персонал искать стало в четыре раза легче, хотя это и не относится к толковым менеджерам. Выросло число запросов на разработку, число договоров снизилось, и они подешевели. Зато уверенно растет сегмент поискового продвижения».
Николай Адеев, директор компании «Артсофте», подмечает другую особенность рынка: «Средний бюджет на корпоративный сайт упал, зато стало больше запросов на большие и высоконагруженные проекты. Отчасти это связано с тем, что число команд разработчиков на рынке поубавилось. А общее количество серьезных проектов не сократилось». Стабильный спрос на сложные проекты г-н Адеев объясняет так: подобные заказы нужны тем, для кого Интернет не просто рекламный канал, а полноценный инструмент, от которого зависит успешность всего бизнеса. Для этих заказчиков новый сайт — не средство утилизации рекламных бюджетов, а вложения, которые обязательно вернутся сторицей.
Но какими бы сложными проектами студии ни занимались, встать над рыночной ситуацией почти никому не удалось. Многие разработчики, которые раньше старались держать планку и не браться за заказы с бюджетами ниже среднего, сейчас активно пытаются освоить и эту нишу. В сегменте масс-маркет стали появляться предложения от ведущих студий города, которые обещают сделать сайт со «студенческим» бюджетом.
Г-н Сергеев фиксирует внимание еще на одном изменении — у многих клиентов акцент сместился с создания и технической «докрутки» сайта на актуализацию контента и поисковое продвижение.
Порталы обналичивают сервисы
Порталы, как и веб-студии, отреагировали на кризис слегка запоздало. «Зимой наш рынок практически встал, — рассказывает Надежда Герасимова, руководитель портала «Автоквартал», — весной начал оживать, у нас даже выросло число рекламодателей — но не за счет автодилеров. Активнее стали автомойки, интернет-магазины, автосервисы и т. д.». О позитивных тенденциях говорит и руководитель интернет-направления комании КАБiNEТ Марина Новокшонова: «Например, июнь просто поразил своими продажами. У нас впервые очередь из рекламодателей на два месяца вперед, хотя на самом проекте ничего кардинально не поменялось, в том числе и количество продавцов». Денис Сергеев объясняет это следующим образом: «Когда ударил кризис и продажи снизились, в первую очередь зарезали рекламные бюджеты. Лучше не становится. Работать и продавать надо. Что делать? Люди начали рассматривать альтернативные инструменты продвижения».
Причем зачастую именно такие инструменты и составляют основу бизнеса уральских порталов. Мало кто из них ориентирован на простую продажу баннеров. Этим могут похвастать только лидеры, такие как Е1 и «Уралвеб», все прочие ищут для клиентов более эффективные пути. На u-mama.ru продажи баннеров занимают 70%, остальное — каталоги, спонсорство встреч форума, продажа услуг и т. д. У других этот показатель еще ниже. Г-жа Герасимова: «Мы стараемся генерировать интересную жизнь в сообществе и зарабатываем на спонсорстве мероприятий, с этого канала получаем, к примеру, 20-30% продаж».
Продажи растут у порталов самых разных типов, в том числе и у небольших — «Свадьба66», Justmedia, Тоp4men и т. д. «Мы считаем, что еще не достигли потолка — растем просто за счет увеличения числа клиентов», — уверен Александр Трекин, администратор сайта «Свадьба66». Зарабатывает ресурс в основном (70% продаж) на размещении в тематическом каталоге фирм, имеющих отношение к свадьбе, сама услуга стоит недорого и окупается заказчику буквально с пары клиентов. «Работе66» 95% оборота дают платные сервисы для работодателей и меньше 5% — баннерная реклама.
В другом положении оказался информационный ресурс Justmedia. «Нашим клиентам не очень нужна баннерная реклама, — рассказывает главный редактор проекта Ульяна Елфимова, — им важнее, чтобы про них в Интернете писали, чтобы рос их индекс цитируемости».
Портал Тоp4men тоже не рассматривает баннерную рекламу как основной источник дохода. Елена Цыпленкова, директор Тоp4men: «Мы стараемся развивать спецпроекты под одного или нескольких заказчиков. Так лучше сочетаются сразу несколько форм интернет-рекламы».
Но прогрессивные способы монетизации — это лишь вариации на темы старых технологий продаж интернет-рекламы. Предлагать клиентам какие-то новые, более эффективные рекламные формы не получается. Г-н Островский: «У нас множество рекламных форматов и способов оплаты, в 70% случаев мы делаем так, как хочет клиент. Для того чтобы заниматься образованием каждого партнера, требуется слишком много сил. При маленьком среднем чеке это сделать нереально».
Федеральный интернет-маркетинг становится местным
Зачастую невостребованными остаются самые простые инструменты повышения отдачи от интернет-рекламы, например таргетинг (возможность настройки показа баннера по географии, интересам, полу и возрасту посетителя и т. д.). Более сложные, даже такие, как продажа рекламы не по времени, а по числу показов, приживаются с трудом.
Определенные надежды на повышение образованности аудитории площадки возлагают на появление и активизацию на региональных рынках федеральных игроков (Mail.ru, Vkontakte, «Одноклассники», «Яндекс»). Там невозможно просто купить баннер, который неделю будет висеть на странице, — обязательно нужно указывать параметры таргетинга, и столичные игроки волей-неволей будут обучать клиентов. Конкуренции же с москвичами региональные порталы не боятся. «Клиенты чаще всего размещаются комплексно и делят свой бюджет между несколькими площадками, среди которых обязательно будут местные», — уверена Елена Шупенко, исполнительный директор ГК Ample. С ней согласен и Евгений Островский — экспансия федералов угрожает только тем, кто ставит на продажи баннеров, тем же, кто базируется на локальных сервисах и собственном контенте, это не опасно.
Николай Адеев директор компании «Артсофте»
Из Сети ушли шальные деньги
Меньше стало заказчиков, руководствующихся исключительно имиджевыми целями, но почти не изменилось количество клиентов, которые однозначно понимают необходимость больших проектов и больших бюджетов. Для таких заказчиков сайт — инфраструктурное решение с вложениями от 10 тыс. евро. В этом сегменте даже особой ценовой борьбы не прибавилось. А вот компании, которые планировали создание корпоративного ресурса стоимостью до 200 тыс., стали резко чувствительнее к скидкам и готовы бороться за них до последнего. Совсем исчезла категория заказчиков с шальными деньгами, например тех же девелоперов, которые раньше были озабочены лишь скоростью освоения бюджетов. В целом же собственники бизнеса, которые и раньше не понимали, зачем им Интернет, и теперь им особо не пользуются.
Роман Рублевский директор компании «Сумма Технологий»
Интернет-маркетологи стали провокаторами
Попробуем понять, что изменилось в Интернете с начала кризиса. Выросло число потенциальных покупателей? Нет. Произошло глобальное перетекание рекламных бюджетов в Сеть? Тоже нет. Разговоры об этом — провокация со стороны самих интернет-маркетологов. Процесс роста Интернета идет, но он не революционный. У людей стоял не вопрос переноса бюджетов, а вопрос выживания. Теперь, когда бизнесы немного очнулись, они уже рассматривают интернет-коммуникации более осмысленно.
Евгений Островский руководитель собственных проектов компании «Медиасайт»
Продавцы не отчисляют интернетчикам
Мы опробовали множество вариантов — от продажи просто рекламного места на сайте на определенное время до оплаты звонка с сайта (так называемый pay-per-call). При этом у нас было несколько попыток работать за процент с продаж, и мы до сих пор к этому готовы. Собирали заявки на различные услуги (ремонт, установка окон, оформление кредитов и т. д.) и хотели долю с каждой заявки. Пока сервис раскачивается, все нормально, все хлопают в ладоши от радости и готовы к сотрудничеству. Но как только система начинает работать, подписывается договор и заявки начинают идти постоянным потоком — продажи партнера таинственным образом тают. А мы не можем проконтролировать его, поскольку не видим, что происходит с заявкой после того, как ее передали исполнителю. «ФОСБОРН ХОУМ» в свое время сам отказался от этой системы, несмотря на то что она была для него выгоднее, и сказал: давайте я буду платить вам фиксированную сумму и не стану мучиться с расчетом вашего процента. Пока эта система работает у нас только с интернет-магазином е96.ru — там все прозрачно, каждая сделка, заключенная человеком, перешедшим с наших ресурсов, фиксируется, мы видим, сколько с нее получаем, и работаем на то, чтобы таких сделок было больше.