Интернет VS телевидение: кто держит первенство в гонке?
Гонка внутри единой медиасистемы началась. Генеральный директор группы телеканалов Viasat Алексей Кроль рассказал, можно ли списывать ТВ со счетов или пока это делать рано.
Интернет и телевиденье – вот два главных конкурента в современной медиасистеме. Можно ли уверенно назвать лидера или «бегуны» идут вровень? Об этом DK.RU рассказал Алексей Кроль в своей авторской колонке
Телевидение не «выживает». Это один из основных сегментов современной медиасистемы. Оно по-прежнему востребовано, и рост значимости интернета в жизни людей на этот факт никак не влияет. Независимые исследования показывают, что основное время медиапотребления приходится на именно ТВ: в среднем в мире (в том числе и в России) оно увеличивается на 3 – 4 минуты ежегодно.
Современный зритель предъявляет высокие требования к качеству изображения и звука, а также к уникальности контента. Поэтому абонентские базы платного ТВ стабильно растут. По данным J'son and Partners Consulting, в 2015 году прирост числа подписчиков платных телеканалов в России составил 6% и достиг 39,8 млн. абонентов, а денежные сборы операторов увеличились на 5%.
В период экономического кризиса российский рекламный рынок изрядно «просел», но все равно остался самым большим сегментом в структуре затрат рекламодателей страны. Уже в 2016 году мы наблюдаем его стремительное восстановление.
Для среднестатистического россиянина телевизор остается основным источником новостей и развлечений, о чем свидетельствуют исследования, проведенные в российских городах с населением от 100 тыс. жителей. Если в 2014 году какой-либо платный канал смотрели 93,7% семей, то в 2015 году показатель вырос до 97,8%. В определенной степени это связано с обновлением парка телевизоров в домохозяйствах и повышением доступности смартфонов и планшетов. Теперь пользователи могут смотреть ТВ не только со стационарных, но и с любых других устройств, что также сказывается на потреблении контента.
Еще хотелось бы отметить тенденцию secondscreen (второй экран), которая позволяет во время просмотра ТВ-продукта выполнять дополнительное действие на втором экране. Например, комментировать фильмы или передачи во время их просмотра. Эта тенденция пока не достаточно развита в России, но мы прогнозируем рост ее популярности в будущем.
Главным трендом в ближайшие годы определенно станет HD-качество. Это обусловлено общими тенденциями развития телевидения как в мире, так и в России. Покупая новый телевизор, зритель автоматически получает доступ к более современным технологиям и высокому качеству изображения. Соответственно, возрастают и его ожидания по отношению к любимым телеканалам.
Согласно исследованиям, в 2015 году прирост количества абонентов HD-каналов в России составил 40% - к концу года их было зафиксировано уже 14,2 млн. Если эта тенденция сохранится, то к 2020 году количество телезрителей HD-каналов удвоится. В числе прочего, это обусловлено увеличением проникновения IPTV и цифрового кабельного ТВ.
В качестве второй очевидной тенденции можно назвать развитие multiscreen – услуги, развивающейся вслед за потребительским спросом. Современный потребитель контента желает смотреть то, что ему хочется, там, где ему это удобно: у друзей, в баре, в застрявшем в пробке общественном транспорте, в очереди к врачу. Сегодня техника позволяет делать это везде, где имеется высокоскоростной доступ в сеть: на каком устройстве человеку удобно смотреть любимые передачи – там он их и найдет. В 2015-2016 годах все крупные российские операторы запустили свои приложения для просмотра телевидения на мобильных устройствах, компьютерах и Smart TV.
Подчеркну: операторы, рекламирующие данную услугу, делают ставку на возможность один раз оформить подписку на ТВ-каналы и в дальнейшем пользоваться ею любым удобным способом.
Можно ли утверждать, что в скором времени и рекламодатель, и пользователь уйдет в интернет окончательно? Скорее всего, время окончательно размоет понятие «среда доставки». Станет неважно, какой канал используется: эфирное, кабельное, спутниковое телевидение или интернет. Останется единственный критерий: зритель может видеть то, что ему нравится, и он согласен за это платить.
Именно поэтому все телеканалы вкладываются в исследования зрительских предпочтений и стараются представить свой контент во всех средах.
За потребителем пойдет и рекламодатель. В 2015 году российские телеканалы уже заработали более 1 млрд рублей на контенте, показанном вне телевизионного эфира. Это собственные сайты, приложения для мобильных устройств, Smart TV. Обороты этого способа монетизации будут только расти.
Телевидение будущего можно охарактеризовать как удобное, интерактивное, доступное, мобильное. Совсем недавно нам казались фантастическими проблемы японских телевещателей: у зрителей «страны восходящего солнца», пользующихся мобильным ТВ в поездах синкансэн, на скорости более 300 км/ч «рассыпалась» телекартинка. Сегодня эта проблема уже отошла в прошлое, поскольку технологии ушли далеко вперед. На фоне стремительного совершенствования оборудования главная задача каналов и операторов – обеспечить пользователям эксклюзивный, хорошо продуманный контент, который интересно, удобно и приятно смотреть.