«Розница» в обиде: на рост рынка в 2014 г. рассчитывают только интернет-магазины
Ритейлеры сошлись во мнении, что покупатель снова ориентируется на низкие цены. В поисках лучших цен ритейлеры консолидируют закупки. Роста рынка ожидают только представители электронной коммерции.
Своими прогнозами с читателями «ДК» поделились ритейлеры, торгующие продуктами питания, строительными материалами и бытовой техникой (через интернет).
Антон Кузьмин, директор гипермаркета «Ашан» в Екатеринбурге:
Главный тренд ритейла в 2014 г. — сдержанность в потреблении. Со второй половины 2013 г. мы видим, что товаров в корзинах покупателей все меньше. Судя по всему, так и будет: домохозяйки ожидают финансовых трудностей и заранее к ним готовятся. Но концепции «Ашана» — все товары под одной крышей — это не противоречит. Ориентируясь на спрос, мы готовы увеличивать долю продуктов с низкими ценами, сделать так, чтобы на тысячу рублей клиент покупал больше. По нашим наблюдениям, в 2013 г. заметно выросли продажи весовых товаров, где цена за килограмм самая низкая, и покупатель волен сам решать, сколько отмерить, чтобы не переплатить. Логичный ход — предлагать больше фасовок с ценой, не превышающей 50 руб. Снижению издержек поспособствует новая система работы с поставщиками, которую «Ашан» начал внедрять в 2013 г. Ее подсказал опыт. Поначалу все вопросы, связанные с привлечением местных поставщиков, решались централизованно, потом — на уровне отдельного магазина в каждом городе. И полная централизация, и полная раздробленность оказались не слишком удобными. Сейчас мы ориентируемся на производителей, способных поставлять товар во все города уральского региона, где торгуют гипермаркеты «Ашан», — в Екатеринбург, Челябинск и Тюмень.
Ринат Мухаметвалеев, генеральный директор «СКМ-Холдинга»:
Я бы выделил три основных тренда, которые будут определять ситуацию на рынке в 2014 г. Это консолидация DIY-рынка, развитие онлайн-продаж и расширение ассортимента.
Очевидно, что в условиях нестабильной экономики поведение потребителей будет более осторожным. Ключевым фактором при покупке по-прежнему остается цена, и в 2014 г. изменений не произойдет. При этом мы видим, как увеличивается количество покупателей в Интернете, — это соответствует общей тенденции розничного рынка.
Благодаря консолидации закупочная сила ритейлеров продолжит расти, и многим поставщикам придется адаптировать свои стратегии к новым условиям. Но поставщики, которые вложились в развитие производства и логистики, сохранят свои позиции.
Конкуренция между российскими и иностранными операторами усилится. В среднесрочной перспективе на рынке останется три-четыре крупных игрока.
Иностранные операторы, располагающие более доступными денежными ресурсами, увеличивают свою долю рынка.
Борис Лепинских, директор интернет-магазина E96.RU:
УрФО сейчас — самый развитый и конкурентный регион за пределами двух столиц с точки зрения e-commerce. Тем не менее, и здесь рынок продолжит заметно расти, а конкуренция в 2014 г. только усилится. В первую очередь, за счет того, что федеральные игроки постараются закрепиться в регионе, а традиционная розница продолжит развивать онлайн-направления.
В целом тренды будут повторять федеральные. Растущая конкуренция со стороны зарубежных компаний заставит российские интернет-магазины «подтянуть» эффективность работы с клиентами — освоить программы лояльности, индивидуально работать с узкими целевыми группами, развивать новые инструменты маркетинга. Если кризис обострится, некоторые мелкие игроки могут уйти. И всем без исключения придется всерьез оптимизировать затраты и повышать эффективность процессов.
Мы сейчас очень много внимания уделяем оптимизации бюджетов, перестраиваем ключевые процессы, диверсифицировали бизнес с точки зрения товарных направлений и регионов. Рассчитываем, что это позволит не только пережить спад, но и привлечь новую аудиторию людей, которые захотят сэкономить в кризис.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Прогноз от застройщиков
Прогноз от айтишников