Интернет-провайдеры
Интернет-провайдинг по-прежнему остается одним из самых быстрорастущих сегментов ИТ-рынка. Цифры в 50-60% в год никого уже не удивляют. В ближайшей перспективе эти показатели останутся неизменными
эксперты
Алексей Бачурин
экс-гендиректор компании «Сеть цифровых каналов»
Дмитрий Гергерт
коммерческий директор компании «Евротел»
Виктория Киселева
замдиректора по маркетингу компании «Скайнет»
Юрий Кисельгоф
директор компании «Фоннет»
Алексей Пинженин
коммерческий директор компании КАБiNET
Денис Сибирцев
директор по продажам массовых услуг компании «Голден Телеком Екатеринбург»
Ирина Шутько
коммерческий директор екатеринбургского филиала компании «Уралсвязьинформ»
когда
безлимитка станет массовой
как
развивать бизнес мелким провайдерам
кто
готовится завоевать уральский рынок доступа в Интернет
На Первой конференции российских операторов связи «КРОС-2006» (которая собрала на турбазе под Екатеринбургом представителей интернет-провайдеров со всей страны) основной темой было противостояние с естественными монополистами в области связи. Небольшим компаниям было страшно конкурировать с телеком-гигантами, которые внезапно стали проявлять неподдельный интерес к массовому рынку интернет-доступа. В этом году настроения на «КРОС» были уже иные. Время показало, что на быстрорастущем рынке бояться конкурентов бессмысленно, куда важнее работать на потребности клиента.
Рынок широкополосного доступа (ШПД) в Интернет растет по 50-60%. В первую очередь за счет розничного рынка. Корпоративный сегмент развивается медленнее, он почти заполнен. У большей части клиентов уже давно налажены связи с провайдерами, и они не склонны менять поставщика услуг. Рост объясняется тем, что существующие клиенты активно потребляют услуги, кроме того, появляется интерес к новым предложениям, например организации защищенных частных виртуальных сетей (VPN). «Спрос на VPN и аналогичные высокотехнологические сервисы растет постоянно. Корпоративные сети из кустарного «просто доступа в Интернет» становятся все более технологичными. Повышается уровень бизнеса — усложняется уровень технических решений. Это объективный процесс. «Просто Интернет» нужен уже только малому бизнесу», — уверен ДЕНИС СИБИРЦЕВ, директор по продажам массовых услуг компании «Голден Телеком Екатеринбург». Специалисты не ждут в этом сегменте существенных изменений: группа лидеров с годами почти не меняется. Все основные сражения разворачиваются на розничном рынке.
В 2007 г. стало окончательно ясно, что приговор коммутируемому доступу уже вынесен. «Сейчас в сегменте Dial-up наблюдается небольшое снижение. Но со временем этот процесс будет только набирать обороты. По нашим прогнозам, Dial-up станет нишевой услугой для тех, кто только купил компьютер и впервые пользуется Интернетом, перед тем как подключиться к более качественным каналам. Этот сегмент точно не умрет в ближайший год, но то, что его ждет судьба пейджинга, уже ни у кого не вызывает сомнений», — рассказывает ИРИНА ШУТЬКО, коммерческий директор екатеринбургского филиала компании «Уралсвязьинформ» (УСИ). В целом, как оценивает УСИ, доля подключений по Dial-up на рынке области не превышает 25% и даже снижается. В городе уже практически не осталось мест, где невозможно подключиться к широкополосному Интернету. Зона покрытия лидеров рынка — КАБiNET и Utel — приближается к 100%, вслед за ними активно подтягиваются остальные игроки («Олимпус», НТЦ «Интек», «Инсис», «Скайнет»). Конкуренция постоянно обостряется. «В центре нередко в доме присутствуют линии шести провайдеров. Почти везде есть выбор из двух компаний, лишь в отдаленных районах операторы могут похвастать монопольным подключением домов», — рассказывает ВИКТОРИЯ КИСЕЛЕВА, замдиректора по маркетингу компании «Скайнет».
По мнению АЛЕКСЕЯ ПИНЖЕНИНА, коммерческого директора компании КАБiNET, уровень проникновения ШПД в Екатеринбурге приближается к 25%. «В следующем году рост будет 50%, года через два — 30-40%. Думаю, к концу 2009 г. будет охвачено около 50% домохозяйств. Проблемы с привлечением новых пользователей появятся года через два», — прогнозирует г-н Пинженин. ПАВЕЛ НАГИБИН, директор компании NAG, замечает: «Опыт Москвы показывает, что проникновение идет без заметных проблем в 50-60% домохозяйств, а вероятно, и более — в Швеции подключено почти 80% домов и квартир». Поэтому все провайдеры сосредоточились на подключении новых пользователей, в результате чего стоимость подключения за последнее время снизилась в несколько раз.
Одним из основных факторов роста абонентской базы становится распространение безлимитных тарифов — именно они массово привлекают новых пользователей. «Безлимитка — это не только следствие снижения цен на магистральный трафик, для нас это рыночное требование. Мы ориентируемся на Москву, она массово работает на безлимитке, пользователи хотят того же. Поэтому вопрос безлимитных тарифов — это вопрос приобретения конкурентных преимуществ перед другими игроками», — резюмирует Алексей Пинженин.
Однако интрига в том, что такие тарифы экономически целесообразны только для крупных операторов, способных закупать магистральный трафик не помегабайтно, а сразу полосами (т. е. покупаются не мегабайты трафика, а канал с конкретной пропускной способностью), что существенно снижает себестоимость услуги. В итоге разрыв между группой лидеров и вторым дивизионом только увеличивается. Сейчас пять-шесть компаний обслуживают около 80% абонентов.
По мнению ЮРИЯ КИСЕЛЬГОФА, директора компании «Фоннет», малые операторы не исчезнут — они ближе к конечному пользователю и способны оказывать более качественные услуги: «Некрупные операторы знают всех своих клиентов буквально поименно, и время реакции на аварии у них занимает считанные часы, а не дни и недели, как у многих крупных игроков, поэтому им всегда найдется место на рынке».
Однако, по мнению АЛЕКСЕЯ БАЧУРИНА, экс-гендиректора компании «Сеть цифровых каналов», ставить крест на небольших провайдерах еще рано — у них есть возможность уйти от прямой конкуренции. Играя на одном поле, выдерживать ценовую конкуренцию с более крупными соперниками они не могут, так как в операторском бизнесе особенно выражен эффект масштаба. Но маленькие операторы из интернет-провайдера, зарабатывающего на перепродаже трафика, могут превратиться в сервисную организацию. В этом случае компания отвечает лишь за функционирование своей сети, по которой предоставляет доступ к услугам других операторов связи. Такая схема может не только стать спасением для мелких игроков, но и быть интересной для крупных операторов, таких как «Ростелеком», — они расширят свое присутствие на рынке за счет сотрудничества с сервисниками.
Екатеринбург «питают» два кабеля, по которым доставляется Интернет. Один из них принадлежит компании «ТрансТелеКом» (ТТК), второй — «Ростелекому». Но до начала 2007 г. сам «Ростелеком» Интернетом практически не занимался. Фактически его место занимала компания «РТКОММ» (входит в группу компаний Synterra), арендующая каналы «Ростелекома». В начале этого года «Ростелеком» самостоятельно вышел на рынок магистрального Интернета с весьма привлекательными ценами и заметно потеснил конкурентов. Например, летом к нему перешел один из крупнейших покупателей трафика в столице Урала — компания КАБiNET. «Мы надеемся к концу года приблизиться к ТТК и контролировать существенную долю рынка магистрального трафика», — заявляет СЕРГЕЙ ГОЛОД, коммерческий директор уральского филиала компании «Ростелеком». Появление третьего игрока и общий рост потребления трафика спровоцировали снижение оптовых цен в Екатеринбурге практически вдвое, при этом выручка магистральщиков только выросла.
В ближайшее время рынок магистральных каналов Екатеринбурга ждут новые изменения. До конца года в городе появится третий игрок со своим каналом (третий кабель в городе). Компания «Голден Телеком» (ГТ) обещает в ближайшие месяцы ввести в эксплуатацию собственную линию. По словам Дениса Сибирцева, сейчас идет тестирование оборудования и инфраструктуры: «Наше предложение на операторском рынке будет интересным, но не шокирующим своей дешевизной». Эксперты не ждут коренного перераспределения долей, но прогнозируют дальнейшее снижение цен. По мнению г-на Голода, в ближайший год цены на рынке опустятся еще в полтора раза: «Голден Телеком» не станет обрушивать рынок. Цены и так снижаются, демпинговать бессмысленно. Я думаю, в первую очередь ГТ будет сокращать издержки. Они сделают собственный бизнес рентабельнее, а уже затем начнут думать о завоевании рынка».
В 2006 г. на рынке интернет-провайдинга активно происходили слияния и поглощения. Федеральные компании скупили крупнейших игроков. В сегменте беспроводного доступа NETPROVODOV.RU отошел к «Энфорте», «Национальные кабельные сети» приобрели КАБiNET — лидера на розничном рынке, одного из старейших провайдеров Урала, «Корус ИСП» перешел под контроль «Голден Телекома» и т. д. В этом году заметных сделок практически не было (можно отметить только покупку «Ортикор», третьего игрока в сегменте кабельного телевидения, компанией «Ренова-Медиа»), но это не значит, что рынок успокоился. Экспансию продолжил «Уралсвязьинформ», который нарастил свою долю в целом по области до 20%. О серьезных притязаниях заявил «Евротел», принадлежащий АФК «Система» и работающий под маркой «Стрим». ДМИТРИЙ ГЕРГЕРТ, коммерческий директор компании «Евротел»: «Приоритетом для нас по-прежнему остается кабельное телевидение, но руководство ставит задачу увеличить число абонентов интернет-услуг. Раньше это был второстепенный бизнес, но сейчас он в центре внимания — выделяются деньги на маркетинговые мероприятия, продвижение и т. д. За последние год-два мы построили много оптических сетей, что помогает нам существенно расширить зону охвата». У «Евротела» 4,5 тыс. абонентов, это позволяет говорить о нем как о серьезном игроке. Вероятно, дальнейшая экспансия АФК «Система» на уральский интернет-рынок будет связана с покупкой профильных игроков — переговоры в этом направлении идут постоянно.
О намерении плотно заняться Екатеринбургом заявила и «дочка» «Реновы» — «Ренова-Медиа». В начале года она приобрела компанию «Ортикор» — небольшого оператора кабельного телевидения. Скорее всего, «Ренова-Медиа» будет подключать объекты, связанные с деятельностью материнской компании, например район Академический. Обзавелась телекоммуникационной «дочкой», пока работающей только в пригороде Екатеринбурга («УГМК-Телеком», Верхняя Пышма), и УГМК.
Магистральные провайдеры рассчитывают выйти на корпоративный рынок, а в перспективе — и на розничный. «Интерес к выходу на конечного пользователя есть у любого магистрального оператора, поскольку это самый высокомаржинальный сегмент», — уверяет Сергей Голод. «Ростелеком» уже работает с крупными корпоративными заказчиками, а не так давно анонсирован выход в регионы его «дочки» — компании «Зебра Телеком», ориентированной на розницу.