Интернет-провайдеры готовятся к усилению конкурентной борьбы
Российский рынок ШПД в ближайшие годы ожидает постепенное насыщение. Это приведет, с одной стороны, к гонке за абонентами, а с другой – к реализации крупных инфраструктурных инвестпроектов.
Рынок ШПД в России интенсивно развивался в 2006-2009 гг., когда скорости на безлимитных тарифах стали расти, а цены падать. В то же время крупные федеральные провайдеры сделали ставку на выход в региональные центры и начали скупку местных активов. К текущему моменту свободный рынок в Екатеринбурге составляет всего 20%, а в Москве и Санкт-Петербурге этот показатель еще ниже. Впрочем, небольшие города пока еще не могут тягаться с миллионниками. Все это привело к тому, что способов пополнения абонентской базы для крупных игроков на рынке осталось два – переманивать клиентов у конкурентов за счет сервисов и ценовой политики, либо строить сети в небольших региональных городах. Второй вариант – затратный. Первый – уже сегодня задает тренд развития отрасли на ближайшие 5-7 лет.
Как рассказал «ДК» генеральный директор филиала «ЭР-Телеком» (бренды «Дом.ru» и «Дом.ru Бизнес») в Екатеринбурге Эдуард Афонцев, одним из драйверов роста стало повсеместное увеличение потребляемого трафика – пользователи все чаще отдают предпочтение интернет-порталам с «тяжелым контентом». В основном это касается видео-контента: просмотр в режиме он-лайн или скачивание торрентов. Соответственно – соразмерно этому растет потребность в высоких скоростях. Вторым драйвером является масштабирование самой услуги: если раньше провайдер предоставлял только доступ в Интернет, то теперь потребитель хочет получать в пакете еще и wi-fi, антивирусную защиту, телевидение, телефонию и т.д. Третий драйвер роста – это увеличение аудитории пользователей гаджетов. И хотя на сегодня доля стационарных персональных компьютеров доминирует (49%), а на втором месте прочно обосновались ноутбуки (25%), скоро эта пропорция может измениться в сторону мобильных устройств (на сегодня – 17% и 8% – смартфоны) и планшетников (на сегодня не более 1%).
По словам г-на Афонцева, который ссылается на внутреннее исследование «ЭР-Телеком», России есть куда стремиться: на сегодня уровень проникновения Интернета составляет всего 45%, тогда как в Европе – уже 72%. Ситуация может измениться уже в 2014-1017 гг., когда российские операторы Интернета перейдут в фазу активного поиска источников долгосрочного роста выручки. Во-первых, начнется реализация масштабных инфраструктурных и технологических инвестпроектов – замена старых сетей и сетевого оборудования. Скорости домашнего Интернета превысят 1 Гигабит в секунду. Во-вторых, подключение небольших городов если еще не станет массовым, то движение в этом направлении явно ускорится. В-третьих, роль провайдера продолжит масштабироваться: к телевидению и телефонии добавятся еще и платежные системы, торговля цифровым контентом, сервисы оплаты услуг ЖКХ и т.д. – причем с возможностью получения всех сервисов с одного экрана. В-четвертых, аудитория потребителей видео-контента продолжит расти. К 2015 г. она увеличится уже на 500 млн человек, а объем трафика соответственно на 380%. Что касается последнего, то крупнейшие федеральные провайдеры уже стараются предвосхитить спрос потребителей. В 2012 г. кабельное цифровое телевидение запустили «Ростелеком», АКАДО, «Билайн», «ЭР-Телеком» и др.
Как заключил Эдуард Афонцев, ШПД на сегодняшний день является самым динамичным сектором роста и доходов федеральных операторов Интернета – порядка 60%. Еще около 30% занимает сегмент кабельного или IP-телевидения, и чуть более 10% – телефония.