Интервью Медведева Time о Сирии, Украине, Литвиненко и Немцове
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев после окончания Мюнхенской конференции по безопасности дал интервью телеканалу Euronews и журналу Time. Он рассказал о позиции по Сирии, отношениях с Западом и тд.
Также в интервью Time были затронуты темы Украины, дела Александра Литвиненко, европейских беженцев и другие.
О кризисе в Сирии
Дмитрий Медведев заявил, что Россия будет принимать решения о военных действиях в Сирии исходя из национальных интересов, договоренностей с Дамаском и дальнейшего развития ситуации.
Премьер напомнил, что военно-космические силы РФ действуют в Сирии для защиты национальных интересов, так как в стране сегодня находятся тысячи боевиков, «которые в любой момент готовы сорваться с места и поехать устраивать теракты в России», a также на основании обращения сирийского президента Башара Асада.
При этом Медведев подчеркнул, что Россия не планирует «бесконечную» операцию в Сирии и призвал другие стороны-участники конфликта «не пугать» возможностью ввести наземные войска, так как это спровоцирует обострение конфликта:
«Если Вашингтон «хочет получить длительную войну, то, конечно, можно устраивать и наземные операции, и все остальное. Никто не заинтересован в новой войне, а наземная операция - это полноценная, длинная война. Вот из этого надо исходить», - сказал Медведев.
Также премьер сказал, что сторонам конфликта в Сирии стоит забыть о взаимных обидах и начать переговоры, при этом «задачей России, США и Евросоюза является создание благоприятных условий для начала политического процесса в Сирии».
Договариваться при этом нужно с идеологической оппозицией Асаду, представляющей часть элиты Сирии, но не с экстремистами.
«Никому из нас не нужна новая Ливия, которая распалась на несколько частей, или просто хаос, когда во главе тех или иных территорий находятся полевые командиры, проще говоря - бандиты, какой бы религиозной риторикой они ни прикрывались», - заявил Медведев.
Про Крым и Украину
Медведев выразил мнение, что урегулирование на Украине «в чем-то проще, чем в Сирии».
«И не только потому, что у конфликта нет такой степени жесткости, а потому, что понятно, как действовать. Как? На основании минских соглашений», - пояснил председатель правительства РФ.
Также премьер заявил, что вопроса о том, что будет с Крымом, «нет, и для России не существует».
«Этот вопрос закрыт навсегда. Крым является частью российской территории», - подчеркнул премьер.
Про санкции и экономику
Медведев считает, что разумным будет единовременное снятие санкций Запада и РФ. Он вновь напомнил, что «не мы эти санкции придумали, не нам их начинать снимать».
«Надо набраться мужества и сказать: знаете, ребята, все, мы это завершаем вот с такого-то числа, просим и вас тоже ответные меры приостановить. Вот это будет правильный подход», - говорит премьер.
Глава кабинета министров признал, что санкции отразились на экономике России, компании и банки остались без западного финансирования, но эти ограничения имеют и положительную сторону, они позволили «запустить процесс оздоровления экономики».
Основной ущерб экономике страны, по мнению Медведева, нанесло падение цен на нефть. По его словам, ситуация в экономике не могла «не сказаться на ситуации с доходами и с положением обычных людей, с их реальными заработками, их реальными доходами».
В то же время премьер подчеркнул, что правительство страны в сложных условиях взяло на себя обязательства не сокращать социальные расходы во избежание напряженности в обществе.
«Более того, мы даже проиндексировали пенсии и в прошлом году, и в этом году, может быть, не полностью, но проиндексировали. Будем стараться это делать и дальше», - заверил Медведев.
Отношения с Западом
Медведев сказал, что решение стран Запада заморозить отношения с Россией было бессмысленным:
«Как показывает практика, после разрыва отношений зачастую через какое-то время приходится отыгрывать назад, - говорит премьер. - Как только что-то происходит в мировой повестке дня, в которой Россия принимает участие, Североатлантический альянс сразу надувает щеки, губы и говорит: ну все, мы с вами прекращаем общаться, приостанавливаем отношения».
Россия же, по словам Медведева, настаивает на ровном диалоге. Премьер заявил, что атакой на российский Су-24 Турция «подставила не себя, она подставила весь Североатлантический альянс», «и это очень безответственно». Действия России же подтверждают миролюбивую политику Москвы, отметил Дмитрий Медведев.
«Очень многое зависит от решимости руководства Североатлантического альянса повлиять на наиболее озабоченных членов НАТО, которые провоцируют конфликт с другими странами», - сказал глава Кабмина.
Дмитрий Медведев подчеркнул, что «нигде не говорил о том, что началась новая холодная война».
«Но я говорил о том, что решения НАТО подталкивают к возникновению новой холодной войны. Я это говорил и я готов это еще раз подтвердить», - заверил глава российского кабмина.
«Мы бы вообще не хотели никакой конфронтации! Она нам не нужна. Ни в Прибалтике, ни в Турции, ни где бы то ни было», - добавил премьер-министр. По его мнению, власти прибалтийских стран испытывают «фантомные боли» и используют антироссийскую риторику в политических целях, запугивая своих граждан якобы агрессивными планами РФ.
О мигрантах в Европе
Медведев назвал сегодняшнюю миграционную политику Европу колоссальной ошибкой, которая угрожает европейской идентичности.
«Да, есть разная риторика, но если вы спросите на улице в любой стране, будь то Франция, Германия, Италия или Британия, хотят ли люди, чтобы к ним переселилось 1,5–2 млн человек из стран Ближнего Востока, вряд ли они придут в восторг», - сказал премьер.
По его оценке, на теме мигрантов с Востока правые партии могут отыграться на выборах в местные органы власти. При этом Медведев подчеркнул, что Россия в диалоге с ЕС не станет играть на антимигрантских настроениях, «мы просто откровенно говорим о том, в чем здесь опасность».
Про ядерную безопасность и гонку вооружений
Медведев выразил сожаление, что российско-американское сотрудничество существенно сократилось, однако о новой гонке вооружений речи не идет.
«Это очень дорогая история и очевидно, что в настоящий момент нет ни поводов, ни причин заниматься тем, чем занимался Советский Союз и Соединенные Штаты Америки вместе с Североатлантическим Альянсом в конце 70-х - начале 80-х годов», - сказал Дмитрий Медведев.
Он подчеркнул, что что вопросы ограничения ядерных и обычных вооружений должны обсуждаться в единой связке - появились новые виды оружия, представляющие серьезную угрозу. Угрозу также представляет неконтролируемое расширение ядерного клуба: «сейчас есть проблема Северной Кореи», вопросы обладания ядерным оружием поднимали Иран, Пакистан, Саудовская Аравия.
«Часть стран реально боится за свое существование и говорит о том, что вынуждена будет заниматься созданием ядерного оружия», - пояснил премьер.
Еще одна угроза – «попадание ядерного арсенала в руки террористов, а также создание грязной бомбы и всего того, что связано с использованием ядерного заряда террористами и преступниками».
Про дело Литвиненко
Российский премьер заявил, что Россия не станет в судебном порядке никого преследовать за обвинения в убийстве Александра Литвиненко. Говоря об опубликованном в Лондоне докладе по делу Литвиненко на основе так называемого публичного расследования, он подчеркнул, что невозможно серьезно воспринимать «некий отчет некоего судьи в отставке, в котором практически каждый раздел и абзац начинаются со слова «probably» («вероятно» с англ., - ред.)». Медведев сказал, что сожалеет, что такой документ комментируют премьер-министр и министр иностранных дел Великобритании.
«Это уже напоминает борьбу с ведьмами и колдунами. В конце концов, оставим это на совести тех, кто комментирует», - сказал Медведев.
В целом же премьер заявил, что у России и Великобритании исторически сложились «своеобразные отношения», которые премьер назвал «нелегкими в силу разных причин».
Про борьбу с терроризмом
Медведев заявил, что западным странам нужно сотрудничать с Россией в сфере борьбы с терроризмом, a не прерывать диалог. Москва со своей стороны готова делиться информацией в этом вопросе, пояснил премьер.
«Но только здесь нужно мыслить широко, думать о будущих поколениях, о ценности одной человеческой жизни, а не говорить: знаете, Россия какая-то не такая, она ведет себя неправильно, поэтому наши спецслужбы с ней не работают», - сказал Дмитрий Медведев.
По словам премьера, отказ Запада от сотрудничества с Россией играет на руку террористическим группировкам.
Про убийство Бориса Немцова
Медведев заявил, что все организаторы, пособники и исполнители убийства политика Борис Немцова должны быть наказаны. В этом, в том числе, и вопрос репутации правосудия России.
«Это реальная трагедия и преступление, которое должно быть расследовано, - заявил российский премьер. - К ответственности должны быть привлечены все, кто будет изобличен следствием в качестве организатора, пособника и исполнителя этого преступления».
Премьер подчеркнул, что «здесь никаких сомнений быть не может, это действительно вопрос репутации российского правосудия и государства».
Про свободу слова в России
Медведев заявил, что ограничить свободу слова в эпоху интернета просто невозможно.
«Если говорить прямо, то у нас много разных СМИ, которые все-таки дают очень разную картинку, в том числе и электронные СМИ. Когда меня спрашивают об этом, то я всегда отвечаю применительно к тому, как я воспринимаю ситуацию. Я могу вам сказать, что очень редко смотрю телевизор и читаю газеты в бумажной форме, я практически всю информацию получаю из интернета, и у нас таких людей уже больше, чем половина населения. В интернете, как вы понимаете, вообще никакого регулирования в этом смысле нет, там представлены все точки зрения, в том числе, скажем прямо, даже экстремистские», - сказал Медведев.
Кроме того, премьер отдельно выделил аспект взаимодействия с оппозицией и отражения ее точки зрения в ключевых российских СМИ. По его словам, вопрос здесь вовсе не в стремлении запретить им доступ к трибуне, а в том, что оппозиция не интересна большинству населения страны.
Про работу на постах премьера и президента
Двитрий Медведев сказал, что за восемь лет работы на высших государственных постах ему многое удалось сделать. Говоря о своей работе в 2008-2012 годах на посту президента и с 2012 года по настоящее время во главе правительства, Медведев признался, что «и та и другая должность очень сложные и серьезные».
«Эти восемь лет жизни… – это, знаете, такой постоянный драйв», - сказал Медведев.
Он также отметил, что за это время «событий очень много и внутри страны происходило – и очень хороших для меня, знаменательных, больших, и трагических подчас,.. и международных событий. Ведь мы не только спорили и ругались, мы кое-что и сделали», - считает премьер.