Инвесторам нужно понимать модель отношений с властью
Никому не нужно объяснять, какую пользу может принести Екатеринбургу проведение в 2020 г. международной выставки ЭКСПО и какое наследие останется после нее.
Очевидно, что такой проект способен изменить инфраструктуру города — за счет притока государственных и частных инвестиций, масштабных проектов строительства и кардинального изменения бизнес-ландшафта. Но важно отметить: один из факторов успеха подготовки к выставке — качественное взаимодействие госструктур и частного бизнеса. Грамотно выстраивая партнерские отношения, мы сможем сделать наш регион привлекательным для инвесторов в принципе, даже без привязки к ЭКСПО.
Но, на мой взгляд, именно подготовка к ЭКСПО-2020 способна стимулировать развитие частно-государственного партнерства (ЧГП), хотя бы в рамках Свердловской области. Сейчас в России нет фундаментальной нормативно-правовой базы, которая пошагово регламентировала бы взаимодействие властей и частных инвесторов. Конечно, некоторая база существует (есть, например, закон о концессиях), но модели ее применения не то чтобы не проработаны, они пока вообще отсутствуют! Напомню, для решения именно этих задач два года назад создавалась «Корпорация развития Среднего Урала» (КРСУ). За это небольшое время мы накопили опыт, проработали некоторые модели партнерских отношений. Ряд проектов, которыми КРСУ сегодня занимается, — мероприятия в рамках подготовки к ЭКСПО-2020. Например, малоэтажное строительство (жилой район Истокский), создание транспортно-пересадочного узла, МВЦ «Екатеринбург-ЭКСПО». Для развития инженерной и транспортной инфраструктуры города могут быть использованы наработки КРСУ по созданию высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ-2).
Нередко внешние инвесторы жалуются, что принципы отношений «власть — бизнес» в России непонятны. Точнее, на словах распределение ответственности в частно-государственном партнерстве выглядит элементарным. Но это только кажется. Когда доходит до практики, ЧГП превращается в очень сложный и хрупкий механизм. С этим мы столкнулись на этапе создания КРСУ. Самый наглядный пример — проект жилого района Истокского. За счет бюджетных средств на объекте создается инфраструктура — сети, коммуникации и т. д. Частные компании занимаются только строительством: они не несут бремя переговоров с сетевыми компаниями и не вкладывают собственные деньги в инфраструктуру. Корпорация при этом выступает в роли интегратора, прорабатывает и курирует весь проект — от этапа согласования и получения разрешений до сдачи домов в эксплуатацию. Так проект был задуман. Но чтобы обеспечить выделение бюджетных субсидий на инфраструктуру, региональные власти должны принять ряд соглашений, выпустить соответствующие акты и постановления.
В нашем регионе есть программа «Развитие жилищного комплекса в Свердловской области» на 2011-2015 гг. Она предусматривала выделение из бюджета 1,7 млрд руб. на создание инфраструктуры. Но в полной мере пока не заработала: деньги выделяются, сети проводятся, но постановлений, которые регламентировали бы их оформление, еще нет. Надеемся, что после формирования областного правительства необходимые резолюции будут. Но все это — время, а оно в переговорах с инвесторами очень дорого.
Проекты развития под ЭКСПО — не только проекты КРСУ — затрагивают все важные сферы жизни города: транспортную и коммунальную инфраструктуру, жилищное строительство, создание торговых узлов, строительство многофункциональных деловых центров. Сюда же стоит отнести создание образовательных комплексов, индустриальных парков, рекреационных территорий, а также проекты в логистике и редевелопменте промышленных территорий. Все это — огромный объем задач, и он требует комплексного решения. На мой взгляд, должно быть едино¬образие в подходах и единое управление всеми проектами. Потому я и считаю, что ЭКСПО — общая цель — станет веской причиной, чтобы быстро прийти к этому универсальному решению. Ведь изменить облик города в случае победы заявки предстоит в сжатые сроки.
Колонка написана на основе выступления на бизнес-форуме «Будущее города. Зачем бизнесу ЭКСПО-2020» 17 мая 2012 г.