Подписаться
Курс ЦБ на 22.11
100,67
106,07

Как повысить рентабельность капитала с помощью заемных средств — Ирина Екимовских

Как повысить рентабельность капитала с помощью заемных средств — Ирина Екимовских
Иллюстрация: личный архив Ирины Екимовских

Займы — это не только головная боль, но и один из факторов эффективного управления капиталом. Как правильно занимать деньги, чтобы они помогли бизнесу, а не развалили его — в колонке на DK.RU.

Рубрика: Математика для бизнеса

Ирина Екимовских, генеральный директор аутсорсингового центра «Основа Капитал»:

 В предыдущей колонке на DK.RU мы разобрались, что основным показателем эффективного бизнеса является не столько объем капитала и размер прибыли, сколько доходность (процент) от вложенных в бизнес средств  то, что финансисты называют рентабельностью собственного капитала. А теперь хотелось бы показать, какие именно факторы оказывают на нее влияние. Проще всего это сделать с помощью знаменитой формулы американской корпорации DuPont («Дюпон»), cформулированной еще в прошлом веке. 

Напомним, что формула рентабельности капитала выглядит так:

ROE = Пр/СК, где 

ROE  рентабельность собственного капитала, 

Пр  прибыль, а 

СК  собственный капитал 

Шаг 1. Увеличиваем рентабельность активов

Математически формулу ROE можно представить так:

ROE = Пр/СК = Пр/А · А/СК, где А  активы (все имущество предприятия).

Заметим, Пр/А = ROA  рентабельность активов, характеризующая интенсивность их использования в бизнесе,  или, проще говоря, сколько прибыли приносит один рубль активов.

Понятно, что чем больше ROA, тем больше и доходность капитала. Увеличивать же рентабельность активов можно двумя способами: либо наращивая прибыль (увеличение числителя в формуле), либо сокращая активы (снижение знаменателя в формуле). Чтобы увеличить размер прибыли, необходимо работать над ростом выручки и уменьшением затрат, в этом бесценным помощником окажется отчет о доходах и расходах предприятия. 

Для сокращения же активов нужен системный подход: необходимо регулярно контролировать все составляющие активов  остатки на складах материалов и готовой продукции, предупреждать затоваривание складов, важно выстроить четкую работу с дебиторской задолженностью, не допуская роста задолженности покупателей и поставщиков. 

Шаг 2. Контролируем финансовый леверидж

Рассмотрим вторую часть формулы DuPont А/СК.

Зная о том, что активы всегда равны пассивам, представляем эту дробь в следующем виде:

А/СК = П/СК, где П  пассивы.

В пассивах у каждой компании есть собственный капитал (СК) и заемный капитал (ЗК). Поэтому после несложных математических манипуляций рассматриваемая нами часть формулы будет выглядеть так:  

(СК + ЗК) / СК = 1 + ЗК/СК

Отношение ЗК/СК  это финансовый леверидж, или финансовый рычаг, характеризующий степень использования заемных средств в бизнесе. 

Шаг 3. Увеличиваем долю заемного капитала

А теперь соберем все части формулы DuPont вместе:

ROE = Пр/СК = ROA · (1 + ЗК/СК)

Глядя на эту формулу, становится очевидно, что есть как минимум два возможных пути повышения доходности капитала, вложенного в предприятие: увеличение рентабельности активов и увеличение доли заемного капитала в бизнесе (без роста величины активов).

Как повысить рентабельность капитала с помощью заемных средств — Ирина Екимовских 1

Эффективное управление капиталом закономерно включает замещение части собственного капитала заемными средствами. Однако привлекая заемные средства в свой бизнес, нужно знать две финансовые аксиомы:

Аксиома 1. Стоимость заемных средств должна быть ниже рентабельности активов  

«Эффект финансового рычага» (Эфр)  сложная математическая формула, которая рассчитывает, на сколько процентов увеличится рентабельность собственного капитала в ходе привлечения заемных средств, и выглядит так:

Эфр (%) = (1 – Cнп) · (ROA – Rзк) · ЗК/СК, где Снп  ставка налога на прибыль, Rзк  ставка привлечения заемного капитала.

Из формулы видно, что если рентабельность активов будет меньше стоимости заемных денег, то в итоге значение эффекта финансового рычага окажется со знаком «минус». Это означает, что предполагаемый кредит окажется невыгодным для предприятия и будет сводить на нет результаты вашей деятельности.

Аксиома 2. Соотношение собственных и заемных средств – вопрос финансовой устойчивости бизнеса

Когда заемных средств слишком много, бизнес начинает зависеть от кредитора, и любая внештатная ситуация может угрожать жизнеспособности компании. Так, европейские банки рекомендуют соотношение ЗК/СК = 1:2. Достаточно устойчивым является соотношение заемных и собственных средств, равное 1:1, но при условии выполнения необходимых показателей доходности.

Предельно возможным соотношением заемных и собственных средств, которое можно допустить в бизнесе, считается 4:1. Если доля заемного капитала еще больше, ситуация может очень быстро обернуться банкротством организации.

Повышая рентабельность капитала, вложенного в бизнес, используя заемные средства, следите за сохранением устойчивости вашего предприятия!

Самое читаемое
  • «Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»«Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»
  • Правительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставкиПравительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставки
  • «Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?«Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?
  • Обновленную ядерную доктрину РФ утвердил ПутинОбновленную ядерную доктрину РФ утвердил Путин
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.