Ирина Фальковская: «Любой пожар в бизнесе можно затушить — тем или иным способом»
Сопровождать текущую деятельность компании должен штатный юрист, а решать сложные юридические вопросы и «тушить пожары» — привлеченный специалист, убеждена партнер компании Vinder Law Office.
Любой предприниматель передает те или иные функции на аутсорсинг – от уборки помещений и вывоза мусора до ведения бухгалтерии и отстаивания интересов в судах.
«Мне очень не нравятся ситуации, когда обращаешься в компанию со своей задачей, а сотрудник начинает перечислять, сколько всего ты сам должен сделать для решения своего вопроса», – говорит Ирина Фальковская.
Как избежать подобного в собственном бизнесе – опыт юридической компании Vinder Law Office.
За какой помощью к вам приходят клиенты?
– По моему глубокому убеждению, клиенты обращаются в нашу компанию не столько за определенной юридической услугой, сколько за глобальной помощью. Если руководителю нужно изучить договор, подготовить претензию или один раз посетить суд, он воспользуется услугами штатного или знакомого юриста. В Vinder Law Office приходят, понимая, что в бизнесе накопился ряд трудностей, и их необходимо с кем-то обсудить. Бывает, человек обращается с одной проблемой, а уходит от нас с пониманием, что дело не в ней или не только в ней – мы помогли ему взглянуть на ситуацию в бизнесе с другого ракурса. Самый простой и яркий пример: клиенту необходимо взыскать «дебиторку», и мы предлагаем варианты решения этого вопроса, но в ходе общения выясняем, что у компании вообще есть «дыра» в планировании дебиторской задолженности или в налогообложении. В результате формируется долгосрочный проект.
Как правило, сотрудничество начинается с решения одной точечной узкоотраслевой задачи. Увидев, что мы ее качественно отработали, клиенты делегируют нам решение новых. Многие бизнесмены полагают, что взаимодействовать со штатным, зависящим от руководства юристом, безопаснее, а привлеченного юриста воспринимают как «темную лошадку». Как правило, доверие формируется постепенно.
Были ли в вашей практике ситуации, когда, накопив положительный опыт взаимодействия с вами, компания полностью избавлялась от штатных юристов?
– Такое случалось, но я это не приветствую, поскольку текущая рутинная работа (ежедневное согласование договоров поставки, ежеквартальное отслеживание изменений в должностных инструкциях и пр.) – не наш профиль. Мы неохотно берем на себя подобные обязательства. Зачастую в рамках проектной работы мы взаимодействуем со штатными юристами. При сотрудничестве с большими федеральными компаниями как раз начальники юридических департаментов выступают нашими заказчиками и передают нам определенные направления работы.
Опыт показывает, что только штатный юрист, в ежедневном режиме сопровождающий деятельность компании, способен в случае возникновения серьезных проблем оперативно и грамотно дать сторонним юристам всю необходимую информацию. Поэтому наиболее оптимальной представляется такая схема, при которой текущее, ежедневное сопровождение профильной деятельности компании осуществляет штатный юрист, а все непрофильные и/или наиболее сложные юридические вопросы отданы на аутсорсинг.
Компании какого масштаба прибегают к аутсорсингу юридических услуг?
– Любого. Для малого бизнеса это практически единственная возможность получить качественные юридические услуги. Среднему бизнесу, который может себе позволить нанять нескольких юристов или даже целый юридический отдел, он необходим при решении крупных и серьезных проблем, когда на кону стоит судьба бизнеса в целом. Даже крупный бизнес, обладающий неограниченными ресурсами и мощными юридическими службами, довольно часто прибегает к услугам сторонних юридических компаний. Например, когда российские нефтегазовые компании или банки судятся со своими зарубежными контрагентами в Высоком суде Лондона или Стокгольмском арбитраже, их интересы представляют не штатные юристы (как бы хороши они не были), а крупные международные юридические компании. Так что аутсорсинг юридических услуг может быть полезен бизнесу любого масштаба.
В клиентском портфеле Vinder Law Office есть и индивидуальные предприниматели, и федеральные и международные компании. Большая часть объема оказываемых услуг приходится на клиентов федерального уровня, с центральными офисами в Москве.
Есть ли специфика у аутсорсинга юридических услуг по сравнению с другими «внештатными» направлениями?
– Думаю, нет. Основное условие – предоставлять помощь на самом высоком уровне. И речь идет не только о качестве самой услуги, но и о сервисе, который получает клиент в целом. А он складывается из скорости ответа, в том числе, с учетом разницы в часовых поясах, возможности работы на нескольких языках, готовности отвечать на неожиданные вопросы. Еще принципиально важно решить проблему, с которой клиент обратился, а не нагружать его новыми. Мне очень не нравятся ситуации, когда обращаешься в компанию со своей задачей, а сотрудник начинает перечислять, сколько всего ты сам должен сделать для достижения цели. Я бегу от подобного подхода, поэтому наша компания предлагает комплексные готовые решения: мы привлекаем сторонних экспертов, если в этом есть необходимость, ходим в нужные инстанции, отправляем документы и так далее.
Как в целом построена работа с клиентами в Vinder Law Office?
– Каждого клиента ведет один из партнеров – в зависимости от отраслевой специфики и региона. Он формирует проект и согласовывает его с клиентом. Дальше в дело вступают юристы, но без поддержки и участия партнера заказчик никогда не остается.
Если проблема клиента носит неотложный характер, из разряда «все горит, надо срочно тушить пожар», формируется рабочая группа, и клиент взаимодействует только с партнером. Подобные ситуации сегодня нередки – у российского бизнеса наступил период серьезных трансформаций. Его неотъемлемые составляющие – банкротства, переделы собственности и другие процессы, требующие грамотной правовой поддержки. Порой рабочий день юриста заканчивается в пять утра. Хорошо, что любой «пожар» можно потушить – тем или иным способом.
Справка о компании Vinder Law Office: