Все наши чиновники — троечники. Средний бизнес — об административном климате. ИССЛЕДОВАНИЕ
Средний бизнес ждет от государства помощи, но особенно на нее не рассчитывает. Уроки прежних кризисов пошли собственникам на пользу — они не ввязываются в авантюры и рассчитывают только на себя.
Свердловская область восстановила утраченные позиции. В последнем рейтинге инвестиционной привлекательности регионов, составленном АСИ по итогам 2016 г., ей присвоили более высокую категорию. Создатели рейтинга, решившие, что деловой климат на Урале потеплел, ссылаются на данные статистики и опросы предпринимателей. Возвращение региона в группу лидеров — хороший знак, считают аналитики, ибо разрыв между верхней и нижней частью списка с каждым годом увеличивается. Традиционное исследование среднего бизнеса, подготовленное «Деловым кварталом» совместно с Райффайзенбанком, позволяет судить, насколько эти выводы справедливы.
Как бы не стало хуже
В опросе участвовали компании с годовой выручкой от 480 млн руб. до 5 млрд руб., занятые преимущественно в сфере оптовой / розничной торговли (42%) и в промышленности (23%), что соответствует структуре среднего бизнеса Свердловской области. Большинство предприятий — старожилы, работающие от 10 до 20 лет (46,5%) и более (28%). Многие пережили не один экономический кризис, и ответы их руководителей отражают накопленный за это время опыт.
Уральский бизнес считает 2015-2016 гг. особенно трудными. Нет отраслей, представители которых могли бы заявить, что их компании ждет устойчивый рост. Оценки и прогнозы стали сдержанными. Если в 2014 г. развивать бизнес собирались 63% опрошенных, а в 2015 г. таковых было не меньше половины, то в 2016 г. число оптимистов сократилось. 42% респондентов признали — бизнес несет потери, а еще 5% заявили, что ситуация намного хуже, чем раньше.
В 2017 г. средний бизнес избегал категоричных выводов. Формулировку «несколько лучше — несколько хуже» выбрало примерно одинаковое число респондентов — 42 и 45% соответственно. Половина участников опроса уверены, что в следующем году ничего не изменится.
Инвестировать намерены 34% предприятий. Годом ранее вкладываться в развитие собирались 42,5% участника опроса, а в 2015 г. — почти половина. Изменились и цели инвестиций. Теперь компании интересует только расширение производства или модернизация как одно из условий развития. Тратить деньги на покупку других бизнесов, обучение сотрудников, рекламу и продвижение товаров / услуг никто не планирует.
Из-за падающего спроса заметно увеличился интерес среднего бизнеса к работе с госструктурами. Об этом сообщили 53% опрошенных — почти вдвое больше, чем в 2014-2016 гг. Говоря о трудностях, сопутствующих поставкам для казенных нужд, собственники предприятий упоминают сжатые сроки, необходимость предоставлять обеспечение по контракту и большое количество сопровождающих документов. Чтобы облегчить жизнь бизнесу, они предлагают чиновникам ввести предельные сроки оплаты по госконтрактам и упростить систему согласований при подписании договоров. Участников опроса, избежавших трудностей в работе с госструктурами, не нашлось.
Себе на уме
На господдержку малого и среднего бизнеса в 2017 г. Свердловская область потратит 470,8 млн руб. из федерального и областного бюджетов. В этот раз решили обойтись без субсидий и грантов — государство выделяет средства только на возвратные инструменты: поручительства по кредитам и гарантиям, льготные инвестиционные кредиты и микрозаймы. Шанс получить деньги есть, но опросы показывают, что средний бизнес редко обращается в фонды, призванные поддерживать предпринимателей, и не всегда представляет себе их возможности.
По данным опросов, интерес среднего бизнеса к фондам поддержки постепенно снижался. В 2014 г. работать с ними хотели 71,4% компаний, в 2015 г. их стало 53%, в 2016 г. — 28%. В 2016-2017 гг. с региональными и муниципальными фондами сотрудничали менее 25% опрошенных — они искали заказчиков среди крупных предприятий и холдингов, рассчитывали на юридическую поддержку и доступ к госзаказу. При этом 63% собственников считают, что никакой выгоды не получили.
Все эти годы средний бизнес мало интересовался предложениями фондов провести маркетинговые исследования, поддержать кооперацию между средними и крупными предприятиями, пристроить компанию в индустриальный парк или бизнес-инкубатор. Однако в 2017 г. участники опроса назвали инновационную инфраструктуру (те же индустриальные парки и бизнес-инкубаторы) приоритетным направлением инвестиций для региональной власти. Двойственную позицию среднего бизнеса объяснили сотрудники Райффайзенбанка. По их мнению, владельцы компаний полностью сфокусированы на своей работе и полагают, что системное решение отраслевых задач — прерогатива государства (предприятия платят налоги, а власть тратит полученные деньги на развитие бизнеса).
По той же причине, за редким исключением, участники опроса не входят в бизнес-объединения большой четверки — СОСПП, УТПП, «Опора России» и «Деловая Россия» (хотя «Деловая Россия» позиционирует себя как защитник интересов среднего бизнеса). В свою очередь руководители общественных структур не видят в этом большой беды. Членство в союзах не означает, что предприниматель будет перекладывать свои проблемы на других участников, говорят они. Те, кто не готов добиваться цели самостоятельно, могут не беспокоиться.
Одни не могут, другие не хотят
Отдельной темой стали отношения среднего бизнеса с властью. Респонденты заявили, что административный климат в регионе их не устраивает. Никто из опрошенных не поставил свердловским чиновникам «отлично», а оценки «хорошо» оказались единичными. Предприниматели считают, что им приходится работать с троечниками. Положительная сторона — в том, что годом раньше ситуация была еще сложнее, а теперь стороны научились понимать друг друга.
Судя по отзывам, одна из проблем, с которыми среднему бизнесу не удается справиться — это доступ к ресурсам естественных монополий (подключение к энергосетям, газовым, тепловым сетям и сетям водоснабжения), о чем представители среднего бизнеса упоминают всякий раз, как их об этом спрашивают. Судя по откликам, к лучшему все меняется постепенно. Ускорить процесс может только недовольство федерального центра. Так было в 2012 г., когда Владимир Путин попенял губернатору Евгению Куйвашеву, что в Свердловской области подключение предприятий к энергосетям занимает 360 дней. Не прошло и трех лет, как министр энергетики и ЖКХ Николай Смирнов доложил: сроки удалось сократить до 92 дней. Возможно, проблемы с другими монополиями тоже решатся, если набраться терпения.
Самым дефицитным ресурсом средний бизнес назвал доступ к контрактам крупных компаний. При этом участники опроса соглашаются, что наладить кооперационные связи между малым / средним бизнесом и крупными предприятиями без участия посредников не получается. Но к усилиям чиновников, которые пытаются создавать биржи контрактов, центры кооперации и региональные каталоги инвесторов, они относятся скептически. Представители власти и бизнес-объединений признают, впрочем, что примеров успешного сотрудничества гигантов индустрии с местными производителями в регионе немного.
Изменилась и кадровая политика среднего бизнеса. Если в 2014 г. собственникам не хватало управленцев, то в 2016-2017 гг. речь зашла о дефиците квалифицированных рабочих. Смену приоритетов рекрутеры объясняют тем, что после кризиса 2014-2015 гг. бизнес начал сокращать управленческий и административный персонал, а потребность в работниках, создающих продукцию, стала более очевидной.
В целом запросы среднего бизнеса к власти за последние три года почти не изменились. Респонденты подтвердили: их компаниям, как и раньше, недостает налоговых каникул, финансовой поддержки государства (от прямых субсидий до компенсаций процентных ставок по кредитным и лизинговым договорам) и сокращения бюрократических процедур. Предприниматели уверяют, что готовы искать общий язык с чиновниками, прежде всего, по стратегическим вопросам. Но предлагаемые варианты сотрудничества не вызывают у них особого интереса. В 2016 г. 40-50% бизнесменов считали важным участвовать в коллегиальных органах власти, в разработке стратегических документов региона и поиске отраслевых и профессиональных приоритетов развития, а теперь число энтузиастов заметно поубавилось.
Но собственных программ никто не предлагает.
Методика исследования
Мониторинг среднего бизнеса — совместный проект «Делового квартала» и Райффайзенбанка, осуществляется с 2014 г. при поддержке правительства Свердловской области. Задачи исследования — отразить консолидированное мнение субъектов среднего бизнеса Екатеринбурга и Свердловской области о текущем уровне взаимоотношений с властными структурами и крупными предприятиями; обозначить наиболее острые проблемы, с которыми сталкивается средний бизнес в этих отношениях; отразить уровень самочувствия среднего бизнеса с точки зрения ожиданий предпринимателей и их видения перспектив.
В 2017 г. исследование проводится в четвертый раз.
Сроки и выборка исследования
Мониторинг проходил с 25 июля по 25 августа 2017 г., участие в исследовании приняли 86 руководителей и собственников компаний, представляющих различные отрасли бизнеса, действующих в Свердловской области, с годовой консолидированной выручкой от 480 млн руб. до 5 млрд руб.
Как проходил мониторинг
Параметры для анкетирования представителей среднего бизнеса разработаны «Деловым кварталом» совместно с Министерством экономики Свердловской области в 2014 г. В 2014, 2015, 2016 и 2017 гг. специалисты Уральского филиала Райффайзенбанка провели добровольное анкетирование своих клиентов — руководителей и собственников средних предприятий — по заданной выборке .
Результаты исследования
Конечной целью мониторинга является разработка в 2017-2018 гг. нормативных правовых актов (проекты региональных законов, постановлений правительства Свердловской области, иные документы), затрагивающих интересы среднего бизнеса в регионе. Отчет будет направлен в правительство области, аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей, а также отраслевым союзам.