Подписаться
Курс ЦБ на 23.11
102,57
107,42

Искусственный разум офиса

Концептуально-финансовые трудности Одна из главных сложностей, которая тормозит внедрение систем интеллектуальных зданий, — разнобой в понимании, что же это такое, как в умах заказчиков, так и сред

Раннее утро. Служащие, боясь опоздать, торопятся на свои рабочие места. Но на входе их встречает не сотрудник службы безопасности: такой должности в штатном расписании компании не предусмотрено. На смену ему пришла интеллектуальная система здания. Она сама опознает человека по радиометке, причем он может даже не доставать ее из своего кармана и отмечает время появления сотрудника в офисе. А еще включает свет и отопление, сообщает мини-АТС, что звонки можно переадресовывать на его рабочий телефон, настраивает освещение в кабинет по его вкусу... Примерно так должен начинаться трудовой день человека, работающего в интеллектуальном здании (ИЗ). Но для жителей уральской столицы эта картинка еще не скоро станет реальностью.

Концептуально-финансовые трудности

Одна из главных сложностей, которая тормозит внедрение систем интеллектуальных зданий, — разнобой в понимании, что же это такое, как в умах заказчиков, так и среди самих IT-компаний. Мало того, что ИЗ — вообще новое понятие для нашего рынка, так еще сбивает с толку компания Intel, продвигающая идеи «цифрового дома» и «цифрового офиса». Но путать их не стоит: у ИЗ совсем другое содержание. Юрий Гусаков, технический директор «КРОК-Урал»: Как такового интеллектуального здания не существует — это все утопия. Есть разные красивые вещи, которые заказчику видны — это системы видеонаблюдения, освещения. Но ИЗ значительно сложнее — оно включает управление лифтами, теплом, распределение каких-то еще коммунальных систем, — словом, всего, что есть в здании. Люди выдают за ИЗ даже обогреваемые подъезды и простую систему дистанционного открывания ворот. В моем понимании, ИЗ должно реагировать на поведение человека. С ним соглашается Дмитрий Яковлев, генеральный директор компании «Новаком»: Интеллектуальное здание — это, по сути, маркетинговый ход, который многие производители оборудования используют для продвижения своей продукции. Хотя сама идея перспективная.

В целом же, эксперты сходятся на том, что интеллектуальное здание — это комплекс систем жизнеобеспечения, позволяющий управлять широким кругом параметров. Пока заказчики интересуются только «кусочками» ИЗ. Потребителей комплексных решений очень мало. И объяснение тому простое: ИЗ — удовольствие дорогое. Определить стоимость систем, которых на Урале реально пока нет, весьма затруднительно. Но, по словам Дмитрия Яковлева, оттолкнуться можно от 10% стоимости всего здания. Эти деньги уйдут на создание телекоммуникационной составляющей, которая образует нервную систему ИЗ. Чем больше элементов планируется установить, тем выше процент. По мнению директора компании «Интерсист» Константина Тряпицына, начинать задумываться о создании интеллектуальной системы надо с осознания того, что требуется контролировать и как можно управлять оборудованием. Алгоритм прост — мониторинг, выявление отклонений, корректирующее воздействие. Экономический эффект от внедрения ИЗ достигается за счет ювелирного управления коммунальными системами, позволяющими снизить стоимость владения строением. А это не станет актуальным до тех пор, пока ресурсы относительно дешевы. Вадим Гуськов: Рынок интеллектуальных систем сейчас бурно развивается, и он будет расти дальше, так как вопрос экономии энергоресурсов с каждым годом будет все насущнее. Я не могу сказать даже порядок цифр — много в количественном показателе и ничтожно мало в процентном отношении ко всему капитальному фонду РФ. Для эффективного вложения средств в строительство здания заказчик и инвестор должны достичь оптимального соотношения между стоимостью строительства и расходами на дальнейшую эксплуатацию. Они в общем случае связаны между собой следующим образом: чем выше цена системы, тем ниже стоимость эксплуатации. И наоборот.

Идея и массы

Тезис о том, что со временем потребность в сложных системах управления зданиями будет расти, споров ни у кого не вызывает. И обусловлена она не только ростом коммунальных платежей, но и повышением требований к самим помещениям. По мнению коммерческого директора компании «Оптивера» Алексея Бабушкина, интеллектуальное здание — это концепция объединения различных инфраструктурных подсистем, в том числе локальной сети, телефонии, системы контроля доступа, охранно-пожарной сигнализации, электрики и так далее, в единый механизм для повышения эффективности эксплуатации здания. Сейчас никакого стандарта, который бы диктовал, что одни системы в ИЗ должны быть обязательно, а другие факультативно, — не существует. Константин Тряпицын: Во-первых, надо сразу разделить корпоративные и частные ИЗ — они выполняют несколько разные функции и строятся на разных платформах. Интеллектуальное офисное здание состоит из 3 основных комплексов — телекоммуникационного, системы безопасности и инженерных систем. Объект для частного заказчика содержит дополнительный мультимедийный и развлекательный блок, который зачастую и становится основным. К телекоммуникациям относится вся связь — от телефонии до Интернета и микросотовых сетей. Системы безопасности не только противодействуют враждебному проникновению, но и в целом способствуют минимизации рисков: разграничивают доступ, курируют пожарную сигнализацию и систему пожаротушения, а также видеонаблюдение. Инженерная система управляет всем коммунальным хозяйством — вентиляцией, лифтами, отоплением и т.д. Вадим Гуськов, руководитель направления интеллектуальных зданий компании «Микротест»: В последнее время владельцы зданий стали уделять большое внимание именно проблемам технической безопасности. На рынке становятся востребованы новейшие интеллектуальные технологии для теленаблюдения и систем контроля доступа.

Зачастую проекты ИЗ сводятся к управлению системами безопасности. Но вплеск интереса к интеллектуальным зданиям начинают ощущать и интеграторы. Сергей Починко, генеральный директор компании «Оптивера»: Доказать необходимость интеграции компьютерных сетей и телефонии уже не трудно. Но многие компании видят перспективу в более сложных проектах. И если несколько лет IT-компании довольствовались одной лицензией на прокладку слаботочных сетей, то сейчас они стараются запастись всеми разрешительными документами впрок, оформляя комплексные лицензии на строительные работы.

Несмотря на то, что реальных воплощений ИЗ на Урале практически нет, все элементы, необходимые для реализации концепции, уже давно освоены как строителями, так и IT-компаниями. Но набор действующих систем, не объединенных в одно целое, — это еще не интеллектуальное здание.

Фундамент безопасности

Сейчас владельцы офисных зданий могут себе позволить сдавать в аренду голые коробки. Но рано или поздно рынок насытится, и тогда услуги по обеспечению безопасности станут дополнительным конкурентным преимуществом владельцев деловых центров.

Системы безопасности, которые зачастую выступают ядром всего интеллектуального здания, не ограничиваются пропускной системой. По-настоящему «умной» она становится, только если к ней добавляется пожарно-охранная сигнализация, система пожаротушения, контроля доступа и видеонаблюдения. Но, как правило, эти системы работают отдельно. Комплекс же имеет значительные преимущества перед простым набором разнородных элементов. Константин Тряпицын: Например, если система порошкового пожаротушения не связана с вентиляцией, то в случае ее срабатывания порошок будет разнесен по всему зданию, проникнет в оргтехнику и серьезно ее  повредит. Интеллектуальная система не только заблокирует вентиляционные  каналы в данном помещении, но и подаст упреждающие сигналы на остановку работы серверов в зоне риска.

Добавлять дополнительные сервисы в систему можно практически до бесконечности, и многие из ее элементов востребованы уже сейчас. Например, контроль доступа с применением биометрических датчиков, снижающий нагрузку на замки, предотвращающий несанкционированный доступ. В него легко встроить систему учета рабочего времени и получать информацию о присутствии в офисе каждого сотрудника. Систему видеонаблюдения можно замкнуть на операторов, а можно установить автоматическое распознавание картинки. Стоит система недешево, но зато она полностью исключает человеческий фактор. Камеры могут охватывать все здание или только некоторые участки, работать на запись постоянно или включаться, среагировав на движение. В любом случае ценность всей системы видеонаблюдения зависит от того, как ею управляют. Если в конечном итоге все выводится на пульт к начальнику охраны, который ушел на обед, то смысла в системе вообще нет. В то же время излишняя централизация тоже может оказаться вредной. Дмитрий Яковлев: Некоторые системы, в частности безопасность и гарантированное электропитание, должны быть децентрализованы. Все здание не должно отключаться после перерезания одного провода.

Через тернии к мировому опыту

По мнению интеграторов, никаких технических проблем для массового внедрения ИЗ сейчас нет. Нервную систему интеллектуального здания — системы, связи, СКС, кабель-каналы — у нас делать научились уже давно. На рынке появились компании, способные выступать в роли генподрядчиков и руководить внедрением тех решений, которыми системные интеграторы традиционно не занимаются. Алексей Бабушкин: Проблема отсутствия опыта есть. Мы занимаемся только сетями и телефонией, по другим направлениям не работали. Поэтому в случае реализации проекта ИЗ мы будем привлекать профильных субподрядчиков. Однако этого мало. Важно грамотно объединить все компоненты, чтобы получить преимущества интегрированного решения.

Уже сейчас на Урале реально построить практически все, что угодно. Вопрос только в деньгах. По отзывам специалистов, тот же «Антей» имел неплохой проект. Но дефицит средств не позволил довести многие задумки до конца. Так, система пожарного оповещения превратилась в кабельное радио, которое невозможно выключить.

Интеграторы уже готовы к росту спроса на интеллектуальные здания, но заказчики пока не спешат обращаться за помощью. А если и приходят к IT-компаниям, то только тогда, когда коробка уже возведена. Юрий Гусаков: У нас привыкли все делать по-тихому, экономят на всем подряд, не задумываясь над отдачей вложений. Есть пока один положительный пример. Сейчас идут переговоры с одним из заказчиков, который только планирует строительство отеля. Он сразу же продумывает, что ему надо и в каких объемах.

Проще всего интеграторам внедрять системы в торговых комплексах. В них, как правило, используется самая простая система разграничения доступа, а огромные помещения не требуют тонкой автоматики для регулирования микроклимата. Сложнее с гостиничным хозяйством с его специфическими требованиями. К ним относятся организация биллинга телефонных разговоров, платного телевидения, учета воды и т.д. Дмитрий Яковлев: Думаю, первые настоящие интеллектуальные системы появятся в дорогих коттеджах и гостиницах. Проще, когда есть один собственник, и у него уже сформировались высокие требования к обеспечению комфорта и экономии ресурсов. Значительно больших усилий требует интеллектуализация офисов, а самые сложные системы устанавливаются в частных домах. Они не охватывают большие площади, но рассчитаны на длительную автономную работу без вмешательства операторов. Юрий Гусаков: Для интегратора нет разницы, какой объект оснащать — все зависит от желания заказчика. В нашей практике были проекты автоматизации коттеджей, по стоимости превосходящие реализованные на заводах.

Часть систем ИЗ можно внедрить не во всем здании, а лишь в конкретном офисе, хотя отдача от них прямо пропорциональна масштабам. Сергей Починко: Все упирается в цели, задачи и средства. Современный офис сочетает многие элементы интеллектуального здания, все зависит от того, насколько они взаимосвязаны и есть ли у этих систем возможность подключения к управляющей платформе.

Обратная связь: silantev@apress.ru

Рождение идеи

Концепция Intelligent building — интеллектуального здания — родилась в США в начале 1980-х годов. В соответствии с положениями Института интеллектуальных зданий, «ИЗ является такое сооружение, которое обеспечивает продуктивную и эффективную по стоимости рабочую среду посредством оптимизации четырех элементов: структуры, системы, службы, управления и взаимоотношений между ними». По статистике европейской Ассоциации EIBG, в 2004 г. в мире будет построено 1000 интеллектуальных зданий класса «А», и мировой рынок систем автоматизации должен вырасти с $1,3 млрд (2001 г.) до $2,5 млрд в 2005 г.

Чего хочет Intel

Для непосвященного человека разница между «интеллектуальным зданием», «цифровым офисом» и «цифровым домом» невелика, хотя на самом деле это абсолютно разные понятия. По словам менеджера Intel по продвижению программ для потребительского рынка в регионе ЕМЕА Алексея Стромова, рынок систем для ИЗ интересен для корпорации, но пока у нее просто не хватает ресурсов для полномасштабного освоения этого сегмента.

«Цифровой офис» в представлении Intel — это набор технологий, облегчающих работу за счет полноценного использования всех возможностей современной техники. По мнению Тома Квиллина, менеджера по развитию экосистем Intel, в основе «цифрового офиса» лежит интеграция IT-инфраструктуры, обеспечение надежной связи на всем пространстве, возможности командной работы даже в удаленном режиме, наличие «информационного помощника» (упреждающее предоставление данных, выполнение повседневной работы, например разбор почты). Все подсистемы уже существуют, дело только в их интеграции.

«Цифровой дом» — это единый домашний медиакомплекс, реализованный на базе компьютера, объединяющий в себе все виды цифрового контента: от просмотра фильмов до выхода в Интернет.

Сэкономил — значит, заработал

Экономить ресурсы интеллектуальное здание может несколькими способами. Например, с помощью термодатчиков контролируется температура в каждом помещении и соответственно настраивается система отопления. Это значит, что в офисах всегда будет теплее, чем на лестничных пролетах. Причем обогрев может осуществляться разными способами — в зависимости от того, какой дешевле в данный момент. Днем работает система водяного отопления, ночью — электрические обогреватели. Если же днем в офисе воздух достаточно прогревается работающими компьютерами — системы вообще будут отключены. В ИЗ невозможно представить, чтобы одновременно работал кондиционер на охлаждение и трубы на отопление. Исключена также ситуация, когда кондиционер работает при открытом окне. По расчетам европейских специалистов, за счет энергосберегающих технологий интеллектуального здания затраты на систему управления окупаются за 2,5 года. За счет сокращения холостой работы инженерного оборудования срок его службы увеличивается на 5 лет. Системы координации коммунального оборудования включают и такие приятные мелочи, как спутниковое телевидение или управление лифтами.

Самое читаемое
  • «Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»«Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»
  • Правительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставкиПравительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставки
  • «Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?«Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?
  • «Путина неудачная». Производство красной икры в России сократилось в три раза«Путина неудачная». Производство красной икры в России сократилось в три раза
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.