Исполнения судебных актов – лица, содействующие процессу исполнения - 20.01.2000
1. Участие переводчика в исполнительном производстве В соответствии со ст. 38 Федерального закона "Об исполнительном производстве", при совершении исполнительных действий стороны могут пригласить
1. Участие переводчика в исполнительном производстве
В соответствии со ст. 38 Федерального закона "Об исполнительном производстве", при совершении исполнительных действий стороны могут пригласить переводчика. Лицу, которому необходимы услуги переводчика, предоставляется срок для его приглашения. В случае, если указанное лицо не обеспечит участие переводчика в установленный судебным приставом-исполнителем срок, переводчик может быть назначен постановлением судебного пристава-исполнителя.
Закон не устанавливает специальных квалификационных требований к переводчику (наличие специального образования, сертификата подтверждения либо лицензии). Необходимо только достижение 18-летнего возраста и владение соответствующим языком на уровне, обеспечивающем точный и достоверный перевод при совершении исполнительных действий. Поэтому когда приглашение переводчика осуществляется по инициативе стороны, то она вправе выбрать в этом качестве любое лицо, способное обеспечить перевод. В случае назначения переводчика на основании постановления судебного пристава-исполнителя полагаем, что такой отбор должен производиться преимущественно из лиц, имеющих специальное образование и участвовавших ранее в таком переводе.
Переводчик имеет право на вознаграждение за выполненную работу. Выплаченное ему вознаграждение относится к расходам по совершению исполнительных действий. Поэтому, в соответствии ст.ст. 82-84 Федерального закона "Об исполнительном производстве", необходимо предварительное авансирование соответствующих расходов взыскателем с последующим возмещением аванса из внебюджетного фонда развития исполнительного производства как разновидности расходов по совершению исполнительных действий.
В случае заведомо неправильного перевода переводчик несет ответственность, установленную Федеральным законом, о чем он предупреждается судебным приставом-исполнителем. Однако в ст.307 УК установлена уголовная ответственность за заведомо неправильный перевод в суде либо при производстве предварительного расследования. Поскольку исполнительное производство в настоящее время не является частью судебного процесса, то соответственно уголовная ответственность в отношении переводчика может применяться только при совершении таких исполнительных действий, которые связаны с деятельностью суда, например, при разрешении судом вопроса об отсрочке или рассрочке исполнения. Если же заведомо неправильный перевод имел место при совершении других исполнительных действий, например описи имущества, то в этом случае по смыслу ст. 307 УК уголовная ответственность не наступает.
Неурегулированным в законодательстве является вопрос об оценке достоверности перевода, связанный с уровнем квалификации переводчика. В таком случае недостоверность перевода, выявленная в ходе или после исполнительных действий, должна быть основанием для отказа от услуг данного переводчика в будущем. Споры, связанные с правомерностью совершенных исполнительных действий, когда одна из сторон утверждает о недостоверности перевода, должны разрешаться судом. Суд в подобном случае будет оценивать влияние недостоверности перевода на характер и содержание совершенных исполнительных действий, наступившие правовые последствия.
2. Участие понятых в исполнительном производстве
Цель участия понятых как в исполнительном производстве, так и в ходе судопроизводстве единая — обеспечить беспристрастность и подконтрольность соответствующих должностных лиц при совершении определенных юридических действий. Понятые выступают в качестве свидетелей, удостоверяющих правильность соблюдения законных процедур и сам факт совершения действий, зафиксированных в юридических документах.
Такова же цель участия понятых и в исполнительном производстве. Понятые сопровождают судебного пристава-исполнителя при совершении ряда важных и затрагивающих имущественные права сторон исполнительных действий. В последующем при возникновении спора относительно правомерности действий судебного пристава-исполнителя понятые могут подтвердить или опровергнуть соответствующие фактические данные и их показания в качестве свидетелей будут учитываться при разрешении спора.
В соответствии со ст.39 Федерального закона "Об исполнительном производстве", участие понятых в исполнительном производстве является либо обязательным, либо факультативным. Случаи обязательного участия понятых перечислены в п.1 ст.39 Федерального закона "Об исполнительном производстве": совершение исполнительных действий, связанных с (1) вскрытием помещений и хранилищ, занимаемых должником или другими лицами либо принадлежащих должнику или другим лицам, (2) осмотром, (3) арестом, (4) изъятием и передачей имущества должника. Кроме того, с обязательным участием понятых также производится выселение (п.4 ст.75 Федерального закона "Об исполнительном производстве"), в случае воспрепятствования должником исполнению исполнительного документа о вселении взыскателя такие действия также производятся с обязательным участием понятых (п.2 ст.76 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
Во всех остальных случаях участие понятых является факультативным и определяется усмотрением судебного пристава-исполнителя. В том случае, если сторона исполнительного производства заинтересована в участии понятых с целью более высокой удостоверительной силы соответствующего документа, составляемого при совершении исполнительного действия, она вправе ходатайствовать об этом перед судебным приставом-исполнителем. По смыслу закона судебный пристав-исполнитель в случае отказа в привлечении понятых для совершения соответствующего исполнительного действия должен вынести мотивированное постановление.
Согласно п.1 ст.38, минимальные требования к лицу, которое привлекается к участию в совершении исполнительных действий в качестве понятого, заключаются в следующем. Понятой должен быть: (1) полностью дееспособным гражданином, (2) достигшим 18-летнего возраста, (3) не заинтересованным в результатах совершения исполнительного действия, (4) не состоящим в родстве, подчиненности или подконтрольности с другим понятым или с участниками исполнительного производства. Кроме того, общее количество понятых при совершении исполнительного действия должно быть не менее двух.
Согласно ст. 43 Федерального закона "Об исполнительном производстве", понятые не указаны в числе лиц, которым может быть заявлен отвод, однако установление той либо иной степени их заинтересованности в совершении исполнительного действия является основанием для их устранения из числа понятых. По смыслу закона заинтересованная сторона исполнительного производства должна заявить о том, что ей известно о такой заинтересованности, фактах родства, подчиненности или подконтрольности до совершения соответствующего исполнительного действия. По смыслу п.3 ст.39 Федерального закона "Об исполнительном производстве" следует, что в качестве понятых не могут выступать сотрудники службы судебных приставов, в том числе и технический персонал. Поэтому лицо, привлекаемое в качестве понятого, но имеющее к этому "противопоказания", например вследствие родственных отношений с взыскателем, должно сразу поставить об этом в известность судебного пристава-исполнителя. В противном случае, при выявленной впоследствии заинтересованности понятого в совершении исполнительных действий либо наличии иных противопоказаний к привлечению лица в качестве понятого само исполнительное действие может быть оспоримо в суде.
Согласно ст. 40 Федерального закона "Об исполнительном производстве", права и обязанности понятых заключаются в следующем. Обязанности понятого: (1) понятой участвует в совершении соответствующего исполнительного действия с момента его начала до его окончания; (2) понятой обязан удостоверить своей подписью в акте соответствующего исполнительного действия факт, содержание и результаты исполнительных действий, при совершении которых он присутствовал.
Права понятого:
1) Понятой праве знать, для совершения каких исполнительных действий он приглашается, на основании какого исполнительного документа они совершаются.
2) Перед началом исполнительных действий, в которых участвуют понятые, судебный пристав-исполнитель разъясняет им их права и обязанности, соответственно, понятые вправе требовать совершения данного действия.
3) Понятой вправе делать замечания по поводу совершенных действий. При этом замечания понятого подлежат занесению в акт соответствующего исполнительного действия. По желанию понятого указанные замечания могут им заноситься собственноручно.
4) Понятые имеют право на компенсацию расходов, понесенных ими в связи с исполнением обязанностей понятых. Указанные расходы относятся к расходам по совершению исполнительных действий.
3. Участие органов внутренних дел в исполнительном производстве
Согласно ст. 42 Федерального закона "Об исполнительном производстве", работники милиции в пределах предоставленных им Федеральным законом прав оказывают содействие судебным приставам-исполнителям при исполнении ими служебных обязанностей в случаях, если судебным приставам-исполнителям препятствуют в совершении исполнительных действий или угрожает опасность их жизни или здоровью.
В ряде других статей Федерального закона "Об исполнительном производстве" содержатся положения об обязательном либо факультативном участии работников органов внутренних дел: обязательном при проведении розыска должника-гражданина и розыска ребенка (п.1 ст.28); факультативном при выселении должника (п.4 ст. 75) и при вселении взыскателя (п.2 ст.76). Кроме того, во всех других случаях, когда имеются препятствия к совершению исполнительных действий или угроза жизни и здоровью судебных приставов-исполнителей, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться за содействием к органам милиции в соответствии с установленным порядком организационного взаимодействия данных подразделений органов Министерства юстиции РФ и Министерства внутренних дел РФ.
Сами полномочия и порядок деятельности органов милиции отражены в Законе РСФСР "О милиции", в рамках которого органы милиции осуществляют свои полномочия и при обеспечении совершения конкретных исполнительных действий.
(Продолжение в следующем номере)