«История с закрасом Лампаса — лучшее свидетельство скорбного уровня городских управленцев»
«Корону надо сдать в музей, подхалимов не слушать, с начальством вести себя ровно и его одобрения не искать. Это невероятно трудно, но к этому нужно хотя бы стремиться», — Илья Борзенков.
В конце прошлой недели в городе разгорелся скандал. Коммунальные службы уложили асфальт прямо на недавно законченную работу питерского каллиграфиста Покраса Лампаса. Супрематический крест с цитатой из манифеста Казимир Малевича на Площади первой пятилетки создавали 20 человек в течение четырех дней. Масштабное граффити рисовали в рамках легального фестиваля уличного искусства «Стенограффия», работа была полностью согласована мэрией.
Реакция на «благоустройство» последовала от чиновников всех уровней. Губернатор Евгений Куйвашев в своем инстаграм-аккаунте назвал произошедшее возмутительным. Мэр Алексадр Высокинский обещал «надавать району по ушам». При этом Facebook пестрел едкими комментариями горожан, сводившимися к тому, что власть в мегаполисе некомпетентна от и до, и если по-хорошему, надо бы менять команду управленцев.
Екатеринбургский бизнесмен Илья Борзенков не понаслышке знаком с работой законодателей и муниципальных служб: в начале 2000-х был депутатом Заксобрания Свердловской области, в 2006-2008 гг. работал вице-мэром Екатеринбурга по вопросам экономики и финансам. Ранее в колонке на DK.RU он писал: решения мэрии никто не поддерживает, недовольство горожан растет, хотя есть совершенно простые способы изменить эту ситуацию.
Теперь же Илья Борзенков подробно объясняет, какими качествами должны обладать топ-чиновники, где взять таких управленцев, и нужно ли менять систему в принципе.
Илья Борзенков, основатель сети по продаже бытовой техники и электроники «Норд»:
— Прочитав мой прошлый пост в защиту несчастных Высокинского и Ко, один любознательный друг-политолог попросил пояснить, чем же так важна преемственность, целостность и адекватность системы управления. И чем опасна наметившаяся деградация системы управления Екатеринбургом. Пятничная охренительная история с закрасом Лампаса — лучшее свидетельство скорбного уровня большинства городских управленцев.
Многие искренне считают, что для успеха в управлении городом достаточно воли, харизмы и горящих глаз. На мой взгляд, это очень вредное заблуждение. Хороший топ-чиновник (как, впрочем, и гендир в бизнесе) — это менеджер, технократ, а не политик. Что же ему нужно, чтобы справиться с непростой работой?
Во-первых, нужна профессиональная компетентность. А именно: профильные знания, юридическая грамотность, глубокое понимание ключевых регламентов, процедур, предыстории важных вопросов и обязательств своих предшественников. Компетентность в управленческой системе нарабатывается годами, а с уходом ключевых сотрудников утрачивается почти мгновенно.
Во-вторых, требуется командность. Это умение подобрать партнеров и исполнителей, понять их сильные и слабые стороны, рационально распределить обязанности, поставить достижимые цели, вдохновить, мотивировать, организовать, проконтролировать, внедрить позитивные и продуктивные ценности (корпоративную культуру), обеспечить управление проектами и взаимодействие с другими командами (в том числе, вышестоящими), помочь осознать и исправить ошибки, защитить и прикрыть спину товарищам. К сожалению, главный принцип подбора чиновников — знакомство или личная преданность. Поэтому вместо слаженного достижения общих целей часто получается «кто в лес, кто по дрова».
В-третьих, важны коммуникативные навыки. Управленческая работа — это целые дни разговоров. С партнерами, с подчиненными, с начальством, со СМИ, с общественностью. Нужно уметь слушать и понимать собеседников, быть простым, доходчивым, грамотным и ответственным. И не выглядеть балаболом и прожектером. А еще неплохо бы уметь при необходимости перейти на английский, все-таки в глобальной экономике коммуницируем.
В-четвертых, очень желательна склонность к компромиссу. Это способность согласовать противоречивые позиции, избежать непродуктивных конфликтов, умение поступиться малым ради большого успеха, контролировать свое эго, не упрямиться, не обижаться, не мстить, не причислять несогласных к врагам. К сожалению, в типичной властной управленческой культуре компромисс считается проявлением не мудрости, а слабости. Но без него никак.
В-пятых, нужно критическое мышление. Это адекватная самооценка, понимание своих ограничений, умение просить и принимать советы экспертов, внимательно анализировать возражения, признавать свои ошибки и, напортачив, просить прощение. Корону надо сдать в музей, подхалимов не слушать, с начальством вести себя ровно и его одобрения не искать. Это невероятно трудно, но к этому нужно хотя бы стремиться.
В-шестых, требуется креативность. Это способность найти неожиданные ходы (решения «в лоб», как правило, не проходят), ярко презентовать свои идеи. Управленческая деятельность на 90% — рутина, поэтому серые будни приходится постоянно «раскрашивать». Иначе любимая работа быстро превращается в постылое болото.
Скажете, найти человека с этими 6К нереально, мечта? Вовсе нет. Именно такими топ-менеджерами и управляются все успешные компании. И генеральных директоров там никто на прямых выборах из числа сотрудников не избирает. Их акционеры назначают. И, в отличие от Отцов города, после этого ограничиваются стратегическими решениями, не занимаясь «ручным подруливанием» по оперативным вопросам.
Так что в выборах мэра по «советской» системе нет заведомой порочности. И прошлая система (избранный мэр + сити-менеджер) тоже была вполне работоспособной. Главное — какие знания и умения имеются или отсутствуют у обладателей высоких властных должностей, а также насколько они готовы учиться и расти в профессии.
Поэтому не надо сидеть и ждать, когда Екатеринбургу вернут прямые выборы. Это важно для легитимности власти, но не для повышения ее эффективности. Эффективность же «прокачивать» городской команде ничто не мешает прямо с этого понедельника. Было бы желание.