IT и медицина — профессии будущего? Это нищенская зарплата и отсутствие перспектив
Какие навыки нужно освоить сегодня ради успеха завтра? Многие рассуждения о профессиях будущего основаны на мифах, и это страшно: после многолетнего обучения можно остаться у разбитого корыта.
Еще десять лет назад мы не слышали об event-менеджерах, SMM-редакторах, VR/AR-разработчиках, сегодня же любой старшеклассник легко объяснит, чем заняты эти люди. О том, как будет меняться рынок труда дальше, дискутируют часто и много, но все ли предположения разумны и имеют право на жизнь? Инженер Александр Корсаков развенчал шесть мифов о перспективных профессиях, которые можно встретить в колонках HR-менеджеров.
Истинный эйчар познаёт мир по объявлениям на сайтах по поиску работы, это по-своему интересно. Но каждый раз, когда я вижу статьи эйчаров, адресованные старшеклассникам и их родителям, мне становится жаль молодых: неужели никто, кроме кадровиков, не может им ничего посоветовать?
Итак, распространенные мифы:
1. Отрасль IT растет. Хочешь иметь любимую работу и зарабатывать — иди туда
Это ложь. Представление о растущей области складывается из-за большого количества вакансий в этой сфере на сайтах по поиску работы.
Правда в том, что IT-компании вынуждены искать специалистов, потому что желающих работать на скучной, тяжелой, бесперспективной работе мало. Те немногие, кого привлекла зарплата и мода, уходят из IT через несколько лет. Поэтому программистами чуть реже чем всегда работают очень молодые люди.
2. Идите в робототехнику, новую перспективную отрасль с острой нехваткой специалистов
Тоже неправда. Развитие науки и технологий в России не в лучшем состоянии, отставание от развитых стран достигает уже 50 лет, так что получить достойное образование в этой сфере без выезда за границу просто невозможно.
Да, в России есть лаборатории, занимающиеся робототехникой и промышленным оборудованием. Их немного, большинство расположены в Москве и никакого дефицита кадров они не испытывают: многочисленные технические университеты, оставшиеся в наследство от когда-то промышленно развитого СССР, ежегодно поставляют тысячи молодых специалистов.
Нужно помнить и о том, что сотрудники лабораторий мало зарабатывают, что нормально для ситуации низкого спроса и огромного предложения.
3. В науке, медицине и технологиях не хватает специалистов по 3D-печати
3D-печать — это очень зрелищно, поэтому вокруг нее часто устраивают хайп. Но любой инеженер, научный сотрудник или мастер, у которого на предприятии применяется 3D-печать, знает, что отдельного специалиста по ней нет и не будет.
Такой специалист просто не нужен, так как трехмерная печать не требует специальных знаний и навыков, это просто еще один инструмент, причем не самый сложный.
4. В будущем на первый план выйдут технологии профилактики старения
Только не здесь и не сейчас. В России продление жизни граждан не является приоритетом. На эти программы не выделяют деньги, специалистов нигде не готовят. Зарплаты ученых геронтологов остаются такими же низкими, как и во всей науке — на уровне МРОТ.
Государство такие проекты финансировать не желает, пожилые финансировать не могут ввиду бедности, а российские миллионеры предпочитают спонсировать исследования на Западе, потому что связывают свое будущее именно с ним.
5. Сельское хозяйство — отрасль будущего
Так было в 80-е и 90-е годы, когда люди открыли колхицин и научились генетически модифицировать растения. Они и сейчас продолжают выводить новые генетически модифицированные сорта, разрабатывают химикаты и, фактически, кормят этим весь земной шар.
Проблема в том, что в России нет ни одной такой лаборатории, они построены в Европе, США, Китае и Японии.
6. Образование станет дистанционным, вырастет потребность в продюсерах онлайн-образования
Этой потребности нет и не будет. Для отрасли онлайн-образования такие специалисты просто не нужны.
Учебные программы, системы сдачи зачетов и экзаменов, способ подачи материала выбирается преподавателем, который также руководит оператором, редактором и модератором форума. Он никогда не позволит руководить этим процессом несведущей в вопросе девочке-продюсеру.