ИТ-консалтинг пробивает дорогу на рынок
эксперты Михаил Антонов руководитель информационно-аналитической службы компании «РОСТЭП» Александр Гуревич директор компании «АБ Консалт» Роман Женило директор компании «Бизнес-Дизайн» Алекс
эксперты
Михаил Антонов
руководитель информационно-аналитической службы компании «РОСТЭП»
Александр Гуревич
директор компании «АБ Консалт»
Роман Женило
директор компании «Бизнес-Дизайн»
Алексей Зайцев
директор компании «Менеджмент Апгрейд»
Елена Малышева
содиректор компании «Акроним»
Александр Чернин
руководитель группы разработки систем Service Desk компании NAUMEN
Почему компании все активнее пользуются услугами ИТ-консультантов
Что привлекает в ИТ-консалтинге компьютерные фирмы
Почему между поставщиком решения и клиентом необходим буфер
Буквально несколько лет назад понятие ИТ-консалтинга было простым и однозначным — помощь в настройке серверов, компьютеров и телекоммуникационного оборудования. Сегодня же ИТ-консалтинг понимают скорее как настройку бизнес-процессов предприятия с использованием информационных технологий. Значит, заниматься этим могут не только «айтишники», но и традиционные консультанты, которые связывают воедино реинжиниринг бизнеса и современные ERP-системы.
Когда полтора-два года назад компания «Бизнес-Дизайн» выходила на рынок ИТ-консалтинга, все думали, что поезд уже ушел и места под солнцем для фирмы не найдется. Однако выяснилось: сейчас рынок практически пуст и серьезной конкуренции на нем нет. Это только кажется, что консультируют в области ИТ множество компаний. Серьезную помощь в изменении бизнес-процессов с использованием информационных технологий оказывают единицы. Но сами консультанты уверены: такое положение дел будет сохраняться недолго. Скоро нас ждет всплеск активности на этом рынке.
Развитие бизнеса требует сосредоточиться на главном
Общепризнанного термина «ИТ-консалтинг» в природе не существует, каждый трактует его как хочет, а потому и предприятий с подобной услугой в прайсе огромное количество. Одни понимают его как передачу ИТ-отдела на аутсорсинг, другие — как заказные разработки, для третьих — это формирование стратегии развития серверного парка организации или виртуозная настройка операционной системы на том же сервере. Однако все чаще ИТ-консалтинг трактуется как помощь в развитии бизнеса с использованием информационных технологий.
До сих пор большая часть уральских компаний к услугам ИТ-консультантов не прибегает. Роль корпоративной системы на предприятии выполняет 1С, настройку которой легче поручить собственному штату программистов. Это проще, чем обращаться в специализированную фирму. Особенности работы 1С не предполагают изменение бизнеса для точной подгонки к программе. Систему можно заточить под самые хитроумные бизнес-процессы, что сильно упрощает труд внедренцев. Нередко все сводится к тому, что описанные бизнес-процессы «как есть» переносятся в корпоративную систему. Но с развитием бизнеса и самих управленческих систем такой подход теряет актуальность. Даже выбор корпоративной программы становится отдельным и серьезным проектом. Алексей Зайцев, директор компании «Менеджмент Апгрейд»: «Предпринимателям выгоднее заниматься своим профильным бизнесом и как можно меньше времени тратить на вспомогательные задачи: чем сосредоточеннее руководитель на своей основной деятельности, тем больше денег он зарабатывает. Поэтому и эффективно привлекать консультантов на ИТ-проекты, чтоб не распылять свои силы». «Рентабельность в 600% уже не встретишь, и бизнесмены стали задумываться над оптимальным выбором системы для своей фирмы, чтобы был достоверный учет как затрат, так и транзакций, — отметил Роман Женило, директор компании «Бизнес-Дизайн». — У собственных специалистов по ИТ — другие задачи и компетенции, в результате приходится привлекать внешнего консультанта. Есть и другой момент: алгоритм внедрения за последние годы стал прозрачнее. Люди понимают: деньги стоит тратить не только на лицензии, но и на услуги. Тип собственника начала 90-х гг. уходит — постоянно растет роль технологии».
Но это только один фактор роста внимания к ИТ-консалтингу. Если перед существующей ИТ-системой стоят типовые задачи, решать их вполне возможно своими силами. Но, когда бизнес требует выхода на новый уровень, собственной компетенции уже не хватает. Михаил Антонов, руководитель информационно-аналитической службы компании «РОСТЭП»: «Потребность в консалтинге появляется вместе с нетипичными задачами. Пока задачи по автоматизации подразделений идут снизу вверх, никаких проблем не возникает: у нас есть штат программистов и они с этим справляются. Но сейчас нам необходима новая финансовая и управленческая система. Имеющимися средствами мы ее сделать не сможем: у нас нет такого опыта. Поэтому, скорее всего, после того как мы точно поймем, каковы наши потребности, мы пригласим консультанта для выбора и внедрения программного продукта». Такая ситуация типична для многих предприятий Екатеринбурга. Когда на рынке не было альтернатив и не возникала потребность во внешнем консалтинге — было вполне достаточно помощи самих поставщиков, но, когда борьбу за клиента ведут несколько сходных продуктов, а их внедрение связано с модернизацией бизнеса, без внешнего консалтинга не обойтись. Алексей Зайцев: «Системы очень похожи, а их поставщики научились проводить презентации. Послушав ее, клиент уверен: это именно то, что ему надо. То же повторяется со второй системой, с третьей. Затем находят консультанта и просят помочь».
Совокупность таких факторов превращает ИТ-консалтинг в один из самых динамичных сегментов ИТ-бизнеса. Последние три года, по отчетам федеральных компаний, доля ИТ-консалтинга в структуре их доходов растет ежегодно по 40-50%. Но основной рост еще впереди — уверены сами консультанты.
Основная часть ИТ-консалтинга приходится
на системную интеграцию
На рынке консалтинга в сфере информационных технологий два типа игроков. Исторически первые из них — фирмы — системные интеграторы, поставляющие управленческий софт. По мнению Евгения Шароварина. директора компании «АСК», крупные игроки в этой сфере на местном рынке — «Корус», NAUMEN, «СКБ Контур», АСП, «Микротест». Когда-то эта услуга появилась в их прайсах для ассортимента — в дополнение к серверным комплексам поставлялись коробки с управленческим ПО. Поставки ограничивались крупными заводами и холдингами, способными внедрить любой продукт с помощью собственной службы АСУ. Ни о каком консалтинге, по сути, речи и не шло. Но расширение круга клиентов и усложнение задач потребовало сопровождения поставок услугами по внедрению и доработке программных продуктов. До сих пор большая часть рынка приходится именно на эти компании.
По мере развития ERP-индустрии услуги по продаже, настройке и доработке управленческого ПО выросли в отдельный вид ИТ-бизнеса. Буквально за последние два года на екатеринбургском рынке появились десятки фирм, предлагающих свою помощь в реинжиниринге бизнес-процессов путем внедрения различных программ. ИТ-компании начали дрейфовать в сторону традиционного бизнес-консалтинга, на стыке с которым и находится ИТ-консалтинг. По мнению Александра Гуревича, директора компании «АБ Консалт», возникновение в компьютерных фирмах направления ИТ-консалтинга — естественный процесс: «Компьютерный бизнес начинался с поставок техники, но с развитием московских дистрибьюторских фирм это направление становилось все менее привлекательным, региональные компании видели выход в развитии системной интеграции, где выше доля добавленной стоимости. Но сейчас федеральные игроки начинают подминать под себя и этот сегмент. Местным остается только уйти в новую нишу — ИТ-консалтинг». Правда, есть и другое мнение. Елена Малышева, содиректор компании «Акроним», считает, что основная часть игроков на рынке ИТ-консалтинга — молодые компании, которые отпочковались от крупных холдингов, или те, кто, кроме консалтинга и внедрения ПО, ничем другим никогда не занимались. Они вышли на этот рынок уверенные в его перспективности. Если судить по росту числа региональных партнеров Microsoft Business Solution и претендентов на этот статус, оптимистические оценки продолжают преобладать.
Развитие направления консалтинга в ИТ-компаниях подогревается с двух сторон. Во-первых, отмечает Александр Гуревич, сами клиенты уже устали от «бизнес-гуру», исписывающих кипы бумаг предложениями об улучшении бизнес-процессов, и хотят наконец воплотить рекомендации в виде работающей системы. Во-вторых, ИТ-фирмам выгодно развивать дополнительные и смежные услуги — аудит, постановку систем бюджетирования и менеджмента качества и т. д.
Консультанты вклиниваются между «айтишниками» и заказчиками
Усложнение управленческих систем и рост их ассортимента привели к появлению второго типа ИТ-консалтинга: традиционные консалтинговые компании оказывают помощь в выборе ПО, постановке техзадания на его внедрение, контроле качества и внедрении. Обычно это организации, уже успевшие создать себе репутацию на ниве классического бизнес-консультирования, среди них эксперты указывают на «Активные Формы», «Бизнес-Дизайн» и «Менеджмент Апгрейд».
По мнению Романа Женило, движение консультантов в сторону ИТ вполне понятно — в современных условиях ни одно изменение на предприятии не обходится без внесения поправок в информационную систему: «Рано или поздно весь консалтинг начнет взаимодействовать с информационными технологиями. Даже теперь любое нововведение в бизнесе отражается в управленческой системе: говорим о мотивации — вносим изменения в расчет зарплат в той же 1С. Каждая трансформация в управлении влечет за собой поправки в ИТ. Со временем традиционный консалтинг и ИТ-консалтинг станут синонимами». Фактически эта категория консультантов работает в роли буфера между ИТ-компаниями и заказчиками, разговаривая на одном языке и с теми и с другими. «Мы оказываемся «пугалом» для «айтишников» и не даем им забыть о потребностях клиента. Консультанты могут профессионально поставить задачу и проконтролировать тех, кто будет внедрять систему. Поставщикам конкретного решения удобнее сотрудничать с нами — мы понимаем нюансы их работы», — рассказывает Алексей Зайцев. «Собственникам нужна не автоматизация, которую предлагают компьютерные фирмы, — им требуется решить проблему, и мы это делаем с помощью подходящей системы», — говорит Роман Женило. Правда, заказчик не обязан следовать советам консультанта. Компания «Балтман», после того как консалтеры полностью обследовали бизнес и выдали список приемлемых решений, выбрала для внедрения систему, стоявшую ближе к концу, чем к началу списка предпочтительных. «Это обычная ситуация, — подчеркивает Алексей Зайцев, — в конечном счете за развитие бизнеса отвечает все равно владелец, и решение остается за ним».
Но пока понятия традиционного и ИТ-консалтинга не тождественны, приход новых игроков на рынке радует не всех. Елена Малышева: «Часовые ставки консультантов высоки, порою выше, чем наши. На их услуги приходится даже до 20% стоимости всего проекта по внедрению ERP-системы. Затем, покидая предприятие, они оставляют после себя диаграммы и таблицы, ценность которых сложно замерить. Очень немногие консультанты решаются доводить проект до промышленной эксплуатации. Мы заинтересованы в сотрудничестве с таким людьми — для нас это идеальный вариант». Роман Женило иллюстрирует потребность в независимых консультантах своим примером: у компании 57 тыс. наименований товаров от разных поставщиков. Чтобы их обработать и забить в базу, требуется примерно 16 человек. Написать дополнение к программе, которое автоматизирует рутинные действия и сократит штат до четырех человек, несложно, но это оказывается не в интересах внедренца — он получает дополнительную работу, а число необходимых клиенту лицензий на ПО падает. Хотя в целом значимость третьей стороны в воплощении ИТ-проектов ни у кого не вызывает сомнений. «Большинство компаний выбирают системы по собственному опыту внедрений (который может формироваться случайно — один раз поставили documentum, получили экспертизу, и все — теперь всем ее рекомендуют) или на основе ценовых категорий (т. е. у них в каждой ценовой категории есть решение)», — утверждает на портале делового общения dk.ru Александр Чернин, руководитель группы разработки систем Service Desk компании NAUMEN. Помощь профессионального консультанта — шанс не попасть в ряды скупых, которые платят дважды. После обращения к консалтеру вполне может оказаться, что потребности во внедрении просто нет. «Задача ИТ-компаний — в первую очередь продажа коробки с программой и услуг к ней, а независимый консультант решает задачу повышения эффективности предприятия и под нее подбирает платформу. Но это происходит только после определения проблем. В принципе ответ может заключаться в НЭПе — наведении элементарного порядка», — уверен Роман Женило.
Но комплексный ИТ-консалтинг еще только набирает обороты. Многие клиенты не готовы платить за него деньги. «Компании спокойно тратят огромные средства на ремонт, новые серверы, автомобили, но только не на систему управления. Ну не могут люди представить, что за «установку диска с ПО» надо отдать 80 тыс. евро. А консалтинг еще менее материальная вещь. Хотя ситуация уже начала меняться, и немалую роль в этом играет бизнес-образование. Все чаще нашими клиентами становятся фирмы, топ-менеджемент которых — выпускники MBA, они действительно по-другому относятся к ИТ — готовы вкладываться, — отмечает Елена Малышева. — Сегодня у многих крупных холдингов отсутствуют системы управления, адекватные размерам их бизнеса. Этот существенный разрыв неизбежно придется преодолевать. Когда это произойдет, рынок ИТ-консалтинга резко увеличится».
Текст: Даниил Силантьев. dk@apress.ru
ПОДПИСИ:
Елена Малышева: «Очень немногие консультанты решаются доводить проект до промышленной эксплуатации».
Роман Женило: «Рано или поздно весь консалтинг начнет взаимодействовать с информационными технологиями».
Михаил Антонов: «Потребность в консалтинге появляется вместе с нетипичными задачами».
Александр Гуревич: «Возникновение в компьютерных фирмах направления ИТ-консалтинга — естественный процесс».