Из области выводят госимущество на миллиард
Следственый отдел УВД Екатеринбурга завершает очередную доследственую проверку по факту вывода из гособствености в пользу третьих лиц имущественых активов ОАО «Уральский институт металов».
Нелегкая судьба института металлов
В декабре 1999 года совет директоров ОАО «Уральский институт металлов», 60 % акций которого находилось в собственности РФ, принял решение о создании дочернего предприятия – ООО «Опытный завод Уральского института металлов». ОАО «УИМ» вошло в состав учредителей с долей в 40 %, стоимостью 2,6 млн рублей, передав в качестве своей доли на баланс ООО «Опытный завод Уральского института металлов» ряд имущественных объектов.
В 2002 году совет директоров ОАО «Уральский институт металлов» принял решение о продаже 20-процентной доли в уставном капитале ООО «Опытный завод Уральского института металлов» в пользу ООО «Вектор-Маш» за 1 млн 300 тысяч рублей. В июне 2003 года были проданы оставшиеся 20 % за 1 млн 750 тыс. рублей ООО «Афина Кэпитал Менеджмент». При этом, по оценке специалистов, в соответствии с рыночными ценами общая стоимость активов, выведенных в период 2002-2004 годов, в 100-120 раз выше сумм, которые получил Уральский институт металлов за 40 % уставного капитала Опытного завода. Коммерческую ценность представляют не столько сами постройки, сколько земля под ними, которая теперь может быть оформлена в частное владение, а стоимость этого актива сегодня оценивается в сумму, превышающую 1 млрд рублей.
Отметим, что значимость для России Уральского института металлов была отмечена указом президента РФ от 4 августа 2004 года. Согласно документу, УИМ был внесен в перечень предприятий, осуществляющих производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ.
Уголовное дело по факту предположительно незаконного отчуждения имущества Уральского института металлов (ст. 159, п. 4 – мошенничество в особо крупных размерах) долгое время находилось в «замороженном» состоянии. Расследованию якобы препятствовали сотрудники свердловских правоохранительных органов. В ходе предварительного следствия по делу была допущена волокита и другие нарушения уголовно-процессуального закона, поэтому уголовное дело долгое время не получало своего законного продолжения. По результатам проверки виновные должностные лица (следователь СУ УВД Екатеринбурга В.А. Зеваков и заместитель начальника следственного отдела С.В. Николаев) были привлечены к дисциплинарной ответственности. За недостатки при осуществлении надзора за расследованием преступлений органами внутренних дел прокурор Орджоникидзевского района Екатеринбурга и его заместитель также привлечены к ответственности.
В настоящее время Следственный отдел УВД города Екатеринбурга заканчивает еще одну доследственную проверку по данным фактам, но следователь Евгения Цветкова, начинавшая ее, заявила, что уже более месяца назад уволилась из органов и потому не может ничего знать об итогах проверки. Примечательно, что увольнение следователя, занимающегося трудным расследованием, по данным источников в правоохранительных органах, совпало по времени с другим событием, которое, возможно, повлияло на судьбоносное решение Евгении Цветковой, так и не завершившей проверку. По информации компетентных органов, следователь СО УВД Цветкова неформально встречалась с одним из главных заинтересованных в отчуждении госсобственности лиц – Сергеем Майзелем: их видели вместе в одном из екатеринбургских ресторанов. Получить личный комментарий начальника городского УВД Марата Бисинбаева пока не удается – по словам секретаря, он проводит несколько важных совещаний.
По данным СМИ, бизнесмен тщательно подстраховался на случай возможных неприятностей. По неподтвержденной информации, Сергей Майзель на сегодняшний день – представитель Общественной палаты Свердловской области в Общественном совете при ГУВД. Этот совет участвует в переаттестации сотрудников ГУВД, в связи с чем конфликт с Майзелем будущим полицейским крайне невыгоден. Кроме того, его адвокат – супруга бывшего куратора милицейского следствия, заместителя начальника ГУВД Александра Матвеева, через которую бизнесмен также имеет связи в милиции. «Майзель никогда не вступал в противоборство за имущество с сильными игроками, не шел по пути Федулева, он всегда отчуждал имущество самого слабого и незащищенного игрока на рынке – российского государства», – добавляют источники в органах.
Близкие контакты с полицейскими – не единственная мера предосторожности, которую предпринял Майзель. У бизнесмена есть двойное гражданство, семья постоянно проживает в Израиле. «Ничего не помешает в один день покинуть Россию, о чем его предупредят партнеры из УВД и ГУВД в случае возбуждения уголовного дела», – отмечают источники.
Вероятно, участь Майзеля стала бы менее безоблачной, если бы его делом занималась не милиция, неторопливо оценивающая признаки мошенничества, а СКР, которому подведомственны дела об уклонении от уплаты налогов. Но СКР не может подключиться к расследованию именно потому, что Майзель остается «любимым клиентом» смежников.
«Молочный король» Сергей Майзель называется источниками в правоохранительных органах ключевой фигурой данного дела. Именно в его интересах, по их оценке, были отчуждены имущественные активы Уральского института металлов.
Работы в деле Майзеля хватило бы всем органам правопорядка. Так, не до конца ясна и роль в деле Уральского института металлов территориального управления Росимущества, которое на удивление медлительно реагировало на факт отчуждения государственного имущества. Лишь в октябре 2010 года его руководитель Владимир Островский, и только после направленного письма в федеральное министерство, обратился в Арбитражный суд Свердловской области с требованием признать сделки по продаже активов ничтожными. При этом иск был составлен на удивление непрофессионально, кроме того, срок исковой данности по делу уже истек, на основании чего иск был отклонен. «Владимир Островский лишь формально показал свою заинтересованность в соблюдении интересов государства, а с другой стороны сделал все, чтобы на сделки не был наложен арест, так как действовал в сговоре с Майзелем», – отмечают собеседники канала.
Дела судебные
В телефонном интервью Сергей Майзель отметил, что дело об активах Уральского института металлов в арбитражном суде было проиграно Росимуществом. «Мы участвовали во всех следственных действиях, проведены проверки, соблюдены все формальности. Суд постановил, что все было произведено в соответствии с законом», – заявил Сергей Майзель, имея в виду решение арбитражного суда от 11 марта 2011 года. Выслушав вопрос о своей работе в общественном совете ГУВД, Майзель отказался продолжать беседу и бросил трубку.
Отметим, помимо эпопеи с активами Уральского института металлов Сергей Майзель известен тем, что предположительно вместе с теперь уже бывшим министром сельского хозяйства области Сергеем Чемезовым занимался отчуждением из госсобственности сельхозактивов – в СМИ писали, в частности, о том, что именно благодаря ему был обанкрочен совхоз «Камышловский».
Имущество государственного сельхозпредприятия, находившегося в федеральной собственности, было почти даром передано ООО «Первая молочная компания», председателем совета директоров которой и является Майзель, и близким к ней коммерческим структурам. Благодаря оценке судебного пристава Константина Филимонова компания Майзеля смогла получить производственные помещения за 21 тысячу рублей, дойных коров – за 450 рублей за голову и т. д. По подобной же схеме, а именно через векселя, в 2006 году было выведено и имущество ОАО «ВИЗ».
Расследованием обоих этих дел занимался СКР, в итоге были осуждены два судебных пристава – Константин Филимонов и Павел Кашин. Первый был приговорен к штрафу в 60 тысяч рублей за превышение должностных полномочий, второй – к тюремному сроку продолжительностью полтора года. Выгодополучитель Сергей Майзель в число подсудимых не попал.
Генеральный директор юридической компании «ГЕЦ» Анжелика Цыпленкова отметила, что, к сожалению, не всегда дела, связанные с отчуждением госимущества, доходят до суда. «Полной информацией по данному случаю я не располагаю. Но известно, что некоторые дела об отчуждении госсобственности никогда не доходят до суда, так как многие бизнесмены имеют связи в правоохранительных органах, – отметила она. – Это особенно огорчает в свете того, что борьба с коррупцией во внутренних органах – одна из важных задач, которые ставят перед обществом руководители государства».
Журналисты направили официальные запросы заместителю генерального прокурора Юрию Золотову, начальнику УВД Екатеринбурга Марату Бисинбаеву и руководителю Росимущества Александру Петрову с просьбой дать оценку ситуации, сложившейся вокруг дела о мошенничестве, связанного с имуществом Уральского института металлов.
В декабре 1999 года совет директоров ОАО «Уральский институт металлов», 60 % акций которого находилось в собственности РФ, принял решение о создании дочернего предприятия – ООО «Опытный завод Уральского института металлов». ОАО «УИМ» вошло в состав учредителей с долей в 40 %, стоимостью 2,6 млн рублей, передав в качестве своей доли на баланс ООО «Опытный завод Уральского института металлов» ряд имущественных объектов.
В 2002 году совет директоров ОАО «Уральский институт металлов» принял решение о продаже 20-процентной доли в уставном капитале ООО «Опытный завод Уральского института металлов» в пользу ООО «Вектор-Маш» за 1 млн 300 тысяч рублей. В июне 2003 года были проданы оставшиеся 20 % за 1 млн 750 тыс. рублей ООО «Афина Кэпитал Менеджмент». При этом, по оценке специалистов, в соответствии с рыночными ценами общая стоимость активов, выведенных в период 2002-2004 годов, в 100-120 раз выше сумм, которые получил Уральский институт металлов за 40 % уставного капитала Опытного завода. Коммерческую ценность представляют не столько сами постройки, сколько земля под ними, которая теперь может быть оформлена в частное владение, а стоимость этого актива сегодня оценивается в сумму, превышающую 1 млрд рублей.
Отметим, что значимость для России Уральского института металлов была отмечена указом президента РФ от 4 августа 2004 года. Согласно документу, УИМ был внесен в перечень предприятий, осуществляющих производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ.
Уголовное дело по факту предположительно незаконного отчуждения имущества Уральского института металлов (ст. 159, п. 4 – мошенничество в особо крупных размерах) долгое время находилось в «замороженном» состоянии. Расследованию якобы препятствовали сотрудники свердловских правоохранительных органов. В ходе предварительного следствия по делу была допущена волокита и другие нарушения уголовно-процессуального закона, поэтому уголовное дело долгое время не получало своего законного продолжения. По результатам проверки виновные должностные лица (следователь СУ УВД Екатеринбурга В.А. Зеваков и заместитель начальника следственного отдела С.В. Николаев) были привлечены к дисциплинарной ответственности. За недостатки при осуществлении надзора за расследованием преступлений органами внутренних дел прокурор Орджоникидзевского района Екатеринбурга и его заместитель также привлечены к ответственности.
В настоящее время Следственный отдел УВД города Екатеринбурга заканчивает еще одну доследственную проверку по данным фактам, но следователь Евгения Цветкова, начинавшая ее, заявила, что уже более месяца назад уволилась из органов и потому не может ничего знать об итогах проверки. Примечательно, что увольнение следователя, занимающегося трудным расследованием, по данным источников в правоохранительных органах, совпало по времени с другим событием, которое, возможно, повлияло на судьбоносное решение Евгении Цветковой, так и не завершившей проверку. По информации компетентных органов, следователь СО УВД Цветкова неформально встречалась с одним из главных заинтересованных в отчуждении госсобственности лиц – Сергеем Майзелем: их видели вместе в одном из екатеринбургских ресторанов. Получить личный комментарий начальника городского УВД Марата Бисинбаева пока не удается – по словам секретаря, он проводит несколько важных совещаний.
По данным СМИ, бизнесмен тщательно подстраховался на случай возможных неприятностей. По неподтвержденной информации, Сергей Майзель на сегодняшний день – представитель Общественной палаты Свердловской области в Общественном совете при ГУВД. Этот совет участвует в переаттестации сотрудников ГУВД, в связи с чем конфликт с Майзелем будущим полицейским крайне невыгоден. Кроме того, его адвокат – супруга бывшего куратора милицейского следствия, заместителя начальника ГУВД Александра Матвеева, через которую бизнесмен также имеет связи в милиции. «Майзель никогда не вступал в противоборство за имущество с сильными игроками, не шел по пути Федулева, он всегда отчуждал имущество самого слабого и незащищенного игрока на рынке – российского государства», – добавляют источники в органах.
Близкие контакты с полицейскими – не единственная мера предосторожности, которую предпринял Майзель. У бизнесмена есть двойное гражданство, семья постоянно проживает в Израиле. «Ничего не помешает в один день покинуть Россию, о чем его предупредят партнеры из УВД и ГУВД в случае возбуждения уголовного дела», – отмечают источники.
Вероятно, участь Майзеля стала бы менее безоблачной, если бы его делом занималась не милиция, неторопливо оценивающая признаки мошенничества, а СКР, которому подведомственны дела об уклонении от уплаты налогов. Но СКР не может подключиться к расследованию именно потому, что Майзель остается «любимым клиентом» смежников.
«Молочный король» Сергей Майзель называется источниками в правоохранительных органах ключевой фигурой данного дела. Именно в его интересах, по их оценке, были отчуждены имущественные активы Уральского института металлов.
Работы в деле Майзеля хватило бы всем органам правопорядка. Так, не до конца ясна и роль в деле Уральского института металлов территориального управления Росимущества, которое на удивление медлительно реагировало на факт отчуждения государственного имущества. Лишь в октябре 2010 года его руководитель Владимир Островский, и только после направленного письма в федеральное министерство, обратился в Арбитражный суд Свердловской области с требованием признать сделки по продаже активов ничтожными. При этом иск был составлен на удивление непрофессионально, кроме того, срок исковой данности по делу уже истек, на основании чего иск был отклонен. «Владимир Островский лишь формально показал свою заинтересованность в соблюдении интересов государства, а с другой стороны сделал все, чтобы на сделки не был наложен арест, так как действовал в сговоре с Майзелем», – отмечают собеседники канала.
Дела судебные
В телефонном интервью Сергей Майзель отметил, что дело об активах Уральского института металлов в арбитражном суде было проиграно Росимуществом. «Мы участвовали во всех следственных действиях, проведены проверки, соблюдены все формальности. Суд постановил, что все было произведено в соответствии с законом», – заявил Сергей Майзель, имея в виду решение арбитражного суда от 11 марта 2011 года. Выслушав вопрос о своей работе в общественном совете ГУВД, Майзель отказался продолжать беседу и бросил трубку.
Отметим, помимо эпопеи с активами Уральского института металлов Сергей Майзель известен тем, что предположительно вместе с теперь уже бывшим министром сельского хозяйства области Сергеем Чемезовым занимался отчуждением из госсобственности сельхозактивов – в СМИ писали, в частности, о том, что именно благодаря ему был обанкрочен совхоз «Камышловский».
Имущество государственного сельхозпредприятия, находившегося в федеральной собственности, было почти даром передано ООО «Первая молочная компания», председателем совета директоров которой и является Майзель, и близким к ней коммерческим структурам. Благодаря оценке судебного пристава Константина Филимонова компания Майзеля смогла получить производственные помещения за 21 тысячу рублей, дойных коров – за 450 рублей за голову и т. д. По подобной же схеме, а именно через векселя, в 2006 году было выведено и имущество ОАО «ВИЗ».
Расследованием обоих этих дел занимался СКР, в итоге были осуждены два судебных пристава – Константин Филимонов и Павел Кашин. Первый был приговорен к штрафу в 60 тысяч рублей за превышение должностных полномочий, второй – к тюремному сроку продолжительностью полтора года. Выгодополучитель Сергей Майзель в число подсудимых не попал.
Генеральный директор юридической компании «ГЕЦ» Анжелика Цыпленкова отметила, что, к сожалению, не всегда дела, связанные с отчуждением госимущества, доходят до суда. «Полной информацией по данному случаю я не располагаю. Но известно, что некоторые дела об отчуждении госсобственности никогда не доходят до суда, так как многие бизнесмены имеют связи в правоохранительных органах, – отметила она. – Это особенно огорчает в свете того, что борьба с коррупцией во внутренних органах – одна из важных задач, которые ставят перед обществом руководители государства».
Журналисты направили официальные запросы заместителю генерального прокурора Юрию Золотову, начальнику УВД Екатеринбурга Марату Бисинбаеву и руководителю Росимущества Александру Петрову с просьбой дать оценку ситуации, сложившейся вокруг дела о мошенничестве, связанного с имуществом Уральского института металлов.