Из-за Центробанка несколько тысяч специалистов лишатся работы — Анна Дубровина
Финансовый регулятор выступил с предложениями изменить принципы работы на рынке аудита. Если они будут приняты, свою работу прекратят большинство региональных аудиторских компаний. Колонка на DK.RU.
Рынок аудита в России существует чуть больше 20 лет, и за это время государство неоднократно меняло требования к аудиторам. К изменениям относились без восторга, но подстраивались под них. Однако новые правила игры, которые в конце этой весны предложил ввести Центробанк России, фактически уничтожат рынок аудита, уверяют в профессиональном сообществе. Если предложения финансового регулятора обретут статус закона, десятки тысяч аудиторов-физлиц и тысячи небольших аудиторских компаний будут вынуждены свернуть деятельность. А резкое сокращение числа предприятий, которые обязаны регулярно проводить аудит своей финансовой деятельности, довольно быстро приведет к негативным последствиям для экономики в целом, уверена управляющая группой компаний «Левъ&Левъ-Аудит» Анна Дубровина.
— У нас в стране рынок аудита развивается, преодолевая многочисленные препятствия. С одной стороны, многие представители бизнес-сообщества до сих пор не видят в нем необходимости, хотя без него зачастую невозможно увидеть достоверную картину финансового состояния предприятия. С другой стороны, на этом рынке слишком часто меняются правила игры: условия аттестации для аудиторов ужесточались, сначала вводилось лицензирование, потом — менялось на обязательное членство в СРО, а критерии для обязательного аудита неоднократно увеличивали в разы, что резко сокращало клиентскую базу. Под все изменения мы постепенно подстраивались.
Но в мае этого года Центробанк провел стратегическую сессию и вынес несколько предложений, которые, если они будут приняты, полностью перекроят сферу нашей деятельности. В России останутся 20 крупных аудиторских компаний, а тысячи аудиторов-физлиц и небольших региональных компаний просто уйдут с рынка.
Что же предложил Центробанк? Во-первых, в разы сократить количество организаций, для которых ежегодная процедура аудита является обязательной. Сейчас аудит обязаны проводить компании с выручкой свыше 400 млн руб. и/или валютой баланса свыше 60 млн руб. Это вполне адекватные показатели: выручка свыше 400 млн руб. означает, что за бухгалтерию в компании отвечает не один человек, а подразделение. Единственному бухгалтеру с таким объемом работы просто не справиться. Следовательно, не исключены случайные или преднамеренные ошибки, которые могут ввести в заблуждение как собственника, так и банки, инвесторов, госструктуры, если предприятие, например, претендует на инвестиции. Центробанк предложил фактически отменить обязательный аудит для большинства компаний, правда, потом ограничился поднятием планки вдвое. То есть, ежегодный аудит обяжут проводить организации с выручкой свыше 800 млн руб. Это очень много. Предприятия, чья выручка ниже этого показателя — а это не маленькие бизнесы — вряд ли пригласят проверяющих по собственной инициативе. У нас еще слишком низка финансовая ответственность и слишком малое количество собственников понимает, что, отдав от 100 тыс. руб. за аудиторскую проверку, он может сэкономить в разы больше.
В перспективе это приведет к тому, что многие бизнесы столкнутся с серьезными финансовыми сложностями или вовсе обанкротятся — просто из-за отсутствия привычного стороннего регулирования.
Во-вторых, Центробанк предложил заменить регуляторов аудиторского рынка. Сейчас ими являются Минфин и казначейство, внутреннюю регуляцию осуществляют две саморегулируемые организации — «Содружество» и «Российский союз аудиторов». Центробанк намерен сам регулировать аудиторский рынок. Это выглядит странным: согласно закону о Центробанке, его функции — это контроль финансового рынка, а финансовый рынок — это рынок движения денег и капитала. Причем тут аудит, который, по сути, является услугой и к финансовым потокам не имеет абсолютно никакого отношения? Кроме того, если результат аудиторской проверки вызывает сомнение, ЦБ предлагает признавать его достоверным или ложным не через суд, как это делается сейчас, а по заключению самого Центробанка. То есть, всю регуляторскую деятельность он предлагает замкнуть только на себя.
К саморегулируемым организациям у Центробанка тоже есть претензии: заявляется, что они не в состоянии влиять на недобросовестных игроков, которые входят в их состав. Да они и не будут влиять! Раньше, когда на рынке действовали пять СРО, они действительно выступали качественными внутренними регуляторами. Но недавно на законодательном уровне критерии для аудиторских СРО увеличили: в такую организацию, согласно нормативам, теперь должно входить не менее 10 тыс. аудиторов и двух тыс. аудиторских организаций. Поскольку у нас в стране всего 23 тыс. аудиторов, да еще и каждый год профессия теряет около 10% (кадры стареют, а на их место новые не приходят), может существовать максимум два СРО, и они дорожат каждым своим участником и стараются не закручивать гайки. Верните здоровую конкуренцию между участниками аудиторского рынка за право вступить в СРО — и этот механизм снова будет действенным.
Вместо этого предлагают изменить требование к саморегулируемой организации: ее участники должны будут занимать не менее 26% рынка. При этом 85% рынка занимают 20 крупных компаний, включая «большую четверку» (четыре крупнейшие в мире аудиторские компании — PricewaterhouseCoopers, Deloitte, Ernst & Young и KPMG, прим. ред.). Стоит им объединиться и закрыть возможность войти в СРО более мелким организациям, как последние автоматически уйдут с рынка — набрать нужную долю небольшие игроки не смогут.
В-третьих, Центробанку не нравится, что многие аудиторы не состоят в штате одной компании и работают сразу на несколько организаций. Хотя это типичная ситуация для рынка, которая всех устраивает и никак не влияет на качество работы. Мне, как работодателю, удобнее привлекать необходимое количество проверенных специалистов во время крупных заказов и не платить им зарплату в периоды снижения объемов работы. Специалистам тоже выгоднее работать с несколькими заказчиками. Это не противоречит законодательству, и ничего ужасного в этой практике нет. Тем не менее, ЦБ требует, чтобы в штате каждой аудиторской организации на постоянной основе работали не меньше трех сотрудников, а в штате компаний, занимающихся проверкой особо значимых хозяйствующих субъектов, — не менее 12. Насколько я знаю, во всем УрФО не найдется аудиторских компаний со штатом в 12 человек.
Все это, по мнению Центробанка, поможет решить проблему «липового» аудита, когда компания вместо того, чтобы заплатить от 100 тыс. руб. за настоящую процедуру, платит 20-30 тыс. за то, чтобы ей «нарисовали» необходимый документ. Да, такая проблема действительно есть, глупо это отрицать. Но где статистика? Все знают, что подобная практика существует, но сколько аудиторских заключений в судебном порядке признали недостоверными? И соответствует ли эта цифра тем драконовским мерам, которые предлагает Центробанк? Тем более что они не решат проблему недостоверного аудита, а приведут к весьма трагическим последствиям.
Во-первых, огромное количество хозяйствующих субъектов начнут оперировать недостоверной отчетностью, которая не будет проверяться аудиторами. Соответственно, это затруднит инвестиционную деятельность. Во-вторых, практически все небольшие аудиторские компании прекратят существование. Причем, коснется это прежде всего регионов. На улице останутся тысячи человек — как сами аудиторы, так и сотрудники бэк-офисов — водители, офис-менеджеры и так далее. Поскольку средний возраст аудиторов составляет более 50 лет, для большинства из них это будет обозначать не только окончание аудиторской карьеры, но и вообще финал трудовой деятельности. И, в-третьих, рынок аудита фактически монополизируют два десятка крупных компаний — по большей части с иностранным участием. Это немедленно приведет к росту цен на аудиторские услуги. Не хотели платить 100-200 тыс. региональному аудитору? Заплатите 600 тыс. руб. международной аудиторской компании.
К счастью, пока это — только предложения. Но в профессиональной среде аудиторов прошла информация о том, что осенью в Госдуму будет внесен законопроект, сформированный на их основе. Поэтому уже сейчас наше территориальное отделение Российского союза аудиторов пытается предотвратить реализацию этих предложений через депутатов Госдумы, по линии бизнес-сообществ и бизнес-омбудсменов. Если хотя бы часть изменений, предложенных ЦБ РФ, будет принята, рынок аудита в его сегодняшнем виде прекратит свое существование.