Качканар превратят в «уральский Куршевель»
Свердловский моногород Качканар намерен воспользоваться идей губернатора Александра Мишарина и превратиться в «уральский Куршевель».
Здесь уже придумали соответствующую программу и даже пытаются договориться с зарубежными поставщиками оборудования для горнолыжных трасс. По словам главы города Сергея Набоких, «Нью-Куршевель» можно отстроить к 2020 году, но для этого потребуется порядка 14-15 млрд. рублей. Получить деньги сейчас пытаются в Москве, однако пока защитить городскую программу по диверсификации моноэкономики Качканара не удалось, признаются местные власти.
Превратить моногород Качканар (несмотря на 50-летний возраст, этот муниципалитет в довольно неприглядном состоянии) в уральский аналог заграничного горнолыжного курорта Куршевель впервые предложил губернатор Александр Мишарин. В марте прошлого года глава региона побывал в Качканаре во время предвыборной поездки и слегка ошарашил местные власти широтой размаха. «Куршевель – Качканар, Качканар – Куршевель… Нормальное сравнение. Думаю это правильно», – неожиданно заявил Мишарин, но тут же пояснил свою мысль. В частности, он предложил мэру Сергею Набоких специализировать город на горнолыжных видах спорта: «У вас есть замечательная большая гора. Мы будем помогать вам развивать горнолыжный спорт». Губернатор напомнил, что в прежние годы этот вид спорта в Качканаре был развит, но впоследствии все было загублено под разными предлогами. «Теперь все проходит мимо, – посетовал Мишарин. – Так можно остаться вообще в стороне от развития».
Что интересно, губернаторская задумка, что называется запала в душу качканарских властей. Спустя несколько месяцев после памятного визита, в Качканаре написали программу по превращению города в горнолыжный курорт. Как рассказал сегодня агентству Сергей Набоких, объем финансирования спортивной составляющей программы по диверсификации моноэкономики города составляет 14-15 млрд. рублей. Более того, у него есть уверенность, что отстроить «Нью-Куршевель» в междуречье рек Ис и Выя было бы вполне реально уже к 2020 году. Но как всегда все упирается в деньги, точнее в их отсутствие. «Программа рассчитана до 2020 года, причем концепция уже написана с учетом реальных результатов – отстроенной инфраструктуры и дополнительных рабочих мест», – говорит г-н Набоких. Он также намекает, что у проекта есть потенциальный главный инвестор, но пока никаких имен не разглашает. Но это точно не «Евраз-Групп», вотчиной которого принято считать Качканар, холдингу, судя по всему, тема развития муниципалитета интересна далеко не всегда.
«Возможно, они (Евраз) и откликнулись бы, но ведущим инвестором они точно не будут», – осторожно замечает на этот счет г-н Набоких. По словам градоначальника, предварительные переговоры также прошли с зарубежными поставщиками горнолыжного оборудования и спортинвентаря – от некоторых из них даже есть предварительное согласие на участие в проекте. «Мы получили несколько писем подобного характера», – говорит собеседник.
Но в настоящий же момент от расчетов на бумаге до реального воплощения в жизнь проект отделяют годы и десятки миллиардов рублей. С последним как раз и наблюдаются наибольшие проблемы, говорит Сергей Набоких. «Инертность в реализации большая – главным образом непросто найти деньги. Реализовать проект нам было бы гораздо проще, если бы мы попали в федеральную программу по спасению моногородов», – признается он. В горадминистрации говорят, что программа по развитию горнолыжного курорта в Качканаре как раз и является одной из составляющих масштабной программы диверсификации. Некоторое время назад ее представили на суд Минрегионразвития РФ. «Были получены замечания, которые мы сейчас устраняем – через какое-то время будем защищаться снова», – обещает Сергей Набоких. А заодно качканарскую концепцию включили в областную программу развития въездного туризма.