Как Анастасия Овсянкина завела «Полосатого кота» в Екатеринбурге
За 6 лет «Полосатый кот» стала одной из узнаваемых изо-студий в Екатеринбурге, а ее владелица Анастасия Овсянкина, будучи творческой личностью с дипломом УрГАХА, научилась быть настоящим бизнесменом.
Идея открыть изо-студию родилась во время отпуска по уходу за ребенком — из домашних занятий рисованием с маленькой дочкой. Анастасии Овсянкина подумала, что курс «ИЗО с мамой» будет интересен многим. Плюс такое начинание, наконец, предоставило возможность иметь пусть небольшую, но собственную мастерскую.
Бизнес из хобби
В 2009 г. относительно быстро нашлось первое помещение (около 30 кв. м.) — в бывшем ДК на Юго-Западе. А вот с названием пришлось помучиться.
«Я перебирала массу вариантов: «Кисточки», «Акварель», — вспоминает г-жа Овсянкина. — Когда мы в очередной раз решали, как назвать студию, потому что уже нужно было регистрировать бренд, годовалая Алиса (дочь — прим. ред.) твердила: «Мама, рисуй полосатый кот! Рисуй полосатый кот!». Тогда ей нравилось играть в игру: нарисуй, что видишь. У нас была диванная подушка в виде полосатого кота, которую мы часто рисовали. Потому что просто: квадрат, два уха, два глаза и полоски. В итоге эта подушка и легла в основу бренда – названия и графического обозначения».
По совету юристов Анастасия Овсянкина сразу получила патент на бренд не только для изо-студии, но и для детского магазина, детского кафе, а также для киндер-ателье. Детская одежда — еще одно направление, которое развивает г-жа Овсянкина. Она создала уже несколько коллекций, модели продаются под заказ. Основная идея киндер-ателье «Полосатый кот» в том, что дети принимают участие в создании коллекции наравне со взрослыми: разрабатывают эскизы, принимают участие в примерках и фешн-дефиле.
Для того, чтобы привлечь первых посетителей, Анастасия Овсянкина развешивала объявления в районе студии. Группа стала быстро расти: уже после нескольких месяцев работы количество занимающихся от 3-4 человек выросло до 15-ти. Стало понятно, что маленького помещения в ДК уже недостаточно: пора расширяться.
«Тогда же пришло осознание, что это уже не просто мое увлечение, хобби, но реальный бизнес, — признается Анастасия Овсянкина. — Я пригласила работать сначала одного преподавателя, потом еще одного. В 2009 г. мы переехали в новое помещение на ул. Репина, открыли новые группы не только по рисованию, но и по керамике, моделированию одежды и дизайну автомобилей, а также курсы по подготовке к школе».
Не реклама, а праздник
Узнаваемость изо-студии быстро росла вместе с посещаемостью. По словам предпринимательницы, так получилось, что основным каналом рекламы «Полосатого кота» стало «сарафанное радио». Сначала от недостатка денег, потом по причине своей высокой эффективности. Вторая составляющая — удачная event-стратегия изо-студии, идея которой пришла совершенно случайно.
«У меня все так происходит: по воле счастливого случая и хороших людей, которые оказываются рядом, — говорит Анастасия Овсянкина. — Все началось с того, что в первый день рождения «Полосатого кота» в 2009 г. я решила устроить выставку учеников студии. Не для пиара, а чтобы отблагодарить детей и их родителей. Но когда я стала направлять предложения в муниципальные культурные учреждения, то получала либо отказ, либо предложения о непосильном на тот момент платном размещении. Тогда мне посоветовали обратиться в торгово-развлекательные центры. И этот вариант, казавшийся по началу просто выходом из положения, стал нашим маркетинговым ходом, «фишкой».
Первый день рождения мы отпраздновали в ТРЦ «Кит». Несмотря на 30-градусный мороз пришло около 200 человек. Второй день рождения прошел в ТРЦ «Гринвич», где мы предприняли первую попытку установить общероссийский рекорд «Самый большой детский рисунок цветными мелками на бумаге, который одновременно рисуют 200 детей». Из-за некоторых технических моментов рекорд не засчитали. Но в декабре 2013 года — уже в ТРЦ «Алатырь», — мы его, все-таки, установили». И теперь мы имеем официальное звание рекордсменов России».
На счету студии Анастасии Овсянкиной около десятка резонансных событий, благодаря которым бренд стал узнаваем во всем городе. Второй год «Полосатый кот» сотрудничает с ритейл-парком «Радуга» и екатеринбургским издательством Tatlin. В рамках партнерства вышло две полноценные детские книги, иллюстрированные рисунками учеников изо-студии и несколько творческих флешмобов. Презентация последней книги — «Астрономическая энциклопедия миров, о которых взрослые даже не догадываются», собрала около двух тысяч участников и гостей.
В настоящее время изо-студию приглашают к участию в городских мероприятиях, фестивалях и праздниках, поступают предложения об эксклюзивных условиях размещения в деловых центрах. Но у популярности есть и обратная сторона медали: в городе стали открываться детские студии творчества под мимикрирующими брендами.
«Сегодня на рынке достаточно «полосатых» изо-студий и мастерских. Используют и «кота». Например, в Академическом по соседству с нами, но в более удачном месте, открылась студия с похожим названием. Путаница происходит постоянно. Понятно, что люди не сильно вдаются в подробности, какой кот нарисован, квадратный или полосатый, — рассказывает Анастасия Овсянкина. — Это, конечно, проблема, но с юридической точки зрения в этих случаях я бессильна. О своих правах на бренд я заявляю, когда возникают случаи прямого воровства. Но до суда пока дело не доходило».
Франшиза с душой
Добросовестные участники рынка идут по другому пути, заявляя о своей готовности работать по франшизе. Предложения поступают не только из Екатеринбурга, но и из других городов области и соседних регионов.
«Я не раз задумывалась о франшизе. Но пока я не совсем представляю, как это сделать. Конечно, теоретически можно открывать «Полосатых котов» по всей России. Но, на мой взгляд, дело не в бренде, а в атмосфере, которую мы создали. Можно ли ее сохранить в режиме конвейера —вопрос. Я из-за этого даже не тороплюсь открывать новые филиалы. Потому что, когда их больше трех, полностью контролировать процесс уже невозможно», — подчеркивает предпринимательница.
В настоящее время работает две студии «Полосатый кот» — на ул. Репина и в Академическом (с 2013 г.). Несмотря на то, что первая студия в прошлом году переехала в соседнее более просторное помещение (около 250 кв. м.), места все равно не хватает. Анастасия Овсянкина ищет помещение для третьей студии, открытие которой планируется этим летом. Для ее бизнеса проблема рисков расширения в кризис пока не стоит.
Предпринимательница признается, что в 2015 г., как и в послекризисном 2009 г., не почувствовала негативных последствий изменения экономической ситуации. Количество посетителей продолжает стабильно расти. Сейчас в студии около 250 учеников, как детей, так и взрослых. Оборот растет, но растут и расходы. На них приходится около половины всеq выручки. Помимо арендной платы и зарплат существенную долю трат составляют расходные материалы — канцтовары, материалы для лепки, ткани, обучающая литература и т.д.
Для Анастасии Овсянкиной идеальное развитие бизнеса — в возможности использовать все запатентованные под ее бренд направления.
«Возможно, для этого потребуется отдельное здание, в котором можно будет разместить и изо-студию, и детский магазин, детское ателье и кафе под одним названием, — рассказывает она. — Но когда это будет реализовано, сказать сложно».
«Полосатый кот» в числах:
400-500 руб. — средняя стоимость одного занятия в студии
23 — количество программ по искусству для детей и взрослых
1500 человек — получили художественные навыки рисования за время работы студии
Читайте также на DK.RU:
Как Cybertime System доигралась до Америки: опыт Владислава Ницака
В online-игру по типу «Сталкера», созданную компанией Cybertime System Владислава Ницака, играют более 1,2 млн человек. Она не только приносит прибыль, но и позволяет финансировать другие проекты.
«После Олимпиады в Сочи — ничего не страшно»: бизнес-опыт Александра Докучаева
Как художник стал банкиром, а топ-менеджер из телеком-отрасли — владельцем софтверной компании: за свою карьеру екатеринбургский предприниматель Александр Докучаев не раз круто менял вектор.
Как сеть «Штолле» состряпала бизнес: опыт Елены Макушевой
За девять лет управляющая сетью кафе-пекарен «Штолле» Елена Макушева и ее последователи приучили жителей Екатеринбурга есть пироги. На очереди — фермерская еда, которую Елена начала популяризировать.
Как все закрутилось у «Сушкоф»: опыт Ивана Зайченко
Ресторан доставки готовых блюд eda1.ru, объединяющий бренды «Сушкоф», «Дель Песто» и «Лапша тетушки Бунси», вырос из маленькой кухни, которую в 2008 г. открыл Иван Зайченко.
Богословский химкомбинат заработает на стиральных порошках: опыт Алексея Митина
ГК «Митал» отказалась от производства стиральных порошков в Новосибирске, чтобы вложить 150 млн руб. в предприятие на Урале. Преимуществ два — сырья много, и цена на него не изменится еще 10 лет.
Как найти деньги на фильм о перевале Дятлова: опыт Данила Куликова
Не просуществовав и года, кинокомпания «20 августа» стала сопродюсером в съемках фильма «Перевал Дятлова». В съемках примут участие 30 звезд российского кино, главную роль прочат Филиппу Янковскому.
Как телеведущая из Екатеринбурга открыла салон «этичного» меха: опыт Ольги Кныш
В Екатеринбурге с недоверием относятся к искусственному меху и изделиям из него. Исправить предубеждение и построить на этом бизнес решила телеведущая Ольга Кныш.
Как сеть «Воккер» навешала лапши в Екатеринбурге: опыт Алексея Гисака
На момент открытия первого «Воккера» у одного из его основателей Алексея Гисака не было опыта работы в общепите. Лапшичные были в новинку даже в Москве. Бизнесмен бросил вызов традиционному фастфуду.