Как братья Рявкины насолили чехам
Завод Vridelni Sul по производству карловарской соли, построенный бизнесменами из Екатеринбурга Александром и Сергеем Рявкиными в Чехии, стал их первым опытом инвестиций за рубежом.
Владельцы завода Vridelni Sul позиционируют его как единственное в мире предприятие, выпускающее карловарскую соль. Это правда — компаний такого профиля в Карловых Варах больше нет. По корпоративной легенде, производство приобрели случайно — Александр Рявкин, президент ГК «Дэнас» (медицинское оборудование), отдыхал в 2004 г. на чешском курорте и заинтересовался заводом, увидев в местной газете объявление о продаже. Предприятия продавал собственник — российский бизнесмен, державший в Карловых Варах сеть отелей. К тому времени завод сменил нескольких владельцев. Местный муниципалитет, запустивший его в 1974 г., поставлял соль в разные страны, в том числе в Советский Союз — по 50-60 т в год. После приватизации предприятие переходило из рук в руки, и к 2004 г. его оборудование износилось. Отельер вкладываться в реконструкцию не планировал.
Александр Рявкин, возглавлявший в то время федеральный политсовет партии «Свободная Россия», купил завод за миллион долларов. За вычетом помещения, которое бывший собственник арендовал у муниципалитета, президент ГК «Дэнас» вложился в оборудование, технологию, товарный знак и возможность покупать у города минеральную воду.
«Это было время, когда бизнесмены из России начали скупать в Чехии недвижимость и отели, — вспоминает Сергей Рявкин, первый вице-президент ГК «Дэнас». — Сейчас уже и сами Карловы Вары называют Ивановыми Варами — 90-95% инвестиций делают предприниматели из России и СНГ. Наша покупка никого не удивила».
В отличие от прежнего владельца, исчерпавшего возможность расширить сбыт, ГК «Дэнас» мог использовать для роста продаж разветвленную дистрибьюторскую сеть в России, Белоруссии и Германии. Начав с 1,5 т соли, собственники постепенно довели объем до 6-7 т. На сегодня примерно 30% расходится в России и столько же — в 35 странах мира. Главным потребителем, как и прежде, остаются Карловы Вары — на их долю приходится около 40% поставок. Пациентам, страдающим хроническим гастритом, язвой желудка и циррозом печени, врачи обычно рекомендуют трехнедельный лечебный курс. Тот, кто не может тратить столько времени, уезжая, покупает соль, чтобы пить воду дома. Остальные разбирают баночки с карловарской солью на сувениры.
Часть продукта предприятие отпускает оптом — для компаний из Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Узбекистана, производящих карловарскую минеральную воду под собственными брендами. Александр и Сергей Рявкины для себя решили, что это направление менее рентабельно, чем соль, более трудоемко и, в отличие от продаж через Интернет, невозможно без сотрудничества с торговыми сетями.
Три года назад инвесторы решили закрыть старый завод и построить новый.
«Технология добычи соли не так проста, как может показаться на первый взгляд. Одним только выпариванием дело не ограничивается, — поясняет Сергей Рявкин. — Неудобство в том, что растворы образуют агрессивную щелочную среду, в которой даже нержавеющее оборудование можно эксплуатировать не больше пяти-семи лет. Потом нужно менять. Когда речь зашла о реконструкции, выяснилось, что все эти годы предприятие работало в неприспособленных арендованных помещениях, стены которых обрастали соляным налетом. Муниципалитет Карловых Вар предлагал нам этот завод выкупить, но мы решили, что проще строить заново».
Новое место под завод администрация Карловых Вар выделила неподалеку от курортной зоны. От первых переговоров с чиновниками до запуска технологических линий прошло 2,5 года.
«Возможно, чехам не очень нравилось, что производством соли займутся российские бизнесмены, — рассуждает Сергей Рявкин. — Но других претендентов в тот момент не было, а отношение к инвесторам в Чехии уважительное: они платят налоги и дают работу местным жителям. Тем более, бизнес у русских зачастую более успешен, чем у местных. Поэтому никаких препятствий нам не чинили, все вопросы решались быстро. «Кошмарить» никто не пытался».
Завод вышел компактным — площадью 800 кв. м. Вместе с оборудованием, изготовленным в Италии по спецзаказу, проект обошелся в 2,5 млн евро. Деньги были заемными. Один банк выделил кредит на пять лет под 3,8% годовых, другой — на три года (процентную ставку компенсировали за счет льгот для инвесторов). При годовом обороте предприятия в $2 млн его владельцы планируют окупить затраты за 4-5 лет.
Построили объект чехи. По словам заказчика, в отличие от российских коллег они выдержали сроки и уложились в смету.
«Больше всего нас удивила практика постгарантийного обслуживания, — говорит Сергей Рявкин. — По местным законам, после сдачи объекта заказчику строительная компания получает только 95% его сметной стоимости, а остаток — через два-три года. Это страховка на случай, если выявятся недоделки».
Скважину можно было пробурить на территории завода — по химическому составу карловарская вода одинакова и в самих Карловых Варах, и в окрестностях. Но инвесторы решили возить воду из тех же источников, которыми пользуются туристы. 40 т предприятию хватает на два дня работы. В штате — одиннадцать человек: восемь чехов, два российских эмигранта и руководитель из Екатеринбурга. В пересчете на рубли средняя зарплата на предприятии — 50-60 тыс.
«У чешского капитализма — более глубокие корни, чем у российского. Может быть, поэтому там с большим уважением относятся к частной собственности, — считает Сергей Рявкин. — Главное отличие в том, что у бизнесменов здесь больше прав, чем в России, где суды в большинстве случаев встают на сторону наемного работника».
В ближайшие год-два Александр и Сергей Рявкины рассчитывают загрузить предприятие на полную мощность. При ежегодном росте производства на 20% это возможно. Пока оно работает только днем, но при необходимости может перейти на двухсменный режим. Прежнего объема потребления карловарской соли, исчисляемого десятками тонн, они не достигли.