Как уйти в декрет из международной компании и открыть фабрику — Глеб Белоглазов / ОПЫТ
«Я списываю все произошедшее со мной за последние два года на кризис среднего возраста. Мне уже невмоготу было сидеть на одном месте, хотелось двигаться дальше».
Глеб Белоглазов оставил стабильную работу миддл-менеджера с хорошей зарплатой в крупной транснациональной компании ради собственного бизнеса — изначально он планировал открыть кафе, где делал бы конфеты, однако в итоге замысел разросся до производства 70 видов конфет, драже и мармелада.
Это не предел, говорит бизнесмен, в планах — открытие точки в Париже, поставка шоколада во все российские города-миллионники и Китай. Главное, по его словам, то, что сейчас он вправе принимать собственные решения без оглядки на начальство и делать свои ошибки — именно в этом плюс самостоятельной работы.
Африканские барабаны и кризис среднего возраста
Заниматься бизнесом Глеб Белоглазов, по его признанию, хотел всю сознательную жизнь и искал подходящую сферу. Начиная с 18 лет пробовал разные ниши: пытался выращивать кроликов, продавал стропы, но время шло, а стоящей перспективной идеи в голову не приходило. «Вот мне исполнилось 25 лет, я думал: пора бы уже начинать свой бизнес. Потом отпраздновал 30, 33, 35… Бизнеса все не было, и не было идей. Я работал региональным менеджером в бельгийской компании Barry Callebaut, это мировой лидер по производству шоколада — высокая зарплата, отлаженная за шесть лет система, отвечал за Урал и Поволжье, вроде бы жизнь удалась. Но однажды я увидел, как работает американский кондитер Антонио Бачур — он делал конфеты, и меня зацепило. Дома были какие-то ингредиенты, и я стал пробовать делать конфеты сам. Сделал раз, два и чувствую: меня прет!», — вспоминает г-н Белоглазов.
Новое хобби набирало обороты: Глеб Белоглазов уже не просто угощал своими конфетами родственников и друзей, а задумался над продажей продукции. Зашел в соседнюю с домом кофейню, попросил дать ему место в витрине под конфеты. Дали. Г-н Белоглазов говорит, что фантазия в то время у него играла: он красиво перевязывал плитки шоколада, ставил сургуч, делал интересные коробочки, и продажи пошли. Правда, объемы были мизерными. Тогда он вложил 50 тыс. руб. и поставил в кофейне собственную витрину. Это уже стало давать ему по 15-20 тыс. руб. в месяц дополнительного дохода, но все равно хотелось большего. Глеб Белоглазов:
Я тогда съездил в Париж на шоколадную выставку, и в моей голове постепенно стала вырисовываться картина: кофейня со стеклянной стеной, за которой стою я и делаю шоколадные конфеты. Такой мелкий бизнес. А потом я занялся бегом, и во время пробежки, когда никто не отвлекает, кровь приливает к мозгу, и ты можешь много и продуктивно думать, решился открывать точку.
Деньги г-н Белоглазов решил вложить собственные — от продажи квартиры в Екатеринбурге, которую готовил для мамы (она планировала переехать ближе к сыну, но решила не покидать родной город). Параллельно он подыскивал место в торговых центрах для своей кофейни, однако ничего подходящего не было. «Я стал было отчаиваться, но процесс уже был запущен. Я сам больше не мог жить как прежде. Вообще я списываю все произошедшее со мной за последние два года на кризис среднего возраста: я начал играть на африканском барабане, выступать на улицах, хотя раньше даже представить такого не мог — был таким четким пацаном. Но мое сознание стало трансформироваться, я открылся всему новому, и мне уже было невмоготу сидеть на одном месте, хотелось двигаться дальше. В общем, в тот момент я вспомнил, что у моего друга, владельца логистической базы под Екатеринбургом, пустует помещение. Созвонился с ним, съездил посмотрел этот бывший маслоцех и взял его в аренду».
Помещение переделывали почти полгода — остатки старого оборудования выкорчевали под ноль, пространство формировали заново. Денег ушло много, вспоминает г-н Белоглазов, одна машина для кристаллизации шоколада обошлась в 1,5 млн руб. Бизнесмен признает, что взял кредиты и должен банкам большую сумму, но он принципиально не хотел и не планирует брать партнера — тот лишит его права выбора и возможности решать все самому.
Я понимаю, что будут и еще тяжелые времена, когда захочется позвать партнера, но нет. Я буду вести бизнес один. В одном деле должно быть не партнерство, а команда, — убежден предприниматель.
Колбаса и имбирь в шоколаде
Когда в цехе шел ремонт, Глеб Белоглазов проводил там все время, параллельно работая в Barry Callebaut — занимался дистрибьюцией, ездил в командировки и часть зарплаты вкладывал в свой проект. А перед Новым годом у него родилась дочь, и бизнесмен решил: пойду-ка я в декрет. «Я счастлив. Очень много перемен случилось в жизни — одни плохие, другие хорошие, но в последние полгода мне стало приятно идти на работу. Да, финансово очень тяжело, но я сейчас живу в полном смысле. А больше всего меня радует, когда клиенты говорят: «Мне понравилась эта конфета». Я продаю не водку, не сигареты, а эндорфины, счастье, улыбки! Я пришел к тому периоду, когда могу применить весь свой багаж знаний. В России практически нет цехов для производства конфет, где все продумано, а я такой создаю. И меня прет!», — рассказывает шоколатье.
По его словам, сейчас его производство выпускает 70 видов конфет, драже и мармелад, в планах — довести этот показатель до 500 видов. При этом помимо классической и «советской» линеек (трюфели, например) Be Choco ставит на эксперименты. Как говорит Глеб Белоглазов, существуют догмы сочетаемости ингредиентов, но он их противник:
Мой отец, например, любил колбасу с конфетами и крепким чаем — это офигенная сочетаемость. Я считаю, нужно ломать стереотипы. Для меня нет святых в этом бизнесе, здесь решение, какие конфеты выпускать, принимаем я и покупатели. Захотите, и я сделаю колбасу в шоколаде. Кто сказал, что нельзя? Мы пытаемся играть с пропорциями, с толщиной шоколада и прийти к среднему знаменателю — чтобы нравилось большинству. Моя задача как производителя — создать такое количество позиций, чтобы каждый выбрал, что ему ближе. Например, финик с миндалем внутри в темном шоколаде, в молочном, в белом. Или с кедровым орехом. Я хочу дать людям право выбора: вот горький шоколад, вот молочный, вот отдельная линейка для диабетиков без сахара, вот — совсем для гурманов вяленый тайский имбирь в шоколаде.
Бизнесмен добавляет: главная его цель — показать, что конфеты ручной работы могут быть доступными. По его словам, сейчас многие делают сладости в домашних условиях для продажи, но такие кондитеры не могут производить большие объемы и держать цену на невысоком уровне. Поэтому в среднем конфеты поштучно продаются за 55 руб., Глеб Белоглазов же рекомендует партнерским точкам продаж отпускную цену в 36 руб.
«Мы стараемся сделать цену еще ниже, но текущая экономическая ситуация такова, что сырье дорожает нон-стоп. У меня даже как-то возникла мысль перейти на другой шоколад, брать орех попроще. Но эти мысли я гоню прочь. Удерживать цену планируем за счет того, что можем производить большие объемы малым количеством людей. Еще одно наше преимущество — гибкость. Мы можем быстро подстраиваться под рынок, исходя из конъюнктуры. Сами придумываем рецептуры и можем поставить новую продукцию в торговые точки в течение часа», — говорит шоколатье.
Чем ярче, тем ядовитее
Продавать конфеты бизнесмену помогает проект, в котором он участвует параллельно с производством — в Екатеринбурге работает три кофейни Coffee & Chocolate, где представлен максимальный ассортимент продукции Be Choco. Точки г-н Белоглазов открыл вместе с увлеченным кофейным бизнесом партнером, но подчеркивает: фабрика и кофейни — два совершенно дифференцированных проекта, партнеры не вмешиваются в дела друг друга.
Плюс своих заведений в том, что, в отличие от других точек продаж, там можно экспериментировать с новыми позициями. «Когда я начинал делать конфеты в домашних условиях, то признавал только темный шоколад. Я относился к процессу как потребитель, а производитель должен смотреть со всех сторон. То, что нравится лично мне, вообще не волнует бизнес. А точки, которые продают мои конфеты, зачастую формируют заказ как раз из того, что нравится их сотрудникам. Я говорю: это не сработает, дайте мне право формировать вашу матрицу, и 98% это позволяют. Но все равно полной свободы у меня нет. А в своих точках руки совершенно развязаны — там мы спокойно ставим совсем новые необычные позиции», — поясняет шоколатье.
И добавляет: его производство потенциально может выпускать 1-1,5 т конфет в день, по планам, такой загрузки удастся достигнуть, когда крупные сетевые магазины захотят выставить продукцию Be Choco на свои полки — для этого г-н Белоглазов уже ведет переговоры. Также он готов оперативно запустить еще одну фабрику, но признает: проблема может возникнуть в сфере персонала.
Я не предусмотрел проблему кадров — не так-то просто подобрать людей, которые будут по-хорошему болеть делом вместе с тобой. Я перевидал много технологов и кондитеров, и у меня сформировалось мнение: та школа, что есть сейчас, крайне слабая. Специалисты то и дело пытаются где-то сэкономить, работают машинально — как обезьянки, катастрофически мало творчества, креатива. Мне проще самому вырастить кондитеров, я отдаю предпочтение людям без опыта. Потому что переучивать еще сложнее, — рассказывает Глеб Белоглазов.
Вдобавок, по его словам, проблему создают ведущие кондитерских мастер-классов, которые ездят по городам и весям и за 30-40 тыс. руб. учат людей делать сладости. Знания и навыки, говорит шоколатье, многие из них дают весьма посредственные, люди после таких уроков тоже не способны качественно работать на фабрике. А отдельная беда рынка — домашние пекари.
Глеб Белоглазов: «Я сам таким был и понимаю опасность: самоорганизации нет практически ни у кого. Условно говоря, можно конфеты делать в трусах, поковырявшись в лучшем случае в носу и не помыв руки. И это никак не проконтролировать! Пекари-надомники любят заявлять, что используют только натуральные ингредиенты, но сказать можно все что угодно. А люди массово покупают эти торты детям, хотя неясно, где они изготовлены, кто их мешал, мыли миску, не мыли. Бог его знает. Берут, потому что торты яркие, а в нашем деле как в море: чем ярче, чем ядовитее. Я так говорю не потому, что у меня уже есть производство, и домашние пекари мне конкуренты. Я не против них, не против частного бизнеса. Но он должен как-то контролироваться».
Впереди — Париж и Китай
При этом, по словам бизнесмена, его собственное производство контролирующие и надзорные органы не кошмарят. Более того, он утверждает: в стране созданы все условия для ведения малого бизнеса. «Мне дали двухгодовые льготы по налогам. Меня не мучают пожарные, но я сам понимаю, что нужно делать в этом направлении и при проверке покажу, что у меня все правильно. Роспотребнадзор меня тоже не кошмарит, мы с санврачами работаем постоянно — они ходят берут пробы, замеряют уровень шума, света. Нам бояться нечего, я привожу все к стандарту», — говорит Глеб Белоглазов.
И добавляет: через три года он намерен открыть свой бутик в Париже — чтобы показать, что российские шоколатье не хуже французов, бельгийцев или швейцарцев, а лучше, потому что креативнее. Также он хочет начать продажи в Китай — по словам бизнесмена, жители КНР сейчас занимают первое место в мире по потреблению шоколада. Работа в этом направлении уже ведется, отмечает он.
«Чем больше я смогу продавать своих конфет, тем быстрее приду к этой цели. Можно, конечно, и сейчас найти инвестиции и поехать в Париж. Но нет. Все должно произойти в рамках естественного развития бизнеса. Сначала я заполоню конфетами Россию: сейчас продаю их в Екатеринбурге, в области и на Севере, но очень скоро географию поставок расширят обе столицы, Новосибирск и другие города-миллионники. Сейчас решаю, либо буду открывать там производства либо сработает филиальная система, возможно, ставку сделаю на кофейни. Или еще вариант — строить огромный завод там, где будет логистически удобнее работать. Но предпочтительнее все же небольшие цеха возле каждого города, потому что если конфета полежит месяц-два, она уже не такая вкусная. Свежая конфета — как свежее мясо или рыба», — говорит шоколатье.
Также он не исключает, что к производству конфет добавится выпечка — эклеры. Плюс паста. После прошлогодней поездки в Италию Глеб Белоглазов решил, что ничего не мешает ему производить качественный продукт из хороших ингредиентов в России. Бизнесмен резюмирует:
Мы всегда боимся перемен, потому что есть кредиты, ипотека, и ты должен поддерживать для своей семьи тот уровень жизни, к которому вы привыкли. Тяжело решиться и уйти резко вниз, вложиться в новое, потерять старое. Но я хочу жить лучше, покупать больше, хочу выучиться на пилота и купить самолет, хочу, чтобы мой логотип стал узнаваемым брендом, а для этого нужен инструмент — деньги. Поэтому нельзя останавливаться на достигнутом.
Изнанка шоколадной фабрики BeChoco. Как и из чего делают сладости, а также секреты шоколатье
Глеб Белоглазов провел для DK.RU экскурсию по своей фабрике и раскрыл секреты шоколатье: сколько времени живет конфета, при какой температуре ее нужно есть, почему российский шоколад слаще европейского, и как спокойно работать, когда вокруг сладкая еда.
В заготовочном цехе идет черновая работа: обрабатывают сухофрукты, заготавливают, к примеру, апельсины — чистят их и нарезают. Помещение также может превратиться в демо-зал для проведения мастер-классов — в планах Глеба Белоглазова приглашать на фабрику кондитеров-звезд и обучать профессионалов.
В основном производственном цехе одновременно могут работать десять человек.
Все построено так, чтобы производить большие объемы продукции с минимальным количеством людей.
Процессы автоматизированы. Компьютер установлен сенсорный, так что кондитеры в работе не используют бумажные носители, а выбирают нужный рецепт на экране. Если нужна дополнительная информация, можно выйти в Интернет. Также в цехе установлены колонки — можно слушать музыку для поднятия настроения. Как говорит шоколатье, при плохом настрое конфеты получаются невкусными.
Стол в цехе гранитный. Натуральный камень равномерно и быстро охлаждает шоколад
Шоколад имеет кристаллическую решетку, при нагревании она ломается, затем нужно ее правильно восстановить: охладить его и снова нагреть — тогда он получится идеально гладким и будет хрустеть, если его ломать. Неправильно кристаллизированный шоколад рыхлый и некрасивый.
Второй способ кристаллизовать шоколад — купить такую машину. Это оборудование стоит 1,5 млн руб.
Туда входит порядка 24 кг шоколада, внутри он нагревается до 45 градусов. Затем идет процесс охлаждения до 27 градусов и снова нагрев. Машина позволяет темперировать шоколад непрерывно.
Инвестиции в производство очень большие, говорит Глеб Белоглазов. Например, одна такая тележка стоит около 30 тыс. руб. Почти все делалось под заказ по эскизам шоколатье.
Над столом висят розетки — кондитерам удобно работать: можно присоединить миксер и другую необходимую технику.
Формы для корпусных конфет
Они в шоколаде, потому что процесс их производства непрерывный
Моечная. Здесь моют и сушат посуду.
Форма для нарезных конфет — так называемая гитара.
С ее помощью нарезают начинки, например, ганаш. После ганаш пускают в глазировочную линию, где поливают шоколадом.
Шоколад фабрика использует бельгийский. Как говорит Глеб Белоглазов, за шесть лет работы в компании Barry Callebaut он видел, как и из чего там производят этот шоколад, знает всю структуру и уверен в качестве.
Изначально шоколад выглядит как гранулы-таблеточки. Шоколатье объясняет: индустриальный шоколад отличается от шоколада HoReCa тем, что его делают по рецептуре производителей и используют, как правило, самые распространенные в мире сорта какао-бобов. Для шоколада HoReCa берут купажи какао-бобов, рецептам которых по сотне лет. В итоге такой продукт вкуснее и ароматнее.
Как говорит Глеб Белоглазов, шоколад, который производят в России, отличается от импортного тем, что он слаще. Дело в том, что за рубежом используют тростниковый сахар, а у нас — свекольный. Также на Западе берут натуральную ваниль, а в РФ — ванилин.
В среднем конфета живет 1,5 месяца, сделать ее «долгоиграющей» — целое искусство. На фабрике для этого экспериментируют с начинкой — подбирают соотношение глюкозы, соли, сахара так, чтобы они абсорбировали лишнюю влагу. В планах — покупка специального аппарата, который замеряет остаточную влагу в начинке. Стоит такой порядка 50 тыс. евро.
Орехи покупают сырыми, сами шелушат и обжаривают. Как говорит шоколатье, орехи, как и мясо, можно обжарить по-разному — well-done, medium rare и пр.
Это новый продукт — конфета с фиником, в котором находится миндальный орех. Сверху — сушеная черника и брусника. Оценивает вкус новинок тестовая группа — девушки, работающие в офисе по соседству.
Новинка на фабрике — тепловой шкаф. Раньше шоколад топили в микроволновке, теперь ставят контейнеры в специальное оборудование и экономят время.
Японский рефрактометр за 40 тыс. руб. — один из первых инструментов, которые приобрел Глеб Белоглазов для своей фабрики. Он измеряет количество сухих веществ в массе. Рефрактометр незаменим при производстве мармелада — с его помощью сладость всегда получается стабильного качества.
Дражеровочная комната. Барабан может производить тонну драже в сутки: он вращается, внутрь заливают шоколад, происходит охлаждение массы, затем полив начинки, наносятся слои глазури.
Отрабатывать технологию приходилось самим — методом проб и ошибок, потому что в городе нет специалистов, которые бы понимали, как делать правильное драже, говорит шоколатье.
В цехах установлены видеокамеры, владелец видит, что происходит на предприятии в режиме онлайн. Специальные датчики контролируют влажность и температуру воздуха. Проблема влаги остра, говорит Глеб Белоглазов, поэтому везде стоят кондиционеры и осушители.
Место упаковки, где продуктам присваивается штрих-код. Коробки делают специально под Be Choco. Упакованные конфеты запаивают в термопленку и везут клиентам.
Есть конфеты нужно при температуре 20-22 градусов, тогда тепло тела не будет тратиться на растапливание шоколада, а вкус будет просто обволакивать рецепторы.
На складе набор ингредиентов: шоколад, черешня, сгущенное молоко, сливки, какао-масло и др. Стоит алкоголь — для части продукции используют ром.
В трюфели добавляют коньяк марки Courvoisier.
Как говорит владелец фабрики, к шоколаду привыкаешь и спокойно работаешь среди сладостей. Бывает, что приходится даже выбрасывать оставшуюся начинку для конфет. «Раньше остатки забирали мои друзья, но потом и они это бросили. Наедаешься этим всем», — говорит шоколатье.