Как ЦБО зарабатывает на бизнес-гуру
эксперты Александр Денисов генеральный директор компании «КСК» Ольга Жигальцова генеральный директор ЦБО Виктор Жиляев генеральный директор центра БО «Жиляев и Партнеры» Владимир Тарасов преподават
эксперты
Александр Денисов
генеральный директор компании «КСК»
Ольга Жигальцова
генеральный директор ЦБО
Виктор Жиляев
генеральный директор центра БО «Жиляев и Партнеры»
Владимир Тарасов
преподаватель ЦБО
Станислав Хайниш
визит-профессор ЦБО
Зачем делать тренера модным
На что реагируют покупатели бизнес-программ
Содной стороны, российским операторам бизнес-образования (БО) не нужно изобретать велосипед — достаточно посмотреть, какие темы были популярны на Западе лет пять назад, проанализировать их и выбрать ноу-хау и методики, адекватные сегодняшнему уровню развития отечественного бизнеса. С другой стороны, нашим операторам сложнее обосновывать бизнесменам ценность очередной программы из-за молодости российского рынка БО (16 лет, при этом самостоятельным сектором экономики Минэкономразвития признало его только в 2002 г.).
Один из лидеров уральского бизнес-образования — ЦБО1 — за 12 лет своего существования разработал собственную многоэтапную маркетинговую стратегию продвижения образовательных программ — от мониторинга рынка до продажи услуги. Но слова «стратегия» здесь стараются избегать, называя свои фирменные маркетинговые находки «слониками».
В БО традиционно предложение формирует спрос. Бесполезно продавать знания, которыми клиент уже владеет. Операторам приходится опережать потребности заказчиков, формируя интерес к темам, которым еще только предстоит стать актуальными.
Как вспоминает Ольга Жигальцова, генеральный директор ЦБО, такой подход практикуется с начала 90-х гг., когда термина «бизнес-образование» еще не существовало — только-только появилось понятие «образовательная услуга». Последняя отличалась от привычных курсов повышения квалификации тем, что делался акцент на поиск резервов развития бизнеса и в итоге на увеличение прибыли учащегося-предпринимателя. Г-жа Жигальцова: «В то время не было оформленной потребности в специальных знаниях, потому что бизнес был принципиально другим: тут купил, там продал, главное — дельта цен (понятия маржинальной прибыли еще не было в обиходе). Чему тут учиться? Услуга появилась на рынке раньше, чем потребность в ней».
Одной из первых программ ЦБО в 1996 г. стал «Эффективный менеджмент» профессора Академии народного хозяйства АЛЕКСАНДРА КУРИЦЫНА — пионера в области интеграции восточной и западной систем управления персоналом. Рекламные растяжки с названием курса и телефонами ЦБО висели по всему городу, реакция не заставила себя долго ждать. Ольга Жигальцова рассказывает: «Вначале чаще всего спрашивали: «А «менеджмент» — это что такое?» Мы разъясняли. За любопытством, как правило, следовало недоумение: «Я руковожу заводом уже 25 лет, вы можете еще чему-то меня научить?!» И вновь шли пояснения. Если звонивший дослушивал, то, как правило, уточнял детали, и дальше мы уже обсуждали его участие в курсе». В результате программа собрала 45 человек — в два раза больше, чем рассчитывали организаторы, ориентируясь на московский стандарт в 20-25 человек.
Ситуация полностью повторилась, когда ЦБО вывесил растяжки с рекламой своей следующей программы — в этот раз по маркетингу. Первой реакцией было любопытство, выяснение, что значит слово «маркетинг», затем удивление, зачем это нужно в условиях дефицита, когда товар не залеживается в принципе, и, наконец, уточняющие вопросы и заявка на программу.
По наблюдениям г-жи Жигальцовой, схема работает до сих пор, правда, с поправками: во-первых, расширился бизнес-глоссарий клиентов, поэтому пояснять термины требуется все реже, во-вторых, уже нет удивления, что управленца и предпринимателя можно научить чему-то новому. Спрос на программы бизнес-образования принял вполне осязаемые формы.
Этот спрос специалисты ЦБО тщательно изучают, но, добавляет Ольга Жигальцова, чаще как способ коррекции существующего учебного плана: «Инструменты изучения спроса мы использовали с самого начала. В 1997 г. ЦБО впервые использовал «образовательные абонементы» — анкеты со списком тем, которые клиентам — действительным или потенциальным — предлагалось оценить по шкале «очень интересно, интересно, неинтересно». Заполненная анкета гарантировала участникам программ скидку. Присланные анкеты вызвали у нас замешательство: курс о соблюдении норм трудового законодательства (напомню: 1997 г.), который мы рассматривали как очень перспективный, оказался аутсайдером. Тема заинтересовала только крупные компании, подконтрольные Главтрудинспекции. Молодые фирмы в качестве актуальных назвали темы, связанные с ростом продаж, с завоеванием места на рынке».
Ситуации, когда спрос обгоняет предложение, у центров БО возникают нечасто — и всегда неожиданно. Г-жа Жигальцова вспоминает, как в 2000 г. в ЦБО позвонил серьезный клиент, уделявший своему образованию большое внимание, и попросил помочь: «Ежеквартально бухгалтер приносит мне на подпись баланс, а я каждый раз изображаю понимание, что там в активах, что в пассивах Объясните мне на пальцах, что обозначают статьи документов, которые я подписываю!» Так в ЦБО появился курс «Финансы для руководителей».
Параллельно с выбором темы идет поиск тренеров и преподавателей-консультантов. В ЦБО преподавателей традиционно делят на «звезд» и «звездочек». Первые — это гуру с мировым именем, вторые — талантливые, но малоизвестные столичные преподаватели, в том числе живущие и работающие в Екатеринбурге и других крупных городах.
Чем отличается гуру от хорошего «обычного» преподавателя? По мнению Ольги Жигальцовой, тем, что «обычный» преподаватель дает информацию, инструменты, рекомендации, методологию, систему пошаговых действий — все на высоком уровне. А гуру на эту базу накладывает философию. Г-жа Жигальцова: «Современный опытный руководитель обладает большим багажом знаний и навыками самостоятельного поиска необходимой информации. Многие клиенты ЦБО занимаются самообразованием с помощью книг и Интернета, посещая всего одну-две программы в год. Как правило, это «звездные» программы, которые объединены в ЦБО общей тематикой «Развитие менеджерской ментальности». В них затрагиваются вопросы не только современных подходов к ведению бизнеса, нового инструментария и технологий менеджмента, но и развития личности, психологические и морально-этические аспекты управления».
Маркетинговая аксиома — даже классический продукт необходимо периодически обновлять — применима и к БО. Есть два сценария пополнения тренерского состава ЦБО. Первый — специалисты центра сами выходят к интересному преподавателю с предложением о сотрудничестве. Второй — тренеры присылают резюме в центр. В обоих случаях отношения выстраиваются поэтапно. На собеседовании выясняется, каковы ценности сторон, стилистика взаимоотношений с клиентом, и уже затем обсуждаются цели и условия предполагаемого сотрудничества. Далее запускается пилотный проект преподавателя. Как правило, это корпоративная программа для проверенных клиентов. В случае успешного «пилота» с преподавателем заключается годовой контракт. Контракты для приглашенных и местных тренеров различны. С первыми обязательно оговаривается эксклюзивность продукта — подготовленную бизнес-программу тренер вправе проводить только через ЦБО. Тренеры из Екатеринбурга тоже подписывают документ без пункта об эксклюзивных правах оператора на продукт — по словам Ольги Жигальцовой, ЦБО не всегда заинтересован в привлечении большого количества участников на «простые» курсы: «Все-таки мы позиционируемся как компания, работающая со звездами, и основные усилия направляем именно на такие проекты». Соотношение «простых» и «звездных» программ в ЦБО составляет 35 на 65% соответственно.
Одним из самых важных аспектов стратегии продвижения программы в ЦБО считают грамотное определение ее целевой аудитории. Как говорит «звездный» преподаватель ЦБО ВЛАДИМИР ТАРАСОВ, «не надо учить впрок». Неправильно адресованная или несвоевременная информация может пойти и во вред.
Все программы, в том числе сборные, в ЦБО делят на две основные группы: для VIP- и для middle-менеджеров. Каждой группе соответствует свой тренерский состав и свои методы продвижения программ. «Как-то раз мы допустили ошибку, устроив бизнес-курс для бухгалтеров в пятизвездочном Атриум Палас Отеле, где традиционно проходят семинары для VIP, — делится г-жа Жигальцова. — В результате программа успеха не имела: бухгалтеров отпугнула площадка, а руководителей не привлекла тема».
Запланировав осенью 2007 г. программу Джанелл Барлоу «Сегодня миром правят бренды», в ЦБО сознательно пошли на двойной риск: тема программы была «перспективно актуальной», а тренер — мировой гуру, местной аудитории неизвестный. Несмотря на это, руководство ЦБО рассчитывало на ажиотаж, полагаясь на свой опыт раскрутки тем и имен. Но в этот раз ажиотажа не произошло. На программу пришло около 80 человек — меньше, чем было запланировано. Выясняя причины непроявленного интереса, специалисты ЦБО пришли к выводу, что клиентов отпугнули цены. «Стоимость программы соответствовала уровню преподавателя — один день в зависимости от срока оплаты стоил от 17 до 20 тыс. руб., т. е. полный двухдневный курс обходился в 1 тыс. евро, — говорит Ольга Жигальцова. — Многие не решились выложить такую сумму за незнакомого тренера и незлободневную тему».
Продвигать бизнес-программы для middle-менеджеров гораздо сложнее, чем для VIP, считают в ЦБО. Если во втором случае воздействие рекламы идет непосредственно на потребителя, то в первом она должна пройти несколько инстанций. Вначале информация попадает к HR-менеджеру, ответственному за развитие персонала и, к сожалению, не всегда обладающему достаточной экспертной компетенцией. Он должен заранее провести экспертизу программы и сделать соответствующие выводы: насколько тематика программы актуальна для компании на конкретном этапе, нужно ли в ней участвовать, а если да, то какому именно специалисту. Затем он представляет свои аргументы руководителю, и тот решает, насколько стоимость участия его специалистов в программе соотносится с прогнозируемой отдачей. «В рекламе программ для middle мы делаем основной упор на практическую пользу, — уточняет г-жа Жигальцова. — Мы конкретизируем темы, предлагая клиентам не общие проблемы, а наиболее актуальные для него задачи. Двенадцать лет назад мы в течение двух дней объясняли, что вообще такое маркетинг. Десять лет назад мы рассказывали о технологии продаж для появившейся новой профессии менеджера по продажам. Сегодняшняя классика, т. е. постоянно вызывающая интерес методика, — возражения по цене или работа с дебиторами».
Работая с категорией VIP, ЦБО делает ставку на эксклюзив: «самые лучшие тренеры», «самые модные на Западе программы». Основная сложность — доказать, что предлагаемый продукт и есть то «самое-самое». Ольга Жигальцова: «Что такое «мерседес», знают не только те, кто на нем ездит. Имена эстрадных звезд тоже у людей на слуху. А фамилии тренеров, тем более никогда раньше Россию не посещавших, нашим бизнесменам ничего не говорят. Приходится каждый раз прикладывать усилия». Основные трудозатраты ЦБО связаны с раскруткой состоявшихся звезд. Программы гуру, хорошо известного во всем мире, стоят дорого — от 1 тыс. евро за паблик-место. Но если в России этого гуру никто не знает, то, как бы ни была интересна покупателю его программа, заплатить за нее многие не готовы. «И тогда мы обращаемся к нашим фирменным рекламным ходам — «слоникам», — поясняет г-жа Жигальцова.
В ЦБО пришли к выводу, что особенно действенный (хотя и дорогой инструмент — от 30 до 45 тыс. руб. за шт.) — уличные растяжки. Они большие, яркие, не заметить их сложно. Но простого внимания к растяжке недостаточно — важно, чтобы клиент ассоциировал себя с информацией на ней. Так как целевая аудитория гуру — это прежде всего первые лица, на растяжке обязательно располагаются буквы VIP и расшифровка: «Для руководителей и владельцев бизнеса». Дальше — краткая и емкая информация о тренере: «Международный консультант по управлению», при этом иногда указываются страны, в которых он работает.
Важно правильно сформулировать лозунг мероприятия и его тему. Пятидневный курс СТАНИСЛАВА ХАЙНИША ЦБО продвигал под лозунгом «Пять дней, которые изменят Ваш бизнес», а тема была сформулирована так: «От стратегии выживания к стратегии активного развития». «Слова «изменение», «выживание» стали настоящим инсайтом — драматические, агрессивные, они сразу привлекли внимание аудитории», — вспоминают в ЦБО. И курс прошел тоже ярко, с инсайтами участников.
Следом за растяжками появляются рекламные материалы в деловых изданиях и на бизнес-порталах. «Начинать с этого неэффективно, — предостерегает Ольга Жигальцова. — К моменту публикаций фамилия тренера должна немножко намозолить глаза с растяжек, отложиться в памяти клиента».
Когда гуру приезжает в Екатеринбург, ЦБО устраивает пресс-конференции, на которые помимо журналистов приглашает HR-менеджеров и руководителей служб персонала, чтобы они оценили преподавателя, курс и могли рекомендовать его начальству.
Последний этап — активные продажи. Если клиента заинтересовала информация и он позвонил, то, как правило, его первый вопрос: сколько стоит? По мнению г-жи Жигальцовой, важно понимать — без знания того, за что вы собираетесь платить, этот вопрос некорректен: «Представьте, что вы позвонили в магазин с вопросом, сколько стоит костюм. Ведь вас обязательно спросят, о каком костюме идет речь — от Пьера Кардена, Нины Риччи, летний-зимний, из какого материала Вот и сейчас позвольте спросить: вам имя, например, Владимира Константиновича Тарасова уже известно?.. Дальше необходимо «расширить картину мира» собеседнику. Важно, чтобы разговор не превратился в монолог: клиента нужно провоцировать на вопросы, чтобы он ощущал собственную заинтересованность. И только когда удалось сформировать понимание ценности обсуждаемой программы, можно переходить к конкретным цифрам».
Работоспособность такой методики проверена временем: программы ЦБО стабильно собирают своих слушателей — группы (в зависимости от формата) от 25 до 85 человек.
В последние годы ЦБО делает ставку на звездные сборные программы в выездном формате. Из последних — путешествие в Китай — Тибет с темой «Стресс-менеджмент», в 2008 г. запланированы поездки в Индонезию и Сингапур, Индию, Непал, Японию. «В таких мероприятиях наиболее ярко проявляется важная тенденция — делать акцент на философском и психологическом аспектах менеджмента, — отмечает Ольга Жигальцова. — В условиях перемены места эффективнее всего происходит изменение масштабов сознания». По наблюдениям специалистов ЦБО, вначале выездные мероприятия клиенты воспринимают как форму туризма, модное развлечение. По словам г-жи Жигальцовой, понимание практической пользы от программ приходит позже, через некоторое время после поездки, когда руководитель фиксирует изменение своего отношения к привычным явлениям. АЛЕКСАНДР ДЕНИСОВ, генеральный директор компании «КСК», один из постоянных клиентов ЦБО, рассказывает: «Раньше раздражала текучка кадров: я воспитываю специалистов, трачу средства на их обучение, а они уходят. Вернувшись из поездки в Тибет, поймал себя на мысли, что стал воспринимать текучку как личный вклад компании в развитие цивилизованного, высокопрофессионального рынка».
Количество выездных сборных тренингов в ЦБО растет: если в прошлом году их было всего два, то на 2008 г. уже запланировано четыре, и руководство рассматривает вопрос о включении в программу дополнительных мероприятий такого формата. Если стоимость сборных бизнес-курсов, проводимых в Екатеринбурге, не превышает 45 тыс. руб., то учебная поездка обойдется в 3-4 тыс. евро. Цены могли бы быть и выше, но ЦБО работает напрямую с иностранными компаниями, отсекая посреднические звенья в виде российских турагентств.
«Доля выездных программ ЦБО будет только расти, — добавляет Ольга Жигальцова. — Это продиктовано, во-первых, выраженным эффектом для слушателей, во-вторых, уже достаточно сформированной клиентской базой тех, кто нас попробовал в этой сложной зарубежной работе и проникся доверием». В ЦБО пока не раскрывают, какие новые формы программ они готовят для клиентов. «Всегда есть куда развиваться, — говорит г-жа Жигальцова. — Иностранные поездки мы уже попробовали, но космос еще не охвачен».
ЦБО обеспечивает уверенность в аудитории
Станислав Хайниш2
визит-профессор ЦБО:
— Прежде всего я — практик-консультант по управлению. Бизнес-тренинги для меня — не основная профессия, а средство передачи практического опыта менеджмента. Эту позицию я озвучил Ольге Жигальцовой сразу, как только она пригласила меня в ЦБО вести мастер-классы, и поставил условие: на программе должны быть только первые лица, чтобы информация не искажалась при передаче. Это мое стандартное требование, но, как показывает практика, операторам в лучшем случае удается сформировать группу, наполовину состоящую из собственников и руководителей бизнеса. Приходится уступать — главное, чтобы планка не опускалась ниже 50%. ЦБО удалось не только обеспечить процент первых лиц в зале, но и собрать группу, в два раза превышающую московский стандарт: на мастер-класс пришло 40 слушателей. Дело было в 2004 г., с тех пор я ежегодно провожу шесть-семь мастер-классов, из них два-три — через ЦБО.
В России приняты разные варианты расчетов с преподавателями. Я предпочитаю определять количество стандартной группы и за это получать фиксированную преподавательскую ставку, а начиная с конкретного количества слушателей, участвовать уже в делении прибыли от программы. Обычно сотрудничаю с компаниями БО по жесткой схеме: стандартные группы определяю небольшими, но для ЦБО смягчаю условия. Во-первых, ЦБО продолжает укомплектовывать большие группы с аудиторией высокого уровня, поэтому половина проведенных мастер-классов приносит мне один-два контракта на корпоративное консалтинговое обслуживание. Во-вторых, цены на БО в Екатеринбурге выше, чем во многих российских регионах, они почти сравнялись с московскими.
«Звездные» программы — это затратный пиар оператора
Виктор Жиляев
генеральный директор центра БО «Жиляев и Партнеры»:
— До прошлого года компания «Жиляев и Партнеры» предлагала три вида программ: тренинги продаж, модульные тренинги для руководителей и собственников бизнеса и семинары мирового уровня, их проводили специально приглашенные зарубежные тренеры-гуру. В 2005 г. мы работали с президентом европейского подразделения компании Guerilla Marketing International Полом Хенли, профессором Стокгольмской школы экономики и соавтором бестселлера «Бизнес в стиле фанк» Йонасом Риддерстрале, членом Европейской сети консультантов доктором Хансом Бегиром.
Эти курсы пользовались успехом, они собирали от 150 до 230 слушателей, притом что точка безубыточности была около 80. Но организовать эти программы было слишком сложно — приходилось инвестировать почти неподъемные средства, а главное, тратить много времени и нервов: проводя такие мероприятия, невозможно до конца быть уверенным, что вложения окупятся.
Подготовка начиналась за три месяца до старта бизнес-курса. Тренерам выплачивалась часть гонорара (один день Риддерстрале, например, стоил около 1 млн руб.), рекламным агентствам перечислялись деньги за проведение кампании. Стоимость рекламных щитов и модулей — до 20% оборота. Чтобы затраты окупились, наши менеджеры трудились денно и нощно, почти не уделяя внимания остальным проектам компании. После каждого звездного семинара работа в «Жиляеве» вставала — персонал выматывался, приходилось давать по два-три дня отдыха.
Два-три «семинара мирового уровня» по трудозатратам равнялись всем остальным нашим тренингам. При этом отдача — и финансовая, и психологическая — со звездных программ была не слишком ощутимой. Они помогли нам сформировать имидж смелой и современной компании, но пиар оказался слишком дорогим.
Сейчас мы полностью отказались от звездных программ, оставив в расписании мои бизнес-курсы по продажам и модульные тренинги для высшего звена, которые ведет Александр Фукс. В 2007 г. оборот увеличился в три раза по сравнению со «звездным» 2005-м.
2 Доктор технических наук, профессор, визит-профессор АНХ при Правительстве РФ, директор Центра управленческого и инвестиционного консультирования Международного НИИ проблем управления, визит-профессор Туринского центра подготовки кадров (Италия).