Как чрезмерные амбиции губят бизнес. Видные компании, которые ушли с рынка в 2017 г.
Авиакомпании, автодилеры и рестораторы, набравшие кредиты в расчете на быстрое восстановление рынка, в итоге не смогли их обслуживать и разорились. Закрывались и откровенно бессмысленные проекты.
2017-й стал годом банкротства авиакомпаний, ритейлеров и сомнительных стартапов. Чаще всего бизнес рушился из-за неподъемных долгов, устаревшей концепции или неработающей бизнес-модели. Некоторые компании ушли с рынка, посчитав более целесообразным зарабатывать на сдаче площадей в аренду.
«ВИМ-авиа»
Компания входила в топ-10 авиаперевозчиков России и была одним из лидеров рынка чартерных перевозок. В мае-июне «ВИМ-авиа» массово отменяла чартерные рейсы, а в сентябре десятки ее регулярных рейсов были задержаны из-за долгов перед аэропортами и поставщиками топлива. Еще в начале года на авиарынке «все были удивлены агрессивным расширением флота» перевозчика за счет дальнемагистральных самолетов, писал «Коммерсантъ». Вероятно, «ВИМ авиа» сделала ставку на китайских туристов, но ей не хватило экипажей, а популярность российского направления среди граждан КНР упала из-за укрепления рубля.
«ВИМ-авиа» прекратила полеты 15 октября. У авиакомпании остались долги перед ФНС (до 500 млн руб.) и сотрудниками: на 1 октября в штате перевозчика числились 1398 человек, 833 из которых уже уволились. 12 декабря совладелец «ВИМ-авиа» Рашид Мурсекаев был заочно арестован по обвинению в злоупотреблении полномочиями. Сейчас сертификат эксплуатанта «ВИМ-авиа» ограничен, выполнять рейсы она не может.
Впрочем, разоряются не только российские авиакомпании. В Европе в этом году прекратили полеты два крупных перевозчика, немецкая Air Berlin и британская Monarch Airlines, а итальянская Alitalia начала процедуру банкротства. Air Berlin ушла с рынка из-за хронической убыточности, а Alitalia продолжает работать, получив займ суммой €600 млн, которого должно хватить на полгода, пока идет поиск инвесторов. Однако счет реструктуризациям долга в итальянской авиакомпании уже потерян.
«Независимость» в 2012–2013 гг. занимала 13-15% региональных и московском авторынках, но в 2013–2016 гг. продажи группы начали стремительно падать. В прошлом году дилер продал на 27,5% меньше автомобилей, чем в 2015 г., тогда как в среднем падение по рынку составило 11%. Бизнес-модель компании не соответствовала новым экономическим реалиям: «Независимость» бурно развивалась на заемные средства (ее долг перед банками превышает 6 млрд руб.), пока рынок рос, но после снижения продаж рентабельность бизнеса, по сути, оказалась отрицательной, говорил РБК аналитик «Алор-Брокер» Кирилла Яковенко. Дилер рассчитывал, что рынок восстановится также быстро, как после кризиса 2008 г., однако спад 2014 г. оказался более продолжительным. Упали и продажи, и рентабельность новых автомобилей, говорил «Ведомостям» представитель «Независимости». Но еще до кризиса 2014 г. компания управлялась неэффективно, было много необоснованных трат, возражал неназванный сотрудник автодилера.
Ресторанный холдинг «Г.М.Р. Планета гостеприимства» управлял ресторанными сетями «Восточный базар», «Елки-палки», Yamkee, сетью кафе «Маленькая Япония», американской сетью пиццерий Sbarro в России. В конце 2014 г. в компанию входило примерно 300 заведений. Тогда, после девальвации рубля и введения продуктового эмбарго себестоимость производства в Sbarro выросла примерно вдвое, у сети возник кассовый разрыв, в конце 2015 г. сотрудники бастовали из-за задержки зарплат, а в середине 2016 г. американская Sbarro расторгла контракт с ресторанным холдингом. В сентябре 2017 г. владельцы «Планеты гостеприимства» решили свернуть бизнес. У компании насчитывалось 4,5 млрд руб. долгов. Совладелец холдинга Мераб Елашвили говорил «Ведомостям», что компанию подкосили не только санкции, но и падение благосостояния граждан, рост арендных платежей и снос построек, которые мэрия Москвы посчитала незаконными. Эксперты ресторанного рынка считают, что «Планета гостеприимства» не успевала идти в ногу с рынком.
Выручка ритейлера снижалась с 2013 г. На момент закрытия продовольственная сеть насчитывала 120 магазинов в Москве: супермаркеты «Седьмой континент» и гипермаркеты «Наш». В июле 2017 г. стало известно, что владелец сети Александр Занадворов полностью выходит из розничного бизнеса. Он продал права аренды всех магазинов и бренда другим ритейлерам: X5 Retail Group, «Азбуке вкуса» и «Ленте». При этом торговая недвижимость осталась в собственности г-на Занадворова. Участники розничного рынка рассказывали РБК, что он пытался продать «Седьмой континент» как полноценный проект, но магазины сети оказались слишком разноформатными.
Интересно, что в США розничные сети сейчас переживают тяжелые времена из-за экспансии онлайн-ритейлера Amazon и интернет-торговли в целом. Чем больше растут продажи в онлайне, тем сильнее страдают традиционные магазины. Возник даже термин «ритейл-апокалипсис», под которым подразумевается массовое закрытие торговых точек, начавшееся в 2016 г. Так, за первые три квартала 2017 г. американские ритейлеры объявили об открытии более чем 3000 магазинов, тогда как 6,8 тыс. прекратили работу, несмотря на рост экономики и исторически низкий уровень безработицы, писал Bloomberg.
«Умная» соковыжималка
Компания Juicero, которая производила подключенные к интернету соковыжималки, привлекла от инвесторов $120 млн — в стартап вложился даже венчурный фонд Google. Соковыжималка стоила $400, плюс отдельно оплачивались пакеты со смесью из овощей и фруктов, которые доставлялись еженедельно. Однако выяснилось, что пакет можно сдавить вручную и получить сок даже быстрее. Срок годности тоже можно было проверить на упаковке.
Несколько месяцев назад Juicero объявила о закрытии: по ее заявлению, она не смогла быстро развиваться из-за отсутствия поставщика свежих овощей и фруктов.