Как элитные грузчики с Урала пакуют топов глобальных корпораций и дипломатов / ОПЫТ
«После переезда директор компании нашел много отломанных от столов ножек. А я всегда говорю: мы не гарантируем, что ничего не сломаем, но компенсируем потери». Опыт Дмитрия Заленского, «Евромувинг».
До 2007 г. Дмитрий Заленский строил карьеру военного — служил по контракту, но был недоволен заработком: тогда, вспоминает он, государство оплачивало труд военнослужащих весьма скупо. В итоге офицер принял решение уволиться и попробовать что-то свое — друг, работавший в мувинговой компании, советовал открыть подобную.
Вложений много не потребовалось: 100 тыс. руб. хватило на зарплаты сотрудникам, которых приглашали из компании того самого друга, и на аренду «Газелей» у водителей-частников. Г-н Заленский признается: это был его первый бизнес, и иных целей, кроме как заработать на жизнь, он не ставил. Поначалу компания «Сервис-Переезд» занималась обычными заказами в стиле «трезвые грузчики перевезут мебель», пока не получила крупного клиента — ИКЕА.
Не знаю, каким чудесным образом ИКЕА на нас вышла, но мы провели несколько крупных проектов — бюджеты были хорошими, маржинальность для нас вышла весьма интересной. Тогда корпорация построила в Екатеринбурге ТЦ «МЕГА», нужно было идти дальше, и они отправляли сотрудников — шведов, немцев — в другие города на новые стройки. А у крупных международных компаний это норма: если кого-то нанимают, увольняют или переводят, ему оплачивают переезд — от двери до двери. У российских корпораций так не принято, разве что Яндекс стал подобное практиковать. В общем, первый международный опыт удался: мы ничего не потеряли, не разбили. Первый раз я даже сам ездил сопровождал вещи. Это дало серьезный толчок для развития компании, — вспоминает Дмитрий Заленский.
После фирма уже могла формировать конкретные предложения по междугородним переездам. До работы со шведским концерном бизнесмен слабо себе представлял, как это делать — грубо говоря, считали на коленке. Также постепенно в компанию стали обращаться по рекомендациям, появилась возможность арендовать первый офис — на ул. Красноармейской.
Конкурентная среда тогда была в городе весьма спокойной — погоду на рынке делали несколько игроков, комментирует г-н Заленский. Они были пионерами в сфере переездов, выстраивали отрасль в постсоветский период — когда альтернатив «Трансагентству», казалось, не было. Речь о компаниях «Ассистент» и «Три Богатыря», которые продолжают работу. Остальные сотни игроков, которые предлагают услуги грузчиков в городе, считает г-н Заленский, корректнее называть псевдомувинговыми: действуют любительски, без стандартов: взял соседа — друга на «Газели», поехали грузить. А зарабатывают по большей части на дополнительных оплатах: за этаж, за пронос вещей до подъезда и т. п.
Знакомый, работавший в такой фирме, рассказывал: порой получалось договариваться с клиентом на 5 тыс. руб. за переезд, а по факту брать с него 15 тыс. Я не вижу логики в такой системе: если оплата почасовая, и мне нужно поднять вещи на пятый этаж — значит, я дольше провожусь, чем если бы нес их на первый. Так какие доплаты за этажи? По-моему, мелкие игроки по сравнению с крупными — как таксисты с вокзала и Uber. Хотя в целом рынок Екатеринбурга довольно развит — думаю, после обеих столиц он первый. Здесь компании хотя бы знают слово мувинг, в курсе, что можно так себя называть.
«А вот с клиентами беда везде, — отмечает г-н Заленский. — 90% населения страны не понимают, что такое мувинг, даже в Екатеринбурге. Наглядный пример: весной топ-менеджер одного из банков решил переехать из квартиры в коттедж. Пригласил несколько мувинговых компаний, чтобы они оценили объем предстоящих работ и их стоимость, а он бы выбрал наиболее интересное предложение. Мы долго боролись, наша цена оказалась средней — не самой высокой, но и не самой низкой. Клиент мне честно сказал: «Я не вижу разницы между вами тремя, так что мне мешает выбрать самое бюджетное предложение?». Меня это зацепило. Предложил цену ниже нижней — просто чтобы показать, каким переезд может быть. В итоге мы ничего не заработали, но и не потеряли».
После клиент звонил и говорил, что разницу прочувствовал: подслушал невольно разговоры наших сотрудников между собой — те обсуждали книжные новинки. Хотя он ожидал какой-то малосвязный мат. Я сейчас подумываю провести акцию, чтобы двигать культуру мувинга в массы — раз в месяц, например, перевозить одного счастливчика бесплатно. Нужно увеличивать процент людей, которые тоже почувствуют разницу между переездом «за пузырь» и цивилизованной услугой», — делится Дмитрий Заленский.
Французский ужас
Чтобы как-то отрегулировать рынок и контролировать псевдомуверов третейским судом профучастников, Дмитрий Заленский попытался в 2009 г. создать в Екатеринбурге мувинговую ассоциацию — по принципу объединения свердловских риелторов, Уральской палаты недвижимости. К сожалению, только одна-две компании прониклись этой идеей. Общение с игроками привело к слиянию с компанией «Арт-Мувинг», основанной тоже в 2007 г., — видение рынка и цели ее главы Игоря Максименко оказались схожими с принципами г-на Заленского, было решено, что г-н Максименко займется в объединенной компании финансовой частью и продажами, а его партнер — непосредственно производством. Результат почувствовали сразу: выросли объемы. В течение двух лет фирма развивалась в Екатеринбурге, кроме того привлекла внимание нидерландского игрока Voerman International.
У многих международных мувинговых компаний работают представительства в Москве, в том числе у Voerman, которая в этом году отметила 25-летний юбилей российского представительства. Они пригласили нас на стажировку в столицу, приезжали в Екатеринбург, смотрели, как мы работаем. В итоге предложили стать их агентом, и мы стали выполнять для них всю работу от Приволжья до Сибири. Дело в том, что конкуренты Voerman делали ставку на своих сотрудников — отправляли их в другие города, где те занимались упаковкой вещей. Туда же надо было отправлять упаковочный материал. Агент же позволяет делать стоимость услуг ниже и получать больше заказов, так что сотрудничество с голландцами стало взаимовыгодным, — рассказывает г-н Заленский.
«Самое важное — стандарты упаковки. Мы должны запаковывать вещи так, чтобы они долетели, доехали или доплыли до любой точки мира невредимыми. Для этого используются разные материалы — пузырьковая пленка, склеенная с гофрокартоном, гардеробные коробки и т. д. Все это мы закупаем в Москве, потому что на Урале ничего подобного нет. У голландцев приобретаем специальные палки, на которые нанизываются вешалки с одеждой — чтобы ничего не падало в дороге. Раньше, помню, швабры резали, на них вешалки водружали. Сейчас, конечно, смешно вспоминать — такой колхоз!», — смеется г-н Заленский. — Упаковываем мы буквально все, кроме, пожалуй, нижнего белья: для этого предусмотрена отдельная коробка, в которую клиент сам складывает свои вещи. Мы ее запаковываем и ставим отметку: «Упаковано клиентом». Бывали случаи, когда приходилось фотографировать порядок расстановки книг на полках клиента, бутылок с винами — чтобы после, при распаковке уже на новом месте, восстановить этот порядок. Для некоторых это важно».
Гардеробные коробки везут из Москвы
Начав работать с голландской компанией, Дмитрий Заленский сделал открытие: оказалось, грузчики во всех аэропортах мира одинаковые. Уральцы привычно ругают кольцовских, однако когда компания г-на Заленского встречала груз из Буэнос-Айреса, оказалось, что чемодан клиента разрезан, украдены дорогие часы. Фирма, отдавшая заказ уральцам, успокоила: «Не переживайте, это же Буэнос-Айрес. Этого стоило ожидать». Для таких случаев, говорит глава «Евромувинга», есть страховщики — европейские компании страхуют личные вещи. В России не так — услугу предоставляют единицы, и те, по словам Дмитрия Заленского, так прописывают договор, чтобы отказать в выплате.
Другим открытием стало то, что мувинг за границей порой совсем не лучше, чем в России: оказалось, что французы — одни из худших упаковщиков в мире. На позициях муверов там зачастую работают мигранты, так что, встречая грузы из Франции, г-н Заленский заранее настраивается на «полный ужас».
Враг Лукашенко
В 2012 г. Дмитрию Заленскому все надоело — он списывает это на кризис среднего возраста. Бизнесмен продал свою компанию, имущество, отдал клиентов и ушел работать «на дядю» — в компанию, занимающуюся программированием 1С. Продержался там год и получил тревожный звонок из Voerman International: голландцы и бывший партнер Дмитрия Заленского по бизнесу поругались, им нужен был новый агент.
Это послужило толчком к открытию новой компании, которой стал «Евромувинг». Ко мне вернулась часть сотрудников из прежней фирмы, подтянулись новые. Стартовали мы бодро, год был ударным — некоторые сотрудники проводили в командировках по полтора месяца, перемещаясь с заказа на заказ в разные города. Жаловались, что семью не видят, но, тем не менее, все признают: работа уникальная, именно переезды не дают завязнуть в рутине — сегодня ты в Петропавловске-Камчатском, завтра в Новосибирске… Клиенты — дипломаты, топ-менеджеры иностранных корпораций, интересно посмотреть на их быт.
Например, мы перевозили директора местного Auchan, которого повысили и отправили во Францию: три дня паковали вещи в его шестикомнатной квартире, погрузили полную фуру. Или был подряд в Белоруссии: голландцы позвонили, спрашивают, не хотите ли поучаствовать в авантюре. Нужно запаковать и отправить в Европу вещи местного оппозиционера, врага президента республики Александра Лукашенко. Белорусские муверы наотрез отказались. А мы взялись», — рассказывает глава «Евромувинга».
Интерактивная карта работ компании
И добавляет: поэтому сотрудники дорожат работой, случаи воровства у клиентов —редкость. Однажды, вспоминает г-н Заленский, мувер украл колонку для айфона. Кражу клиент обнаружил, вора вычислили и уволили. Но, отмечает бизнесмен, такие случаи происходят в любой компании, российской или международной — человеческий фактор. Так, сотрудник международной мувинговой компании рассказывал о пропаже дорогого стула при переезде. Стоимость предмета мебели клиенту компенсировали по страховке, но ему нужно было заехать в офис фирмы и подписать документы. Зайдя в контору, клиент узнал свой стул: на нем сидел охранник склада.
«Лично мне международный мувинг нравится сложностью задач: правильно упаковать и распаковать вещи — вершина айсберга. Например, мы перевозили менеджера Samsung — его отправили на пенсию и оплатили переезд до Сеула. Нужно было провести таможенное оформление вещей, потом морем отправить контейнер в столицу Южной Кореи, причем сделать это выгоднее через порт Санкт-Петербурга, а не через Владивосток. Далее мы искали субподрядчика в Сеуле, который бы встретил груз и распаковал вещи.
Вообще проходить таможню очень сложно, потому что посты в каждом городе — отдельные государства со своими особенностями. То, что считается нормой в Екатеринбурге или Новосибирске, могут совершенно не понять таможенники Челябинска. Потому что законодательство размытое. Например, международный сервис подразумевает: клиент с чемоданчиком улетел, а мы остаемся паковать его вещи и делать таможенное оформление. У нас же считается, что собственник вещей должен стоять перед инспектором лично и заполнять декларацию своей рукой. Когда говоришь таможеннику, что собственника не будет, это вызывает недоумение. Приходится делать это через таможенного брокера – законом это не запрещено. Брокер сумел доказать екатеринбургскому таможенному управлению, что так делать можно. А в Тюмени не получилось. Приходится искать выходы», — рассказывает Дмитрий Заленский.
Сложности бывают и при работе с местными клиентами, особенно компаниями. Так как международные переезды случаются не каждый день, а обеспечивать сотрудников заказами нужно, то «Евромувинг» берется перевозить офисы.
«Как правило, сохранность имущества беспокоит только руководителя. Рядовым работникам по барабану, в каком виде довезут их столы, технику — она же казенная. В итоге зачастую директорат заказывает самую дешевую упаковку для вещей штата, подороже — для себя, а потом начинаются претензии. Мы год назад перевозили офис одной крупной компании, работать они позволяли только ночами, чтобы не останавливать производственные процессы. Так вот это были четыре самых страшных ночи в моей жизни! Там вообще никому ничего было не надо. Руководство после переезда нашло много отломанных ножек от столов — это естественно при таких объемах и экономии на упаковке. И я всегда говорю сразу: мы не гарантируем, что ничего не повредим, но гарантируем, что компенсируем потери. Один из директоров также обнаружил, что муверы повредили авторские колонки из какого-то супер-дерева. Выяснилось, они лежали у секретаря. Хотя была договоренность: мы основательно пакуем только вещи, находящиеся в кабинетах руководства.
Летом одна нефтяная компания перевозила свой офис в Тюмени. Мы понимали, что если подпишемся на эту работу, и что-то пойдет не так, то потеряем репутацию и можем вылететь с рынка. Задрали ценник в два раза: если не откажутся, то уж мы хотя бы компенсируем свое возможное фиаско. В итоге отработали хорошо, поцарапали только два монитора из огромного объема техники и мебели. Откровенно говоря, такие заказы — большой стресс, и мы от них чаще отказываемся, передаем компаниям-партнерам», — говорит г-н Заленский.
Помимо вещей компания перевозит автомобили: например, дипломаты, переезжающие работать в ЕКатеринбург, везут за собой и собственные машины
Спрятать азиата
Непросто бывает и с клиентами-физическими лицами — чтобы получить заказ, нужно произвести благоприятное впечатление. Поэтому сотрудников в компанию подбирают тщательно: по словам главы «Евромувинга», принято считать, что работа грузчиком – дно, и наниматься на эти должности приходят люди со дна. Поэтому в компании слово «грузчик» запрещено, сотрудников называют муверами или упаковщиками. Костяк команды зарабатывает по 40-60 тыс. руб. в месяц. От соискателей требуется базовое знание английского языка – документы при переездах экспатов они заполняют по-английски, также часто бывает, что нужно что-то уточнить у клиента. Чтобы допустить новичка до упаковки вещей иностранца, нужно потратить минимум год, отмечает г-н Заленский.
У нас жесткие требования к внешнему виду. Как-то приходил человек, заполнял анкету. Я смотрю, у него все руки синие — в тюремных наколках. Причем он может оказаться отличным сотрудником, схватывать на лету. Но клиенты не поймут. Бывает и абсурднее: у меня в штате работает азиат, так его приходится прятать от некоторых клиентов — те заявляют: «Увидим азиатов — выгоним сразу всех». Так было, например, когда мы несколько дней упаковывали коттедж — хозяин переезжал в Барселону. Хотя сотрудник всегда с иголочки одет, чисто выбрит, очень скрупулезен к деталям. Многие компании, которые обращаются к нам не в первый раз, просят, чтобы работал именно он», — рассказывает г-н Заленский.
Требования есть и к водителям — наряду с собственным автопарком «Евромувинг» работает с частниками, у которые есть свои грузовички.
«Уставшие» авто кастинг не проходят, отечественные ЗИЛы и МАЗы — тоже. Клиенты не поймут, поясняет глава компании.
И добавляет: в ближайших планах «Евромувинга» — вступить в международную профессиональную ассоциацию. Бизнесмен объясняет: на слетах таких организаций собираются представители крупнейших мувинговых корпораций, которые раздают работу компаниям поменьше, а те, в свою очередь, спускают подряды на уровень агентов типа «Евромувинг». Во время неформальных застолий есть шанс хорошо законтрактоваться, отмечает г-н Заленский.
Плюсом после вступления в ассоциацию компания попадает в общий справочник игроков — менеджер, сидящий в Бразилии или Уганде, которому нужно отправить груз в Россию и найти там партнера, ищет компании по справочнику. Ассоциация гарантирует качество агента и своевременность оплаты его работы. Если деньги не поступают через 30 дней, организация уплачивает долг. Сейчас «Евромувинг» на пороге вступления в одну из таких ассоциаций — фирму уже проверили, аккредитовали, рассказывает Дмитрий Заленский. Вступительный взнос небольшой — $1 тыс. Помимо этого бизнесмен планирует открыть филиалы в паре городов — конкурентная ситуация позволяет:
Мы пока плаваем в «голубой лагуне» — игроков такого уровня очень мало. Даже если у кого-то еще получится перенять технологии, это не гарантия успеха. Решают в этом бизнесе люди. А хороший сотрудник приходит раз в пять лет», — резюмирует Дмитрий Заленский.
Фото: официальный сайт компании «Евромувинг», личный архив Дмитрия Заленского