«Как HR-ы власть захватили». Почему разговор по душам мотивирует лучше кнута и пряника
Мотивация сотрудников становится все более сложным вопросом. Страх перед потерей зарплаты встречается все реже, зоны отдыха и право высказаться на собрании стало нормой. Чего же хотят люди? Простоты.
Дмитрий Волошин, сооснователь проекта «OTUS. Онлайн-образование», в своем блоге на Facebook размышляет на тему мотивации сотрудников. Система кнута и пряника себя изжила, кофе и пончики в офис уже не мотивируют, принадлежность к управлению вдохновляет единиц. Что же делать, чтобы люди шли в компанию и работали там с душой?
— Горестный стон несется со всех сторон. Люди перестали работать. Еще недавно, в прошлом веке, а в некоторых странах и в этом, в моде был страх. Давайте запугаем, давайте лишим чего-нибудь. Работы, премии, рабочего места. В крупной западной консалтинговой компании ставили на несколько столов и стульев меньше, чем было сотрудников в комнате.
Зачем? Чтобы опоздавшие стояли. Хорошая практика? Не уверен, да она уже и не работает. Конечно, остаются депрессивные регионы, моногорода и отрасли с жесткой конкуренцией за рабочие места. Там страх еще живет. Но их все меньше, и все меньше страха чего-то лишиться.
Читайте также: «Россия построила карго-культ капитализма, но в такой стране будущего нет». МНЕНИЕ
Дальше пытались стимулировать поощрениями. В широком спектре: от денег до похвалить. Выяснилась забавная вещь. И того, и другого может хватать. Даже хуже, и к тому, и к другому можно приучить так, что потом, при нехватке, вызвать очень резкую реакцию, до расставания. Возникли, понятно, KPI, возникло дикое в прошлом веке понятие «поддержка сотрудника», эпично развился коучинг. Однако не помогло. Как за кнут, так и за пряник люди долго не работали.
Даже хуже, есть коллеги, отмечающие большую эффективность кнута. Он де и дешевле, и толку больше. Мол, человек потерять доход боится все время, а радуется его приобретению небольшой отрезок времени. Ну не знаю.
Дальше, в попытках повысить производительность труда, сотрудников начали вовлекать в процесс управления. Логика понятная: иди сам заставь работать себя и того парня. Чтобы сотрудник, не дай бог, не задал резонный вопрос: «А где моя менеджерская зарплата?», стали улучшать условия труда. Вот тебе гибкий график, вот бесплатный кофе, вот пуфик. Посмотри, ты по условиям пребывания в офисе ну прямо как менеджер! А, да, еще гибкие методологии, чтобы каждый чувствовал вклад в продукт. И холократия как венец этой темы.
Достигнут ли результат? Увы, нет. Выяснилось, что быть менеджерами, в смысле квалифицированно управлять людьми могут от силы 2-7% (по разным данным). Остальных это тупо напрягает. Они демотивируются и перестают работать.
Что осталось? А только одно: выстраивание человеческих отношений с сотрудником, который близок тебе по ценностям. Отсюда все возрастающая роль рекрутинга, уже как институции, прямо влияющей на бизнес-показатели через эффективность своей деятельности. Отсюда пляски вокруг эмоционального интеллекта как умения быть на равных и понимать человека в рабочей обстановке (и за ее пределами тоже неплохо бы). И, что интересно, вся менеджерская мысль пришла к простому выводу.
Все, что движет нас и наших сотрудников, называется справедливость и доверие. Эти два ощущения, встроенные в культурный код организации, дают тот самый необходимый прирост производительности труда. Выше, чем давал кнут.