Подписаться
Курс ЦБ на 21.11
100,21
105,80

Как инфоцыгане оставляют молодежь в долгах и мешают реальному бизнесу — Дмитрий Лихачев

Дмитрий Лихачев
Дмитрий Лихачев. Иллюстрация: Личный архив

«Насмотревшись инстаграма, все хотят купить не бизнес, а танцы с бубном. Хотят, чтобы их свозили в Дубаи, заказали Элджея, чтобы получилась большая тусовка, а они бы повыкладывали фоточки в соцсети».

Основатель группы компаний Lihmer Дмитрий Лихачев начал строить карьеру в 15 лет: сначала сконцентрировался на общественно-политической деятельности — был помощником депутата районного уровня, затем депутата гордумы Екатеринбурга, постепенно дорос до помощника главы города, помощника депутата Государственной думы РФ, а после выполнял поручения вице-премьера РФ. Одно время Лихачев также возглавлял Общественную молодежную палату Екатеринбурга, был участником предпринимательских сообществ города. Параллельно пробовал себя в бизнесе — в политической сфере был занят на общественных началах, так что такая возможность была. А когда обзавелся семьей, решил полностью сосредоточиться на предпринимательстве — инвестировал в недвижимость, коммерческую и жилую, с прицелом на сдачу площадей в аренду под магазины крупным сетям и под организацию апарт-отеля.   

Необходимость обустраивать помещения натолкнула бизнесмена на идею совсем другого стартапа: выяснилось, что компании, занимающиеся ремонтами квартир и офисов в Екатеринбурге, не могут предоставить клиентам элементарного сервиса — даже крупные игроки. 

Я привлекал к работе не просто ноунейм фирмы, а пользовался своими связями, на объекты заходили лидеры рынка. В итоге: открываешь кухонный шкаф, там шурупы криво закручены. Кухню в одном из номеров апарт-отеля мне переделывали пять раз. Приезжал собственник, негодовал. Я его спросил: «Если бы я был твоим родственником, ты бы мне так же сделал?». Говорит — нет. Я: «Ты что, в убыток сработал? Я что, бесплатно тебя попросил сделать заказ?». Нет, отвечает. На другом объекте я тыкал носом бригадира в массу недоработок. Особенно запомнилось то, что гофра, соединяющая унитаз с канализацией, при установке была направлена вверх. А не вниз, как должно быть. Я — клиент, занятый своим бизнесом, у меня нет времени, чтобы жить на стройке. Я заплатил за услугу и хочу получить сервис, сроки и качество. Оказалось, что это невозможно, причем не только в Екатеринбурге — во всей стране нет единого оператора по ремонту квартир, который бы предоставлял высококачественный сервис под ключ. Я решил развиваться в этом направлении, — рассказывает Дмитрий Лихачев. 

В итоге он основал ГК Lihmer, которая стала заниматься ремонтами в новостройках Екатеринбурга. Плюсом бизнесмен заключил договоры с крупными мебельными компаниями — чтобы клиенты могли комплектовать квартиры со скидками. То же с другими подрядчиками: окна, двери и др. Партнерские отношения есть и со страховыми компаниями, и с банками, говорит Лихачев: клиенты могут платить за ремонт в рассрочку либо взять кредит. Также финструктуры привлекают, когда человек хочет гарантии: работы он оплачивает по договору, переводя деньги на реквизиты банка, но финучреждение не перечисляет всю сумму в Lihmer сразу — только после того, как подписан акт приемки объекта.   

Масштабировать бизнес Дмитрий Лихачев решил посредством продажи франшиз — по аналогии с крупным игроком рынка недвижимости, риелторской компанией «Этажи». Ставку сделал на молодых ребят в возрасте от 25 до 33 лет, которые либо еще не имели своего бизнеса, и хотят попробовать себя в этом, либо уже занимались предпринимательством, но не слишком успешно. Также среди потенциальных франчайзи — предприниматели, которые хотят добавить себе дополнительное направление деятельности. Всем им Лихачев предлагает обучение продажам и нюансам стройки — не технологиям и мастерству укладки плитки, а пониманию рынка и навыкам коммуникации и продаж. Плюс обучение единым стандартам качества, принятым в компании. Бонусом франчайзи получают правильное окружение заряженных на успех энергичных предпринимателей и проработку мышления — чтобы позволить себе думать масштабно и выйти на новый уровень жизни.  

В первый же месяц, рассказывает Лихачев, в Lihmer поступило больше сотни заявок от потенциальных покупателей франшизы, однако бизнесмена ждал сюрприз: его целевая аудитория — молодые парни, желающие зайти в бизнес — требовали слетов в Дубаи, приглашенных звезд и фотографий лидера компании на новой Ламборджини. 

Дмитрий Лихачев откровенно рассказывает в колонке на DK.RU о том, как реальным бизнесменам бороться с инфоцыганами, заполонившими соцсети и мозги молодежи. И предостерегает начинающих предпринимателей от красивой мишуры в инстаграме.  

Дмитрий Лихачев, основатель группы компаний Lihmer:

— Когда я запустил продажу франшиз, за месяц нам поступило больше 120 заявок. Звонят, интересуются, что мы предлагаем. Объясняю: мы в вас вкладываемся, вы проходите обучение. Затем подключаем вас к нашей CRM-системе, вы начинаете брать объекты и платите управляющей компании процент. Чем у вас больше выручки, тем больше растет УК. Рынок в деньгах огромный, если мы запустим даже 1 тыс. франчайзи, то не закроем и 5% рынка.

«Понятно, — говорят. — А мы куда-нибудь полетим?». В Екатеринбург, говорю, в центральный офис. Здесь будет обучение, выезд на реальные объекты — будем смотреть квартиры в новостройках эконом-класса. «А где Дубаи? — спрашивают, — Где развлечения?».     

Поначалу я очень удивлялся и не понимал, какие развлечения нужны. Мне пришлось погрузиться в тему и серьезно все проанализировать. Оказалось, в инстаграме есть масса аккаунтов разнообразных продавцов франшиз и каких-то бизнес-вдохновителей, которые формируют взгляды молодежи, диктуют им определенный образ жизни и полностью владеют их умами. Всевозможные косенки (Сергей Косенко, инстаблогер, предлагающий франшизы вязаных носков, пледов с рукавами, свитеров с оленями и др. — прим. ред.) и портнягины (Дмитрий Портнягин, основатель канала на YouTube по бизнес-тематике, — прим. ред.) приучили пользователей соцсетей к красивой картинке. В итоге: парни насмотрятся сторис, где им рекомендовали бизнес — кофейню по франшизе. И кидаются туда: «Дима сказал, это круто!». Через неделю Дима рекомендует уже что-то совсем другое, и они опять бегут. Я не против Портнягина, он создал с нуля успешный канал, но выполняет он только одну миссию: вдохновляет, выступая наподобие Тони Роббинса. И хорошо, пускай — он несет такую пользу. Но молодые парни этого не понимают, не видят, что за франшизами, которые он рекомендует, нет реального бизнеса — только упаковка. 

Насмотревшись инстаграма, все хотят купить не бизнес, а танцы с бубном. Хотят, чтобы их свозили в Дубаи, заказали Элджея, чтобы получилась большая тусовка, а они бы повыкладывали фоточки в соцсети. И все это под соусом: «Мы семья осознанных предпринимателей!». Вот что сейчас модно. Стоит удовольствие около 1 млн руб. — в сумму входит цена франшизы и путешествие. Представляете, какой эффект производит такой вояж на парня из, скажем, Каменск-Уральского, который вообще впервые куда-то полетел на самолете, да еще и сразу в ОАЭ! Конечно, у него эмоции зашкаливают, он зарядился энергетикой! Но что будет в сухом остатке? Что у него останется после покупки такой франшизы и прохождения «обучения» на выезде? Через месяц никто не поинтересуется, расплатился ли он за кредит, да его даже не спросят, как дела. Тусовка кончилась, в остатке — долги и проблемы. 

Сегодня все хотят купить волшебную таблетку и ничего не делать. Ведь, как модно сейчас говорить: бизнес XXI века — это свобода. Инфоцыгане, ведущие аккаунты в соцсетях, именно это и пропагандируют — весь инстаграм заполнен этой ерундой. У них на фотографиях и в сторис не бизнес, а сплошное тревел-блогерство: поездки, моря, дорогие тачки.

Молодежь принимает эту иллюзию за чистую монету, они думают, что франшиза — это та самая волшебная таблетка. Они верят в сказку, сидя у себя в Каменске: видят фотки, на которых 50 человек съездили в Дубаи, думают: «Вот. У них же все получилось». И насмотревшись красивых сторис, где блогер сидит за рулем Ламборджини и кричит, что получает по 4-5 млн руб. в месяц, тоже хотят таких заработков — после своих 30-50 тыс. руб. зарплаты. Ставят себе цель: миллион. И рвут штаны. Они же идут на махинации, на криминал, делают ставки в букмекерских конторах. И не понимают, что на пути к миллиону нужно составить дорожную карту, поэтапно все спланировать: сначала поднять свой заработок до 100 тыс. руб., затем до 200 тыс. и так далее, шаг за шагом. Но ребята хотят прыгнуть сразу со второй ступени на десятую.

Многие сегодня явно перепутали конец с началом. Недавно меня пригласили в качестве эксперта в проект «#startup_reality. Твой ключ от бизнеса», который реализуется по инициативе главы Русской медной компании Игоря Алтушкина. Его цель — поддержать перспективные стартапы при помощи финансовых грантов. И в ходе презентаций заявок выяснилось, что многим участникам не хватает финансовой грамотности. У них есть идея, но они очень условно себе представляют, какие нужны реальные расходы. Например, одна команда просила 5 млн руб. на стартап по производству таблеток для посудомоечных машин. Хотим, говорят, закупить оборудование, снять офис, стать директорами собственного производства. Заняли деньги, взяли кредиты, вышли в торговые сети со своим товаром, а им там говорят: «Вы кто такие? Сколько заплатите за полку?». Они: «А что, за полку надо платить?».

Я им сказал: сядьте, обзвоните сто магазинов, прошерстите все сайты с аналогичным товаром. Может быть, вообще окажется, что выгоднее не производить таблетки здесь, а закупать большие партии на Alibaba, перефасовывать и предлагать сетям под их торговой маркой. Вот тогда с вами будут работать. А они начинают с конца — с офиса и должности на визитках. 

Более того, многие, напокупав франшиз, бегут тратить первые деньги и покупают пассивы. «Хочу мерседес «ешку!», — говорит такой франчайзи, и несется в автосалон, где берет кредитное авто. Конечно, ребята в инстаграме же все на дорогих тачках. И франчайзи горд собой страшно! А чем гордиться, если у тебя за твою «ешку» месячный платеж 300 тысяч? Ты где деньги-то брать будешь? Эту игрушку еще надо обслуживать. Мне просто жаль этих ребят. 

Ну, хорошо, ты держи в голове этот «Мерседес», но сначала поднимись на ступень выше, а уже потом катайся по автосалонам. Вложись, к примеру, в однушку в новостройке на стадии котлована. К моменту сдачи она вырастет в цене, и ты всегда сможешь сдать ее в аренду — на хлеб хватит в самые сложные годы. А вас, дураков, заставляют пассивы покупать…

Молодежь приучили к показному и безудержному потреблению ради потребления, у нее совсем нет моральных и нравственных ориентиров. Если можно так выразиться, они думают только о теле, но не о душе. И не понимают, что блогеры на самом деле ничего не производят, не платят налоги, и что без инстаграма они — никто.

А реальный бизнес — это работа, много работы. И фоточки не с морей, а из офиса, где ты сидишь до пяти утра — потому что в компании стратегическая сессия. И за спиной у тебя не пальмы, а флипчарт, на котором живого места нет от расчетов.   

Буду объективен: реальные франшизы в инстаграме есть. Например, Стас Рублев, который был простым аниматором, часто оказывался вообще без денег, но построил компанию и создал реальный бизнес: купил права и запустил квест-румы «Форт Боярд», «Золотая лихорадка» и «Джуманджи», основанные на известных играх. Но большинство франшиз — инстаграмные конфеты в блестящей упаковке, купив которые молодежь остается в долгах. И реальный бизнес с настоящими франшизами сталкивается с этим инфоцыганством, попадает в «солянку». А отделить одно от другого очень сложно.

Получается, что я хочу построить нормальный бизнес с четким продуктом, вкладываюсь, чтобы сделать ИТ-систему, дать качество. Я прошел все проверки, прежде чем заключать контракты с партнерами-федералами. А от меня, по сути, хотят, чтобы я купил Ламборджини и наделал фоток за рулем.

А еще — фоток из бизнес-класса, сторис на фоне пальм и из автосалона с новой крутой тачкой. Да я и так летаю бизнес-классом, мне не нужно это снимать. Я уже пришел с дорогой тачкой. И не понимаю, зачем эта показуха.

Так что нам приходится отсеивать тех, кто думает, будто мы продаем волшебную таблетку. Раз уж мы попали в эту бурю инфоцыганства, нужно тратить дополнительные силы на то, чтобы доказать, что у нас настоящий продукт, и мы можем помочь франчайзи дать результаты. У нас тоже будут бубны с танцами — тимбилдинг, как это на самом деле называется. И стресс-сессии — за границей, на морях. Но только когда мы получим реальные результаты. Только так все нормальные компании и делают. 

Как инфоцыгане оставляют молодежь в долгах и мешают реальному бизнесу — Дмитрий Лихачев 1
Самое читаемое
  • Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.
  • Уральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженогоУральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженого
  • В одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директорВ одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директор
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.